Российская экспансия в `Формулу-1` пока происходит медленно и с большими проблемами. Вот уже исчезли наклейки `Газпрома` с болидов `Минарди`, а перспективы россиянина Сергея Злобина принять участие в одном из этапов `королевских гонок` выглядят теперь малореальными. `Кто виноват?` и `Что делать?` - на эти извечные российские вопросы постарался ответить участник чемпионата мира FIA GT, гонщик команды YUKOS-RWS Алексей Васильев.
- Начнем с того, что тот контракт, который всем показывал Сергей Злобин, являлся не контрактом гонщика, а контрактом с командой `Минарди` на предоставление услуг по прокату автомобиля для проведения тестов, тренировочных заездов на небольших неофициальных полигонных трассах `Формулы-1`. В `Минарди` таких ребят, как Злобин, за год проходит около 50 - заплатил деньги и сел за руль болида. Объявив себя пилотом `Формулы-1`, он, по сути, оказался обыкновенным прокатчиком автомобиля.
- А что нужно, чтобы стать гонщиком `Формулы-1`?
- Здесь необходима лицензия категории А, или суперлицензия. Чтобы ее получить, надо быть регулярным участником чемпионата мира в классе `Формула-3000`, английского чемпионата `Формула-3`, японского и еще евросерии `Формула-3000`. К этому списку также относится наш чемпионат мира FIA GT, поэтому мы с моим партнером по команде Николаем Фоменко как раз имеем право на получение суперлицензии. А Сергей Злобин как бы перескочил все ступени, объявив, что у него есть контракт с `Газпромом`, который дает ему возможность выступать в команде `Минарди`.
- Тогда какая выгода от этого `Минарди`?
- В `Формуле-1`, безусловно, многие команды нуждаются в заработках. Ведь в течение года любая конюшня проводит тесты, и можно на этом заработать деньги. Например, у нашей команды Yukos GT было несколько предложений и от `Джордана`, и от `Минарди`, раньше с нами связывался БАР. Вплоть даже до Рона Денниса с его `Маклареном`. Есть такое понятие как тест-дэй - на самом деле это полтора дня. Сначала тебя полдня обучают всем особенностям болида, а потом весь день ты на нем ездишь. Тест-дэй на `Минарди` стоит 100 тысяч долларов, в `Джордане` - 150-170. `Макларен` и `Уильямс` не очень этим занимаются, но цены порядка 350 тыс. долл. И Сергей Злобин воспользовался этой возможностью поучаствовать за деньги `Газпрома` в таких рентных заездах.
- Не очень приглядная история получилась с `появлением в `Формуле-1` первого русского пилота`.
- Я сомневаюсь, что кому-то удалось много на этом заработать. Просто это русское разгильдяйство и, очевидно, итальянское `зазывательство`. Может быть, в `Минарди` наобещали какие-то сказочные условия в обслуживании, в подготовке, в продвижения Сергея в чемпионат спортпрототипов. Но главный подход западных команд - зацепить спонсора. Как только это происходит, из него начинают выдаивание денег, денег, денег... И если у того, кто нашел деньги, нет грамотных менеджеров, которые должны установить жесткий коридор для дальнейшего развития программы, то это к добру не приведет.
- Насколько эти события отразятся на имидже `Газпрома` и России в целом?
- Ничего не будет. Западный мир не живет по меркам `Ты меня сегодня обидел, завтра я с тобой не буду разговаривать`. Пройдет месяц-два, и та же `Минарди` будет присылать в `Газпром` новые проекты. За русские деньги на Западе будут сражаться всегда, даже после таких прецедентов.
- Стоит ли нам ожидать в ближайшее время появления российского гонщика в `Формуле-1`?
- А надо ли? `Формула-1` как таковая не завязана на национальном гонщике. Она больше завязана на национальной трассе и на показе этого шоу внутри какой-то территории со своими законами, со своими рекламными деньгами и бюджетами. Можно сказать, что это чемпионат мира среди производителей мощных и дорогих машин. Поэтому будет гонка в Китае, а китайский гонщик в `Формуле-1` не появится, просто нет у них людей, близких по уровню. Вот Монтойя родом из Колумбии, но до прихода в `Формулу-1` он был американским гонщиком в американском чемпионате, выступающим за американскую команду. Все знали его фамилию, а какая у него национальность - уже неважно, главное, что он хорошо себя зарекомендовал. Конечно, мне самому бы хотелось попробовать себя в `Формуле-1`, но приходить туда нужно с одной целью - победить Михаэля Шумахера. А быть там последним намного хуже, чем просто туда не попадать.
05.06.03
Даниил Сальников
`Время новостей`
http://nvolgatrade.ru/