Во-первых, что касается теперешних президентских выборов. В прошлом году было два реальных варианта президентских выборов в Чечне. Один вариант - плюралистические конкурентные выборы с участием нескольких кандидатов, и тогда реально говорить об их популярности, социологии и т.д. Второй вариант, когда в Москве, в Кремле определяют единственного реального кандидата, а все остальные или не имеют никаких шансов, или просто являются откровенными союзниками этого же кандидата. Они в значительной степени за него же и агитируют. В конце концов все пошло в соответствии во вторым сценарием.
Сейчас реальны опять два сценария, но иные. На кого поставит Кремль, кого предложит Кремль? Либо Алханова, с которым уже встретился президент и которого Кремль, скорее всего, и предложит. Он уже его почти предложил. Или кандидата от силовиков. На эту роль претендует Хамидов, который сейчас руководит отделом Федеральной службы безопасности, занимающимся чеченскими вопросами, а до последнего времени был вице-премьером по силовому блоку. Фактически речь идет отнюдь не о конкурентном сценарии, а о том, какая группа во власти сможет провести в Кремле, избрать в Кремле своего кандидата. Вот и все.
В связи с чем Кремль пошел на такой шаг? Видимо, по ряду соображений. Во-первых, для Кремля более значимой, чем развитие в Чечне гражданского общества, является управляемость Чечней. Во-вторых, Кремлю необходимо иметь на посту президента оптимального человека, с которого можно будет потом спрашивать за Чечню, за все проблемы, которые там существуют. Поэтому Кремлю никакая парламентская республика однозначно не выгодна, потому что при парламентской республике непонятно с кого спрашивать. Невозможно вызвать всех парламентариев к президенту и сказать, что вы все плохо работали и т.д. В данном случае Алханова или Хамидова, скорее всего, Алханова, конечно, пригласить вполне возможно и возможно ему это сказать.
Есть еще одна проблема, которая появилась на карте после прошлой избирательной кампании. Она состоит в следующем: в Чечне существует плюрализм группировок, вооруженных групп, которые находятся на стороне России. Получилась интересная ситуация, когда руководитель вооруженной группы, скажем, Рамзан Кадыров, агитирует за одного кандидата, Сулим Ямадаев агитирует за другого кандидата, Саидмагомед Хакиев агитирует за третьего кандидата. Он уже выявил свои симпатии. Они отличались, были отнюдь не прокадыровскими.
И возникла такая ситуация - они агитируют, и агитируют, имеющимися в их распоряжении средствами. Какие это средства, все прекрасно понимают. В результате эта агитация могла привести к небольшой гражданской войне уже внутри пророссийских вооруженных групп, внутри пророссийского чеченского истеблишмента в Чеченской Республике, если их, конечно, можно таким образом именовать. Просто они в настоящее время выясняют между собой отношения, иногда вооруженными способами. А если бы им разрешили поддержать разных кандидатов, то избирательная кампания превратилась бы в очень интересную кампанию - в вооруженную кампанию.
Поэтому в Кремле решили и на прошлых выборах, и теперь, что вот такого плюрализма в Кремле допускать не хотят, хотят сохранить управляемость и т.д.
При этом необходимо отметить, что, очевидно, у президента России имеются некоторые определенные человеческие обязательства перед семьей Ахмата-Хаджи Кадырова, и, видимо, он прекрасно понимает, что в случае, если будет избран любой другой кандидат, от этой семьи вряд ли что в ближайшей перспективе останется, несмотря ни на какие возможные официальные гарантии. Он понимает, что должен быть выдвинут кандидат, которого в этой семье поддержат. Поэтому у господина Хамидова шансов на избрание президентом в Кремле не очень много.
Это, как бы такая констатирующая часть. Теперь о том, что можно сделать в такой ситуации. Понятно, что находящиеся здесь в зале вряд ли окажут какое-то влияние на президентские выборы. Поэтому я думаю, что необходимо ограничиться такой констатацией. В любом случае предстоят выборы в парламент, хотя и с ограниченными полномочиями. Это - парламент по чеченской Конституции. Скорее всего, на парламентских выборах будут возможны какие-то ходы, какие-то технологии, какое-то соперничество и т.д.
Я при этом исхожу из того факта, что Ахмат-Хаджи, пока был жив, всячески эти выборы старался оттянуть, отложить и т.д. В случае, если бы он полагал, что все контролируемо его кланом, что он сможет всех определить и список утвердить в Кремле, тогда бы он, наоборот, старался провести эти выборы максимально оперативно.
Сейчас же определенный плюрализм возможен исключительно на парламентских выборах. Об этом свидетельствует и следующий факт. Допустим, Кадыров в свое время собрал Государственный совет. Главный вопрос там был бы организационный: надо было избрать председателя. Сразу же выяснилось, что есть два кандидата, есть сильная реальная конкуренция: один кандидат получил 17 голосов, другой - 13, т.е. есть некий потенциал конкуренции.
В случае, если Кремль, по описанным мною соображениям, закрывает возможности для конкуренции на президентских выборах, то он вряд ли закроет такую возможность для выборов парламентских, на которые надо ориентироваться.
заседание Круглого Стола "Чеченская республика: старт президентской предвыборной кампании"
24.06.2004
http://open-forum.ru/members.php?member_id=88