Эксклюзив
31 августа 2010
6737

Альфия Акмалова: Правовая природа Конституционной модели местного самоуправления в Российской Федерации

Main 389640
Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 131) не только укрепило мнение значительной части исследователей и практиков, что многочисленные противоречия и другие недостатки правового регулирования местного самоуправления, а также связанные с ними проблемы правоприменительной практики порождены прежде всего дефектами его конституционно-правовой модели, но и активизировало дискуссии по поводу сущности местного самоуправления, его правовой природы, закрепленной в Конституции Российской Федерации. Ибо остаются нерешенными принципиальные вопросы муниципальной теории и практики о соотношении понятий местного самоуправления и государственной власти, о пределах местной автономии, о разграничении полномочий отдельных уровней публично-правовой власти в правовом регулировании в области местного самоуправления и др. В этой ситуации резонно возникает вопрос, насколько обоснованными могут быть отрицательные оценки конституционно-правовой модели местного самоуправления, если в уяснении ее сущности сделаны только первые шаги.
Возникают серьезные сомнения и в достаточной проработанности принимаемых федеральных и региональных законов о местном самоуправлении, проводимой муниципальной реформы. Ибо такие дискуссии и проведение эффективной муниципальной правовой политики, как правило, связаны с соотнесением избранной модели местного самоуправления с формой и традициями Российского государства, системой государственной власти и общими принципами ее организации, состоянием бюджетной системы и экономики, социокультурными особенностями, ментальностью населения, разворачивающимися глобальными процессами и иными объективными и субъективными условиями и факторами развития государства и общества. Но такой анализ проблематичен, если сущность самой модели остается не только спорной, но и малоизученной.

Трудно не согласиться с известным специалистом в области местного самоуправления Н.С. Тимофеевым, что "современный российский вариант местного самоуправления как один из уровней народовластия (публичной власти) требует переосмысливания многих устоявшихся стереотипов". О целесообразности постановки вопроса в такой плоскости говорит и тот факт, что теория местного самоуправления в российской науке только еще формируется, испытывая традиционные трудности становления понятийного аппарата, определения методологических подходов, выбора основных направлений развития. Такие проблемы усугубляются общими проблемами юриспруденции, противоречивым развитием конституционного и муниципального законодательства в условиях непрекращающихся реформ, спецификой правоприменительной практики в отдельных регионах и муниципальных образованиях.

Отдельные дефекты разработки теоретико-методологических проблем местного самоуправления могут быть обусловлены также тем, что современная практика российского местного самоуправления во многом стала продолжением прерванной в начале прошлого века традиции. Вынужденное преодоление историко-правового разрыва, осуществленное в сжатые сроки, приобрело отчасти характер возрождения уже на новом уровне прошлого опыта. В науке это привело к тому, что в поле зрения исследователей оказались классические труды по местному самоуправлению, многие из которых были написаны в XIX веке, что безусловно оказало влияние на характер и содержание научного процесса.

В частности, если проанализировать основные подходы к выявлению правовой природы местного самоуправления, то, как представляется, большинство из них можно свести к двум взаимосвязанным концепциям. Первая из них связана с попыткой определить правовую природу местного самоуправления, опираясь на анализ основных теорий местного самоуправления (общественной, государственной, дуалистической и др.).

Вторая базируется на сопоставлении сформировавшихся в большинстве развитых стран муниципальных систем (англосаксонской, французской, коммунальной системы ФРГ и др.). Еще раз подчеркнем, что данные подходы не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Причем это проявляется не только в содержательном аспекте.

Названные теории сформировались задолго до современного этапа, отражая и стимулируя становление и развитие в прошлом и соответствующих муниципальных систем.

Но правомерно ли в начале XXI века анализировать феномен местного самоуправления, используя понятия прошлых веков, когда формировались соответствующие муниципальные системы и оформлялись известные концепции? Однозначный ответ здесь неуместен.
Очевидно, что представления об англосаксонской и французской муниципальных системах, сформировавшиеся благодаря дискуссиям сторонников разных точек зрения на местное самоуправление, отражали реальную муниципальную практику конкретной эпохи и определенных стран. На уровне теоретического обобщения понятия "англосаксонская" и "французская" муниципальные системы стали представлять собой идеальные (чистые) типы, исключенные в практике, но позволяющие выявить наиболее сущностные признаки явления. Прежде всего, это характер взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления, наиболее ярко проявляющийся в отсутствии либо наличии административной опеки, а также компетенционная характеристика.

В свое время немецкий социолог (юрист по образованию) М. Вебер, разрабатывая теорию "идеальных типов" и соответствующий метод исследования, писал об опасной ошибке, дезориентирующей ученого, когда содержание теории некритически отождествляется с самой реальностью и выдается за отражение ее глубинной сущности.

Называя каждый "идеальный тип" продуктом "научно дисциплинированной фантазии", критерием научности той или иной концепции он считал ее исследовательскую продуктивность. С этой точки зрения, дискуссии сторонников и оппонентов общественной теории местного самоуправления оказались весьма продуктивными. Они способствовали в тех условиях уточнению позиции и аргументации каждой из сторон и привели к взаимообогащению теоретических построений, отдельных концептуальных положений.

Вполне логично, что в последующие годы, в том числе и под влиянием государственных реформ в ряде европейских государств, стали формироваться и новые теории местного самоуправления, а большинство реформ местного самоуправления отражали процессы довольно активного изучения, обобщения и заимствования положительного опыта каждой из сложившихся муниципальных систем. Показателен здесь пример и России, приступившей к разработке и реализации земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ на основе освоения не только собственного исторического опыта, но и зарубежного.

Однако политико-правовые процессы XX века, в том числе становление международных организаций и международного права, глобализация и другие интеграционные процессы привели не только к выработке общепризнанных конституционных ценностей, но и к определенной унификации национальных правовых институтов. Об этом более чем наглядно свидетельствует содержание Европейской Хартии местного самоуправления, странами-подписантами которой стали Великобритания и Франция, Бельгия и ФРГ, а также наряду с другими европейскими государствами сегодня и Россия. Государства - члены Совета Европы, подписав данную Хартию и обобщив в ней опыт развития различных муниципальных систем, достигли компромисса по поводу наиболее фундаментальных принципов организации местного самоуправления. Одновременно с этим они сохранили многообразие национальных моделей местного самоуправления.
Очевидно, что, приступая к анализу таких национальных моделей, в том числе и российской, необходимо разграничивать такие понятия, как "муниципальная система" и "национальные модели местного самоуправления", ибо они связаны между собой также как понятия теоретического и практического, абстрактного и реального, всеобщего и частного, сущности и явления, отражая различное состояние материи. Понятие муниципальной системы (и соответствующие классические теории местного самоуправления) в значительной степени сохраняют свое значение как механизм концептуального выбора, характеристика методологии исследователя, научный инструментарий. Также как многие другие классические понятия и теории (естественно-правовая теория и позитивизм, друзья - враги, демократия и тоталитаризм, либерализм и консерватизм), которые в их классическом понимании определяют (либо создают иллюзию определения) только основного вектора политико-правового развития (выбора). Содержательное же наполнение такого развития (выбора) осуществляется формированием национальной модели, в данном случае, местного самоуправления.

Ограниченный характер классических понятий и теорий местного самоуправления для уяснения правовой природы его современных моделей, необходимость в связи с этим поиска новой парадигмы актуализируется также тем, что произошли существенные изменения в сущности современных государств, их конституционно-правовом регулировании. Так, в прошлом становление местного самоуправления, ознаменовавшее формирование классических теорий местного самоуправления, каждый раз было связано с попытками разрешения на практике и в теории противоречия между государственной властью, которая была весьма далека от идеалов народовластия, и местным самоуправлением - первым и начальным опытом такой демократии. Обоснование права на самостоятельное решение вопросов своей жизнедеятельности в этих условиях было связано, как полагали наиболее решительные сторонники местного самоуправления, с неизбежным противопоставлением местного сообщества и государства. Для сторонников менее радикального варианта реформирования государственной власти, ее децентрализации, было очевидно, что местное самоуправление в условиях сохранения мощной государственной машины может возникнуть только как ее составная часть.

Другими словами, в условиях развития классических буржуазных государств, когда еще не сложились традиции парламентаризма и партийные системы, только начиналось формирование институтов правового государства и гражданского общества, пределы политической системы ограничивались рамками государства, системой его органов.

Политическое и государственное можно было рассматривать почти как синонимы, а властеотношения в качестве своего единственного субъекта включали органы государственной власти (должностных лиц, носителей государственной власти). Местное самоуправление можно было развивать либо как феномен исключительно общественный, либо как составную часть государственной власти.

Становление и развитие демократических правовых государств, одну из конституционных основ которых составляет местное самоуправление, не только существенно, как уже было отмечено, изменило их правовое регулирование, но, видимо, вынуждает иначе взглянуть и на содержание взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Провозглашение народовластия в Основном законе государства, народа как единственного источника власти в Российской Федерации привело к расширению понятий властеотношений, субъектов власти и политической системы в целом. Политическая власть не может рассматриваться уже только как государственная. Это не могло не найти своего отражения в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, который, формулируя свои правовые позиции, неоднократно определял сущность местного самоуправления как разновидности публичной власти, выявляя соотношение власти муниципальной и власти государственной. Данная позиция ("Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и наряду с государственной властью является составляющей публичной власти") нашла применение в практике других органов власти, в том числе судебных.

Обращаясь к официальному толкованию Конституции РФ, необходимо отметить, что в основе многих из сформулированных им правовых позиций лежат достижения отечественных и зарубежных мыслителей, разрабатывавших проблемы конституционализма, теории и практики конституционного развития и заложивших теоретико-методологические подходы к анализу современных реалий. В этом плане трудно переоценить значение одной из первых фундаментальных работ о Конституции РФ профессора С.А. Авакьяна и по его же инициативе проводимых уже более десятка лет международных научных конференций, определяющих наиболее "болевые" точки конституционного и муниципального права. Большое значение также для выработки концепции местного самоуправления как одного из уровней, разновидности публично-правовой власти имеют исследования Ю.А. Тихомирова, который в новых условиях сформулировал проблему публичного в праве, соотношения публичного и частного, а также В.Е. Чиркина, сформулировавшего и последовательно рассмотревшего происхождение, природу, организацию и реализацию публичной власти.

Если обратиться к анализу правовой природы местного самоуправления в том виде, в котором эта природа закреплена в Конституции РФ, то, как представляется, важно прежде всего выявить соотношение понятий местного самоуправления и публично-правовой власти. Для этого необходимо будет уточнить понятийный аппарат: с учетом конституционных положений о народовластии, осуществляемом как непосредственно, так и через органы власти, а также конституционно-правового содержания местного самоуправления более жестко разграничить понятия "местное самоуправление" и "муниципальное управление". Это позволяет выявить не только то общее, что объединяет понятия местного самоуправления и публично-правовой власти (одновременно уточнив, каким образом соотносится с ними и понятие муниципальной власти), но и выявить специфику местного самоуправления в той части, в которой оно представляет собой институт прямой демократии, самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Разнообразные варианты здесь будет иметь и решение вопроса о совпадении (несовпадении) субъекта и объекта управления.

Такой подход позволяет раскрыть двойственный характер местного самоуправления, исходя из наличия двух несводимых друг к другу начал, составляющих в неразрывном единстве понятие местного самоуправления. Такая двойственность вытекает из сущности местного самоуправления как формы народовластия, публично-правовой власти. Если рассмотрение властеотношений вводит понятие политического, то анализ самоуправленческого компонента (самоорганизации населения) в осуществлении таких властеотношений - понятие социального, общественного. Причем, как политическое (несводимое к государственному), так и социальное проявляются и в территориальной организации местного самоуправления, и в его компетенционной характеристике, организационной и экономической основе, сущности юридической ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Изучение соотношения политического и социального имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение. Это наглядно показывает сравнительно-правовой анализ Федерального закона N 131 и Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". С одной стороны, оба закона соответствуют Европейской хартии местного самоуправления и, таким образом, отвечают современным представлениям о местном самоуправлении. С другой же стороны, нельзя не видеть, что Федеральный закон N 131 по многим позициям попытался изменить установившееся соотношение политического и социального. Сохранение его оптимального уровня во многом будет зависеть от того, "заработает" ли поселенческий уровень местного самоуправления, усилив потенциал социального, или абсолютно доминирующие позиции займет районный уровень местного самоуправления, что с учетом новелл 131-ФЗ резко усилит его политическую сущность.

Хотя правовая природа местного самоуправления, как было сказано, не определяется его организационной структурой, компетенцией или, например, порядком юридической ответственности - все это, наоборот, обусловлено его двойственной природой, но конкретное решение данных вопросов в законодательстве способно значительно повлиять на его перерождение. В частности, будучи одним из уровней публично-правовой власти, местное самоуправление осуществляет не только собственную компетенцию, но и переданные государственные полномочия. Но если объем такой переданной компетенции (с соответствующими механизмами финансирования, отчетности и контроля со стороны органов государственной власти) начнет доминировать над вопросами местного значения, может сложиться основа для деформации местного самоуправления.

Вместе с тем, пока правовая природа местного самоуправления определяется соотношением политического и социального (социального и политического) сущность данного явления останется неизменной. Для судьбы местного самоуправления в России опасно чрезмерное усиление как политического, так и социального. Вытеснение администрированием местной автономии неизбежно приведет к огосударствлению местного самоуправления. Столь же может быть печальна судьба местного самоуправления, если отрицание в нем политического, властеотношений, разновидности публичной власти, приведет к его перерождению исключительно в социальный (общественный) феномен (территориальное общественное самоуправление). Не отрицая его эффективности для реализации определенных задач, вместе с тем, очевидно, что оно не способно заменить собой местное самоуправление.

Таким образом, возвращаясь к вопросу о проблемах конституционно-правового регулирования местного самоуправления в России, нельзя не признать, что таковые, конечно, есть. Многие из них, как представляется, связаны с общими проблемами Основного закона. Это, например, последствия противоречивого регулирования разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Применительно к местному самоуправлению нельзя не обратить внимание на то, что определение вопроса об установлении общих принципов организации местного самоуправления как сферы совместного ведения (п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) изначально определило основной вектор его развития: в зависимости от доминирования политики централизации или децентрализации будет изменяться и соотношение федерального законодательства (с присущей ему унификацией) и регионального (направленного на дифференциацию конституционно-правовой модели местного самоуправления). Неизбежны, в частности, противоречия в реализации конституционных положений о местном самоуправлении на отдельных территориях. Данный перечень можно продолжить.

Однако установленная конституционно-правовая модель местного самоуправления по многим позициям соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, отражая достижения мировой муниципальной практики. Характер, содержание и направленность принятых в рамках одной Конституции РФ столь разных федеральных законов о местном самоуправлении показывает, что в рамках избранной модели имеются достаточно широкие рамки для вариативных поисков на уровне федерального и регионального законодательства, муниципальных правовых актов.


Акмалова А.А.
д.ю.н., профессор РАГС

www.viperon.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован