14 сентября 2004
2948

Алексей Макаркин: `Далеко не все сторонники восстановления `Великой Грузии` хотят взять в руки оружие`

Михаил Саакашвили объявил о создании в Грузии института резервистов, предположив, что подготовлены к ведению боевых действий могут быть около 40% населения республики, в первую очередь, `золотая молодежь`, которая в период боевых действий развлекается в ресторанах. Кроме того, `под ружье` могут быть поставлены и девушки. Подразумевается, что возможным противником для новой грузинской армии будет Россия. В то же время грузинские власти поддерживают своих сторонников, устроивших напротив российского посольства в Тбилиси несанкционированный скандальный митинг. В интервью Стране.Ru своим мнением о причинах подобной активизации антироссийской деятельности со стороны Грузии поделился Алексей Макаркин, политолог, заместитель генерального директора `Центра политических технологий`.

- Создание института резервистов не означает, что 40% населения будут поставлены немедленно под ружье. Они будут призываться только в кризисных ситуациях. Но, примерно представляя себе грузинскую `золотую молодежь`, которую Саакашвили публично атаковал в том же заявлении, заявив, что `пока одни воюют, другие по ресторанам сидят`, я с трудом вижу себе эту часть грузинского общества даже в образе резервистов. Хотя бы на полигоне, не говоря уже об участии в реальных военных действиях. А ведь эта часть грузинской молодежи выступает в роли `законодателей мод` для остальной части молодых людей, которые также стремятся сейчас держаться подальше от военных действий.

Конечно, Саакашвили вполне может заявить о том, что он создает корпус резервистов и будет обращать при этом внимание на принципы социальной справедливости - но нет уверенности в том, что у него в распоряжении есть серьезные механизмы, чтобы провести в жизнь эту идею. Если он ее будет проводить энергично, как это он обычно делает, - он войдет в противоречие со значительной частью грузинского истеблишмента. Который, конечно же, не собирается посылать своих детей рисковать жизнью.

В этой ситуации Саакашвили также вступит в противоречие с грузинским средним классом, то есть теми слоями общества, которые обычно являются опорой любого президента-реформатора. Сегодня в России обсуждение вопроса о возможности призыва в армию студентов вызывает серьезное общественное напряжение. Думается, что и в Грузии, где есть опасность призыва не просто в армию, но сразу на войну, вероятность того, что общество на это легко пойдет, - минимальна. Если Саакашвили будет настаивать, он столкнется с очень серьезным кризисом доверия к нему его же сторонников.

Что касается экономики, то Грузия, наверное, действительно в состоянии потянуть подготовку такого числа резервистов. Это же не значит, что в армию будет одномоментно призвано 40% населения и что будет создана пятимиллионная армия. Ну а двухнедельную подготовку в достаточно спартанских условиях экономика республики может и выдержать. Но это с технической точки зрения. Что же касается социального и политического фактора - то Грузия вряд ли сможет создать такой корпус резервистов.

В Грузии любят поговорить о том, что необходимо восстановить целостность страны. Но, вспоминая печальный абхазский опыт, далеко не все сторонники восстановления `Великой Грузии` хотят сами участвовать в этом процессе с оружием в руках. Очевидно, что, если истеблишмент будет продолжать бойкотировать приготовления к войне, на него будет ориентироваться и все остальное население.

Есть еще одна проблема. Это обнаружение Михаилом Саакашвили в армии предателей, `которые клали в ящики для патронов песок, а вместо гранат - камни`. Поднятие этой темы связанно с тем, что в Грузии часто заходит речь о восстановлении территориальной целостности и на словах все `за`, однако на практике всегда выявляется и слабая боеспособность, и коррумпированность, которую Саакашвили назвал предательством.

Не случайно Саакашвили сейчас прибегает к психологическим средствам воздействия. Например, стремление создать нового национального героя. Сегодня пиаровскими средствами идет раскрутка как образца для подражания одного из погибших в Южной Осетии грузинских солдат. Однако это действенно только в условиях осознания обществом того факта, что от его поведения зависит само существование государства, как это было в период Великой Отечественной войны в СССР. Тогда образы действительно стали образцами для подражания, поскольку было понятно, что от того, как закончится война, будет зависеть судьба не режима, а каждого жителя. У грузинского же общества, судя по всему, такого ощущения нет.

Что касается тех выступлений, которые идут около российского посольства в Тбилиси, то они, скорее всего, инспирированы властями. Разумеется, эта акция не преследует цели напугать российское руководство. Просто тем самым Михаил Саакашвили стремится использовать опыт `бархатной революции`. Для того, чтобы поддерживать своих сторонников в состоянии активности, необходимо вовлекать их в различного рода акции, дать им понять, что они востребованы режимом. И поэтому Саакашвили отыскал врага - которым оказалась в этой ситуации Россия - и теперь сторонники президента Грузии при деле. Они не только ощущают потребность власти в своих действиях, но и наверняка получают соответствующую финансовую подпитку, так что это имеет для них и материальное значение. А главное - подобные акции абсолютно безопасны для их участников. Ведь под стенами российского посольства совершенно безопасно - развлекайся, прикалывайся, издевайся - это не Южная Осетия. За спинами выступающих заметны те же силы, что организовывали митинги периода `бархатной революции` в Грузии - почерк очень похожий.

Иван Преображенский
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован