23 октября 2000
2455

Алла Амелина: Депутаты на подиуме и за кулисами

В Госдуме запретили курить, но с выпивкой по-прежнему вольготно

Завершилась первая сессия Госдумы третьего созыва. Можно подвести некоторые итоги. Автор публикуемых ниже заметок была депутатом ГД, избранной в 1993 году, а работу нижней палаты прошлого и нынешнего состава освещала в качестве главного редактора РИА "Открытые новости".

В КУЛУАРАХ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

В Госдуме первого созыва кулуарная сторона депутатской жизни была бурной, можно сказать, увлекательной. Фракции были более открыты, чем сейчас, вокруг депутатов постоянно толпились журналисты. В СМИ тогда еще полуголодной России депутатов постоянно корили за неумеренное чревоугодие, заключавшееся в поедании сосисок в думском буфете. А депутаты на эти сосиски смотреть уже не могли - больше практически там ничего не было, да и самим приготовить негде: долго жили по гостиницам.

Вообще быт первой Думы был довольно скромен. Располагалась она сначала в обгоревшем здании мэрии, когда и речи не шло об отдельных кабинетах для депутатов. Например, Комитет по информационной политике в составе 14 человек занимал всего две комнаты: в маленькой - М. Полторанин, в большой (относительно) - все остальные. И один телефон и один факс на всех...

Потом долго обживалась в апартаментах Охотного Ряда. А сроку той Думе было отпущено всего два года...

Вторая Госдума отличалась практически полным отсутствием того, что можно было бы назвать кулуарами. Из зала заседаний депутаты спешили в кабинет, из кабинета - в зал заседаний. Без промежуточных остановок.

Та Дума была тихой и благополучной - квартиры получены и приватизированы, кабинеты обжиты, работа аппарата налажена, витрины буфетов полны, ресторан работает.

В третьей Госдуме кулуары появились вновь. Но - специфические. По коридорам ходит множество мужчин номенклатурного вида: почти одинаковые, но добротные костюмы, преимущественно серые, замкнутые лица, начальственная осанка...

Другой типаж - шустрые молодые люди, тоже обязательно в костюмах и при галстуках. Аккуратненькие, подтянутые, деловые, на челе - готовность действовать. Очень напоминают комсомольскую номенклатуру на последних стадиях ее существования. Специфическая такая генерация.

Отличить работника аппарата от народного избранника теперь практически невозможно. И кулуарное общение у них специфическое - в уголочке, конфиденциально...

Еще одна характерная черта нынешних обитателей Госдумы - высокая степень телефонизации. Звон стоит по всем коридорам почти беспрерывный.

Отношения между представителями разных фракций в этом составе палаты более терпимые, иногда - даже дружеские. Была свидетелем, как депутат от КПРФ высказывал свое уважение члену фракции СПС: мол, знаю тебя с 89-го года, ты никогда не вилял, не менял своих убеждений. Такого раньше, особенно в первой Думе, и представить себе было невозможно.

Наиболее заметные и известные фигуры в депутатском корпусе ГД-3 - это "бывшие". Бывшие премьеры, вице-премьеры, а также министры: Н. Рыжков и Е. Гайдар, Г. Кулик и Б. Немцов, Г. Боос и И. Хакамада, А. Куликов и П. Крашенинников... Эти люди известны, узнаваемы, четко знают, чего хотят и как этого добиться.

Сегодня в думском буфете есть практически все. Впрочем, это же все в принципе есть в любом "уличном" магазине и даже ларьке.

Справедливости ради отмечу, что цены в депутатском ресторане не столь мизерные, как о том пишут некоторые журналисты. Дешевизна блюд, указанных в меню, весьма обманчива. Если там, допустим, порция севрюги стоит двадцать с лишним рублей, то порция эта - 50 граммов. Так же обстоит дело и с другими блюдами. К этому надо добавить, что депутаты, получающие порядка 350 долларов в месяц (естественно, в рублях) - отнюдь не самые высокооплачиваемые граждане в Москве.

Что касается напитков... Если на первом, наиболее людном этаже все чинно и благопристойно, то на пятом, особенно к концу рабочего дня, - море разливанное. Пьют и шампанское, и водку, и коньяк - на месте и "на вынос". Пьют порядочно, иногда - слишком. А в предпраздничные дни в лифтах просто ездить невозможно...

Недавно нижняя палата приняла постановление о запрете курения в стенах Госдумы. Голоса разделились отнюдь не по политическому признаку, а по принципу "курящий - некурящий". Некурящих оказалось больше. Они победили. Так что хотя бы клубов дыма в коридорах не стало.

Особый разговор - о женщинах-депутатках. И их не обошла стороной мода на номенклатурный облик. Деловые костюмы, белые блузки, начесы, строгий взгляд... Таких - большинство.

Но, конечно, не все таковы. Из известных персон выделяются, например, И. Хакамада, давно признанная самой стильной женщиной в политике, А. Буратаева, умело сочетающая в своем облике деловитость и женственность. То же самое можно сказать о Т. Ярыгиной. Выделяется внешним видом и Т. Астраханкина. Яркостью и интенсивностью макияжа, не слишком большой длиной юбок и т.д. неукротимый борец с передачей "Про это" странным образом напоминает одну из ее героинь - сюжет достойный дедушки Фрейда!

Отдельно - о "первой леди" Госдумы, "жемчужине" фракции "Единство" Л. Слиске. Сочетание номенклатурного облика с провинциальной кокетливостью создает ей весьма специфический образ. А ее реплики при ведении заседаний, подчас довольно двусмысленные (как в диалоге с Шандыбиным на тему "кому дала - кому не дала" или в другом диалоге: "Что вы мне все время делаете замечания? Наверное, я вам просто нравлюсь"), дают основания предполагать, что перед нами не то что не гигант мысли, а обыкновенная самарская обывательница, волею случая и начальства попавшая на пост первого вице-спикера.

ФРАКЦИЙ СТАЛО БОЛЬШЕ...

Количество фракций в нынешнем составе Думы, как известно, увеличилось: вместо прежних восьми - десять. Это создало массу проблем с размещением разросшегося аппарата. Одно время Б. Немцову в качестве вице-спикера даже приходилось соседствовать (через общую приемную) с его "лимонадным телеоппонентом" В.Жириновским...

Существенно изменилась и структура депутатского корпуса. С перерывом в четыре года вновь появилась либеральная фракция - "Союз правых сил". "Партия власти" существенно пополнила свои ряды - вместо 70 членов НДР в третьей Думе теперь 83 члена фракции "Единство" (не считая ее "дочернего предприятия" - группы "Народный депутат", числом 62).

Наибольший урон выборы 1999 года нанесли фракции ЛДПР. Ее численность сократилась с 51 до 16.

На втором месте - "Яблоко", "усохшее" более чем в два раза (было 47, стало 20). Из ее списков исчезли такие яркие и значительные фигуры, как В. Шейнис, В. Борщев, Т. Злотникова, М. Глубоковский...

На третьем - КПРФ, снизившая свою численность со 135 до 88 человек. Тем не менее она остается самой крупной фракцией в Госдуме. К тому же у нее имеется сателлитная группа аграриев из 42 человек. Надо отдать должное коммунистам - от Думы к Думе они становятся несколько более вменяемыми.

По мнению многих, наиболее яркой, интеллектуальной, богатой на личности была Госдума первого созыва. Может быть, она была чересчур импульсивной, взбалмошной (ведь выбрали-то ее когда - в 1993-м!), однако наличие в ее составе фракции "Выбор России" с ее мощным интеллектуальным потенциалом позволило за два года принять множество важнейших законов.

Вторая Госдума была более серая и более левая. Только В. Жириновский несколько оживлял унылый пейзаж, но лучше б он этого не делал... Эта Дума оставила после себя значительное количество так называемых затратных законопроектов, не обеспеченных финансированием (что, как известно, провоцирует рост инфляции), но так и не смогла принять ни Земельный, ни Налоговый кодекс.

Дума третьего созыва существенно отличается от первых двух. Никогда еще нижняя палата не была такой дисциплинированной и послушной воле властей...

"ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ?"

Отчетливо просматривается деидеологизация нынешней Госдумы. Многие депутаты действуют по принципу "чего изволите?", по знаку хозяина. Одна из газет привела примерно такой монолог руководителя фракции "Единство" Б. Грызлова, обращенный к коллегам: "Поступила новая вводная: мы - правые. Кто не понял, повторяю: мы - правые. А кто уж совсем не может понять, прошу закрыть рот и перед журналистами не открывать" (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл был именно такой).

По словам Е. Мизулиной ("Яблоко"), депутаты на каждом заседании принимают множество законопроектов, не читая, - то ли такие доверчивые, то ли еще не научились толком работать с документами. Такая ситуация, безусловно, чревата недоразумениями. Наиболее яркий пример - печально известное постановление об амнистии в честь 55-летия Победы, по которому на свободу вышли лица, обвиненные в особо тяжких преступлениях. Оказалось, депутаты просто не вчитались в текст. После этого Дума не нашла ничего лучшего, как принять поправки к этому постановлению, противоречащие Конституции...

НЕЗАВИСИМЫ ЛИ "НЕЗАВИСИМЫЕ"?

На протяжении всей новейшей истории российского парламентаризма депутаты, избранные по округам, считались депутатами как бы "высшего сорта" по сравнению со "списочниками": они, мол, пробились в Госдуму благодаря своей энергии и авторитету (периодически даже вносятся предложения избирать нижнюю палату только по мажоритарной системе). Возможно, так и было на выборах 1993 года, когда еще не был активно задействован так называемый административный ресурс. Однако с тех пор ситуация существенно изменилась. Ни для кого сегодня не секрет, что решающую роль в избрании по округу играет поддержка местных и региональных властей. Заручишься такой поддержкой - победа практически обеспечена. Потому что нигде так не силен этот самый административный ресурс, как в регионах. Нигде нет таких возможностей для фальсификации, как в провинции, особенно в глубинке.

Особое положение одномандатников заставляет их голосовать более популистски, иной раз даже вопреки здравому смыслу и экономической целесообразности. В той же фракции СПС депутатам от округов разрешается голосовать с учетом не программы правых, а ситуации в их регионе. Как-то на заседании фракции даже прозвучало: хорошо, мол, что у нас мало одномандатников, а то мы голосовали бы, как левые.

В нынешней Думе часть "независимых" - в группе "Народный депутат" при "Единстве", часть - в агропромышленной группе при КПРФ, часть - в политически аморфной группе региональных лоббистов. Голосуют они соответственно.

Невозможно было без смеха слушать интервью руководителя группы "Регионы России" О. Морозова из Татарстана, который, не моргнув глазом, заявил, что на него М. Шаймиев не оказывает никакого давления: этот депутат на всех этапах голосовал против законопроекта о новом принципе формирования верхней палаты.

Собственно независимых депутатов (в смысле не входящих ни в одно депутатское объединение) в третьей Госдуме всего 13 (во второй было 28). Степень их независимости можно определить хотя бы по их именам, достаточно известным в стране: Р. Абрамович, Б. Березовский, Н. Гончар, А. Куликов, А. Невзоров, Н. Рыжков...

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

И в заключение - несколько цифр, характеризующих эффективность работы Госдумы третьего созыва. В весеннюю сессию 2000 года Дума рассмотрела всего 232 законопроекта (за аналогичный период 1996 года на счету Госдумы-2 было 213). Но рассмотрела - это еще не приняла. Принят же нынешней Думой 71 закон, из них новых - 59. Депутаты прошлого созыва приняли 129 законов, в том числе новых - 103.

Так что по количественным показателям ГД-3 уступает своей предшественнице. Впрочем, это отнюдь не значит, что вторая Дума вообще работала лучше. По количеству брака она тоже впереди - за весеннюю сессию 1996 года президентом и Советом Федерации было отклонено 38 принятых Думой законов, за тот же период 2000 года - только семь.

Содержание же и качество принятых законов - предмет отдельного разговора.

© "Литературная газета", 2000
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован