Интерес к проблемам алкоголизации в нач. ХХI вв. вызван объективными процессами, которые повышают риски утраты цивилизационной суверенности России. Хотя за последние десятилетия опубликовано немало работ по этой теме, создана значительная теоретическая и эмпирическая база, но многие проблемы лишь обозначены, в результате чего появляются дополнительные исследовательские цели и задачи.
История свидетельствует о двойных стандартах любой власти в антиалкогольной политике, поскольку в ней сталкиваются интересы самых разных социальных групп. Дело не только в наполнении бюджетов, на чем чаще всего акцентируется внимание. Нередко правительство вынуждено учитывать и международные обстоятельства. Например, согласно российскому законодательству нельзя рекламировать и продавать спиртные напитки на объектах спорта, но у FIFA есть спонсор - производитель пива. Россия взяла обязательства во время ЧМ-2018 обеспечить защиту коммерческих прав FIFA и её партнеров. Если Россия не внесет в свое законодательство поправки, это может привести к переносу чемпионата в другую страну. (Дуленкова А. ГосДума выступила против пива на российских стадионах/Известия.30 апреля 2013 г.)
Налицо и другие объективные факторы, не поддающиеся контролю со стороны общества. Среди них производство транснациональными компаниями алкогольной продукции на территории России, её импорт, реклама и т.д. Законодательно, отменив монополию государства на производство и продажу алкогольной продукции, власть лишила себя основных рычагов влияния на ситуацию. (Портнов А. "Счастливое безумие" http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=587561. Дата обращения 25.03.2011)
Анализируя активность алкогольного лобби, Н.Е. Маркова и Н.М. Римашевская отмечают, что даже "в процесс школьного обучения введены псевдопрофилактические западные программы "Снижение вреда", "Твой выбор", размывающие отрицательные установки по отношению к потреблению наркотиков". (Маркова, Н. Е. Моделирование поведения потребителя наркотиков и профилактическая программа нового поколения [Электронный ресурс] / Н. Е. Маркова, Н. М. Римашевская. - Режим доступа: http://venec-vl.ru/article/page1/47.php).
За последние годы, несмотря на влиятельное "алкогольное лобби", федеральная власть в связи с ухудшением качества рабочей силы, ростом заболеваемости и смертности вызванных алкоголизмом, приняла законы, ограничивающие рекламу и оборот алкогольной продукции. Регионы, которые вынуждены решать реальные проблемы, имея для этого очень ограниченные ресурсы, конкретизировали под них свои законодательные акты.
В ряде регионов России, в том числе и в Нижегородской области, приняты решения о проведении мониторинга законов, принимаемых местными органами власти. Как правило, эта практика не затрагивает законодательных актов, касающихся финансовых потоков, но даже в таком "урезанном" виде она позволяет установить некую обратную связь между депутатами и избирателями. В качестве примера приведём результаты исследований, проведённых в 2012 г. по просьбе Законодательного собрания в связи с внесением поправок в федеральный и областной законы об обороте алкогольной продукции.
Соблюдение законов зависит от степени информированности граждан. Согласно нашему исследованию студентов (N = 614), юноши в большей степени, чем девушки, осведомлены о временных ограничениях на продажу алкоголя в магазинах (76% против 68%), на предприятиях общественного питания (70% против 45%), а также о запретах распития спиртного во дворах, в подъездах жилых домов, на детских площадках, в зонах отдыха, местах проведения массовых мероприятий (в среднем 55% и 44%). Юноши чаще поддерживают временные ограничения на продажу спиртных напитков (69% против 40%). Можно высказать предположение, что проблема потребления алкоголя стоит для них более остро и ужесточение закона они рассматривают как фактор перехода к более трезвому образу жизни.
Цель любого закона - ограничение негативных явлений и стимуляция позитивных. Молодежь, хотя и поддерживает принятие поправок в закон, в своем большинстве пессимистически оценивают его как регулятор поведения табл. 1). Как ответила одна из студенток: "Если ты пришел первый раз - незнакомому из-под прилавка не продадут. Если пятый раз - продадут".
Полный материал статьи дан в приложении