— Появилась ли новая идеология деятельности компании в условиях третьего этапа реформирования? Как в связи с этим изменилась в 2007 году работа ВСЖД — филиала ОАО "РЖД"?
— Безусловно, новая идеология существует, и "РЖД" сегодня не только железнодорожная компания. Мы ведем транспортно-логистический бизнес на территории России и сопредельных государств. Для этого "Российские железные дороги" активно интегрируются в международную транспортную систему, участвуют в развитии портовой инфраструктуры, осваивают сферу таможенно-брокерских и терминально-складских услуг. Наша цель — создание для клиентов максимально удобного, современного сервиса по доставке грузов в любую точку на карте мира.
Что касается Восточно-Сибирского филиала ОАО "РЖД", мы должны обеспечить безопасный и высокоскоростной пропуск пассажирских и грузовых поездов на нашем участке Транссиба, качественно и в сжатые сроки усилить инфраструктуру Байкало-Амурской магистрали.
— Расскажите об основных показателях работы дороги в 2007 году.
— 2007 год был для ВСЖД весьма успешным. Восточно-Сибирская магистраль была признана руководством компании в числе лучших на сети дорог. Год мы завершили с хорошими показателями, положительной динамикой в финансово-экономической, эксплуатационной и инвестиционной деятельности.
По нашей дороге перевезено порядка 76 млн тонн различных грузов. Грузооборот вырос на 10% к прошлому году. Оборот грузового вагона сокращен на 2,5 часа, участковая скорость возросла на 0,2 км/час, вес грузового поезда увеличен на 43 тонны.
Одним из главных факторов для достижения этих показателей явилась эффективная работа Центра управления перевозками, который пережил немало изменений в сфере организации работы.
Приоритетной задачей было и остается обеспечение безопасности движения. В 2007 году на "Программу повышения безопасности движения поездов" было направлено более 485 млн руб., а это на 45% выше объемов финансирования прошлого года.
В прошедшем году мы предприняли серьезные шаги по повышению качества услуг пассажирского комплекса дороги. В 2007 году Восточно-Сибирская железная дорога перевезла более 32,2 млн пассажиров. Рост к прошлому году составил 9,5%.
В пассажирском комплексе ВСЖД в самостоятельную структуру выделилась Восточно-Сибирская Дирекция железнодорожных вокзалов. В нее вошли 16 вокзальных комплексов магистрали. Эти изменения были продиктованы временем и призваны поднять уровень сервиса железнодорожных вокзалов. Общая сумма инвестиций в развитие инфраструктуры вокзалов дороги на период с 2007-го по 2009 год превышает 113 млн руб.
Ведется активная работа по совершенствованию спектра услуг, предоставляемых в поездах дальнего следования. В прошлом году была запущена услуга "Электронный билет", введены в эксплуатацию мобильные сервисы.
— Каковы были основные инвестиционные направления в 2007 году и насколько полно их удалось реализовать?
— Большинство инвестиционных проектов дороги были направлены на развитие инфраструктуры и увеличение пропускной способности ВСЖД. Так, на строительство и реконструкцию разъездов и станций, модернизацию инфраструктуры была направлено более 9 млрд руб.
В течение всего года велась масштабная работа по ликвидации так называемых "барьерных мест" на участке БАМа Лена-Хани: был построен разъезд 1773 км, на участке Икабьекан-Мурурин укладывали второй путь, восстанавливали разъезды 864 км, Калакачан. В перспективе это даст возможность увеличить пропускную способность на участке с 8 до 10 пар поездов в сутки. Велась реконструкция на шести станциях, находящихся на главном ходу дороги. Ожидаемый экономический эффект от реализации этих проектов — 16 млн руб. в год.
По итогам года нам удалось значительно снизить эксплуатационные расходы за счет модернизации устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. На эти цели было направлено 670 млн руб.
Дополнительная прибыль от увеличения объемов перевозок в 2007 году составила 17 млн руб.
Эффективность реализации инвестиционных проектов можно оценить и более наглядно: на каждый вложенный в ВСЖД рубль прибыль составила 14 копеек.
Еще одной не менее важной частью инвестиционных проектов 2007 года стала реализация программы строительства технологического жилья.
На ВСЖД введено в эксплуатацию семь двухквартирных и одноквартирных жилых домов на семи малых станциях и 20-квартирная блок-секция жилого дома на ст. Новая Чара. В строительство было инвестировано более 100 млн руб. В результате 35 семей работников ведущих специальностей получили благоустроенное жилье.
В текущем году мы планируем наращивать объемы реализации программы, увеличив инвестиции в этом направлении до 212 млн.
Знаковым событием был в прошлом году первый Железнодорожный съезд, где обсуждалась Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Итоги 2007 года показывают, что мы взяли отличный старт для начала реализации этого долгосрочного проекта. И перед нашей дорогой, и перед регионом в целом открываются широкие перспективы.
Только в 2008 году объем инвестиций в развитие ВСЖД увеличится на 70% — с 13,7 млрд до 21 млрд руб.
Значительная часть проектов, предусмотренных Стратегией, будет реализована именно на территории Иркутской области и Республики Бурятии.
Основная доля инвестиций 2008 года будет направлена на реализацию стратегических задач по развитию пропускной способности железнодорожных станций, обновлению их инфраструктуры, строительству новых разъездов и вторых путей. На это планируется направить более 3,8 млрд руб.
Более 1,7 млрд руб. будет направлено на строительство и реконструкцию искусственных сооружений.
Свыше 4,6 млрд руб. запланировано вложить в реконструкцию верхнего строения пути и комплексную реконструкцию железнодорожного пути.
Инвестиции в обновление подвижного состава составят 5,8 млрд руб.
Большое внимание уделено проектам развития хозяйств дороги, на их реализацию запланировано свыше 5 млрд руб.
— Что вы можете сказать о долгосрочных прогнозах развития ВСЖД?
— В соответствии со Стратегией на дороге разрабатывается программа долгосрочного развития ВСЖД на период 2008–2030 гг., в которой конкретно будут представлены мероприятия первого этапа до 2015 года и далее — до 2030 года.
Программа первого этапа предусматривает мероприятия по коренной модернизации существующей материально-технической базы ВСЖД, ликвидацию барьерных мест с ограничениями провозных способностей, полную замену подвижного состава и технических средств, создание резерва для наращивания технологических и эксплуатационных показателей в условиях роста грузовых и пассажирских перевозок.
Второй этап развития ВСЖД начиная с 2016 года предусматривает освоение инвестиций (в сравнительной базе цен 2007 г.) свыше 450 млрд руб. В этот период будет осуществляться строительство новых линий железных дорог, имеющих как государственное, так и внутрирегиональное значение, а также структурообразующих и энергетических объектов, обеспечивающих работу железной дороги.
Реализация Стратегии не только обеспечит прорыв в развитии Восточно-Сибирской магистрали, но и откроет широкие перспективы перед другими отраслями экономики. Для Иркутской области главным результатом станет ускорение социально-экономического развития, повышение занятости, уровня жизни и мобильности населения.
http://com.sibpress.ru/15.02.2008/companies/87722/
15.02.2008
Александра ВАЙНЕР