13 марта 2006
2816

Алексей Макаркин: `Грузию в НАТО не ждут`

В пятницу стало известно о том, что российское посольство в Тбилиси, некоторое время назад прекратившее выдавать визы, возобновило оформление въездных документов для граждан Грузии. Правда, речь идет лишь о некоторых категориях граждан, въезд которых выгоден скорее самой России. В то же время грузинские официальные лица с гордостью сообщили, что успешно провели переговоры с делегацией НАТО, которая зафиксировала значительное продвижение Грузии в направлении более тесного взаимодействия с альянсом. Как трактовать эти противоречивые события и можно ли говорить о постепенной нормализации отношений между Москвой и Тбилиси, - об этом корреспондент Страны.Ru Иван Преображенский поинтересовался у заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина.

- Можно ли говорить о том, что решение России возобновить выдачу виз гражданам Грузии, пусть даже и частично, свидетельствует о нормализации отношений между странами?

- Скорее можно говорить о том, что никто не хочет дополнительной эскалации конфликта. Это был предупредительный шаг, означающий, что Россия в ситуации, когда ущемляют интересы ее миротворцев в этом регионе, готова предпринять достаточно решительные меры. То есть это была своего рода демонстрация.

Теперь же Грузия не предпринимает каких-то новых резких шагов, направленных на эскалацию конфликта. В этой ситуации Россия демонстрирует свою конструктивность. Но, однако же, обратим внимание, что на сегодняшний момент Москва все-таки показывает, что не вполне удовлетворена позицией Грузии. Она как бы оценила тот факт, что Грузия сейчас не хочет эскалации конфликта, но говорить о том, что отношения снова становятся конструктивными, я бы не стал.

Мы видим, что сейчас выдача виз возобновляется только для отдельных категорий граждан, причем в ряде случаев речь идет просто об интересах России. Например, от этого запрета страдали в том числе сотрудники российских коммерческих структур, которые находятся на территории Грузии. И мы видим, что выдача виз возобновлена как раз тем людям, которые работают на российские компании в Грузии. Кроме того, речь идет об официальных делегациях, о культурных, научных и спортивных связях, а также о лицах, имеющих частные приглашения из России. Возможность для получения виз открыта отнюдь не любым категориям граждан, что свидетельствует как раз о том, что напряженность сохраняется.

- Однако можно ли говорить о том, что обе стороны не хотят эскалации конфликта? Ведь можно вспомнить недавнюю провокацию с грузинскими журналистами в Абхазии. Или переговоры Грузии с НАТО.

- Когда я говорил об отсутствии эскалации, имелись в виду какие-то глобальные шаги, которые предпринимаются грузинским правительством в вопросе по Южной Осетии или Абхазии, например, вооруженные провокации. Однако от подобного Грузия сейчас воздерживается. Если говорить о каких-то конкретных проблемах, то они неизбежно будут возникать с обеих сторон, такова природа неурегулированных конфликтов.

Что касается североатлантического блока, это тема сложная и отдельная, потому что Россия ее не увязывает с проблемами Южной Осетии и Абхазии. Этот вопрос безусловно весьма неприятен для России, но здесь Москва исходит из того, что Грузия - это самостоятельное государство, и оно имеет, конечно, право проводить собственную внешнюю политику. Было бы странно, если бы было иначе. Если бы Россия, например, говорила Тбилиси, что Грузия не имеет права делать того или иного просто потому, что это не в интересах России, и требовала бы от Грузии изменить свою внешнюю политику. Другой вопрос - это Абхазия, это Южная Осетия, где речь идет о гражданах России и где Россия выполняет миротворческие функции. Здесь как раз у России обширные возможности для воздействия. Поэтому я бы атлантическую интеграцию и внутренние конфликты все-таки разделял.

Кроме того, свои заявления представители НАТО по итогам переговоров в Грузии формулировали крайне осторожно и говорили лишь о переходе отношений альянса и Тбилиси на новый этап. То есть пока никто в НАТО вообще не говорит о том, что Грузии может быть предоставлен статус официального кандидата в альянс. Пока речь идет о декларациях, и Запад совершенно не собирается брать на себя такую проблему, как режим Саакашвили с его неурегулированными внутренними вопросами с непризнанными государствами.

И так будет до того момента, пока Саакашвили не добьется стабилизации, причем, надо отметить, мирными средствами. Все-таки в регионе проходит фактически американский нефтепровод Баку-Джейхан, буквально сейчас заканчивается его строительство, и его владельцам война не нужна. А ведь если Грузия приступит к боевым действиям, это может быть широкомасштабная война, потому что здесь есть фактор осетин, которые живут и в Южной Осетии, и в российской Северной Осетии, а российские осетины вряд ли будут спокойно наблюдать за войной Грузии против их соотечественников. Поэтому североатлантический блок сейчас выдвигает Саакашвили практически выполнимые условия - установить контроль над всей территорией государства и при этом воздержаться от войны.

А значит, пока отношения между Грузией и североатлантическим блоком будут осуществляться в режиме некоего партнерства, будут приезжать какие-то советники, какие-то делегации, но брать на себя ответственность за Грузию в Брюсселе совершенно не собираются. Так что, мне кажется, Россия к этим переговорам относится вполне спокойно.

12.03.06.
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован