14 февраля 2006
2309

Алексей Макаркин: Когда уволят Фрадкова?

Слухи об отставке Михаила Фрадкова возникают раз в полгода, но пока премьер-министр остается в своем кресле. Несмотря на то, что отношения между ним и Алексеем Кудриным уже достигли точки кипения. В России, впрочем, подобные вопросы решаются исходя из политической, а не экономической целесообразности (последняя подразумевает необходимость слаженной работы правительства).

Действительно, министр хочет в Давос, дабы встретиться там с коллегами по "восьмерке", - премьер его не пускает. Премьер планирует снижение НДС с 18 до 13% - министр сколачивает коалицию с Грефом против этого проекта. Министр вопиет о возможности роста инфляции и даже выхода ее из-под контроля - премьер демонстрирует олимпийское спокойствие по этому вопросу. О нормальной работе кабинета министров в этой ситуации говорить просто невозможно. Понятно, что каждый апеллирует к президентскому арбитражу, но и с этим не все просто.

Владимир Путин неоднократно выражал свое одобрение деятельности правительства - и, значит, премьера. Вспомним, что претензии к предыдущему кабинету - обвинения в неамбициозности и нежелании проводить административную реформу - президент начал озвучивать еще за пару лет до отставки Михаила Касьянова. Теперь же все спокойно, гладко - по крайней мере, внешне. И в то же время на пресс-конференции, когда речь заходит о стабфонде и снижении налогов, президент дает ответы, которые вполне могли бы прозвучать из уст Кудрина.

После ряда президентских заявлений уволить премьера "по несоответствию" в обозримой перспективе практически невозможно. Однако остается знаменитая советская формулировка - об уходе на пенсию по состоянию здоровья. Почва для этого есть: достаточно вспомнить ставшие уже притчей во языцех сообщения о недомоганиях премьера, которого то кошка укусит (эта прошлогодняя история носила явно провокативный характер, но отмена премьерского визита в Латинскую Америку - факт), то сразит ОРЗ. Говорят о диабете как реальной причине премьерских проблем со здоровьем. Отметим, впрочем, что многим государственным деятелям диабет не препятствовал исполнять обязанности, - вспомним хотя бы наркома иностранных дел Чичерина, который в течение десяти лет небезуспешно руководил своим учреждением (и лишь последние два года до отставки фактически находился не у дел). Так что в случае принятия решения о смене главы правительства приоритетными, безусловно, будут политические соображения.

Сейчас сценарий отставки премьера по состоянию здоровья выглядит крайне спорным. Дело в том, что тронуть Фрадкова непросто: может начать рассыпаться вся сложная система сдержек и противовесов, существующая в путинском окружении, а в нем премьер по определению играет далеко не последнюю роль. Сенсационное появление Фрадкова на посту главы правительства связывают с фактором Игоря Сечина - стало быть, для поддержания баланса и новый премьер, по идее, должен быть протеже "питерских силовиков" (а точнее, той их части, которая связана с "Роснефтью"). Гарантировать этого никто не может - особенно если учесть, что у данной части президентского окружения вроде бы нет своего кандидата в преемники. Раньше им, как утверждают, был сам Путин, но возможностей (хотя бы времени) для реализации варианта "третьего срока" остается все меньше.

Но и это не главное. Если назначить премьером одного из двух его новых заместителей - Медведева или Иванова, - весь политический класс тут же придет к выводу, что это и есть долгожданный преемник, которому суждено победить на выборах-2008. Понятно, что преемнику действующего президента удобнее вести избирательную кампанию именно с поста главы правительства: признанного "человека номер два" в системе власти и по Конституции, и с точки зрения элит и населения. Изменить свое решение и назначить преемником кого-либо другого в этой ситуации Путину будет крайне сложно. Нужны ли эти осложнения сейчас президенту, который, скорее всего, еще не сделал принципиального выбора (не случайно на пресс-конференции он демонстративно отказался называть даже кандидатов на роль своего сменщика)?

Если же уволить Фрадкова и поставить на его место очередную "промежуточную" фигуру (например, выдвинутую тем же Сечиным, - чтобы не нарушать баланс интересов), то создается опасный эффект премьерской "чехарды", а он власти имиджево невыгоден. Перманентную смену премьеров население было готово терпеть от Ельцина, к "загогулинам" которого все привыкли (да и то речь идет о последних, наименее удачных годах его правления). От Путина ждут решений основательных и долгосрочных, поэтому менять главу правительства каждый год крайне нежелательно.

Представляется, что в ближайшее время отставка премьера выглядит маловероятной. Скорее ее можно ожидать к концу 2006 - началу 2007 года, когда более актуальным станет вопрос о парламентских выборах (они в России традиционно играют роль "праймериз" перед президентскими, так что преемника, вероятно, "обкатают" именно на них, что позволит ему нарастить собственный рейтинг). Вспомним, что Грызлов - "номер один" партии власти на выборах 2003 года - был окончательно согласован примерно за год до голосования, когда возглавил высший совет "Единой России", а забытого ныне, но некогда весьма влиятельного Беспалова (уже видевшего себя главным организатором кампании) сместили с партийных постов. Не исключено, что и теперь решение вопроса будет отложено до того момента, когда промедление станет уже невозможным, а принцип баланса интересов в президентском окружении хотя и останется значимым, но все же будет уступать электоральным приоритетам.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

14.02.2006 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован