Фото: Илья Питалев / РИА Новости
18 сентября текущего года Алла Пугачева разместила пост в социальной сети, в котором призвала Министерство юстиции РФ включить ее в список иностранных агентов. Она пояснила, что согласна с позицией своего мужа Галкина, попавшего 16 сентября в ряды физических лиц-иноагентов. (По данным Минюста РФ шоумен получал деньги от Украины и занимался политической деятельностью.)
Просьба Аллы Пугачевой вызвала серьезный ажиотаж в обществе, появилось много комментариев и оценок. Например, отдельные блогеры и юристы (даже адвокаты) полагают, что певица выступила «на эмоциях», поэтому никаких последствий это иметь не будет; другие добавляют, что стать иноагентом по собственной просьбе невозможно.
В этой связи попробуем оценить ситуацию с позиций российского законодательства.
В настоящее время в отношении иностранных агентов действует Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ (ред. от 14.07.2022) « О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Согласно ст. 2.1 указанного закона иноагентом (иностранным агентом) может быть признано физическое лицо, осуществляющее, в частности, в интересах иностранного государства политическую деятельность и получающее от него поддержку, включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи.
Законом определено, что политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Как видно, список весьма обширен, но речь идет о деятельности, то есть об определенных активных действиях в следующих формах:
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
финансирование указанной деятельности.
Надо иметь в виду, что само по себе участие лица, к примеру, в несанкционированных митингах, не означает, что это лицо будет признано иноагентом при отсутствии какой-либо поддержки от нностранного государства (организации, физического лица). Правда, указанное лицо будет привлечено к ответственности за участие в несанкционированном митинге, но это уже другой вопрос.
Следует еще указать, что к политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.
Обратим внимание на важный момент, который может иметь отношение к Алле Пугачевой.
Физическое лицо, осуществляющее политическую деятельность и получающее поддержку, в частности, от иностранного государства обязано подать заявление в уполномоченный орган (Минюст РФ) о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Следовательно, на этом лице лежит обязанность подать соответствующее заявление с просьбой признать его иностранным агентом. Иными словами, стать иноагентом по собственной просьбе является обязанностью физического лица. При этом речь идет о подаче заявления, а не размещении поста в социальной сети.
В этой связи заявление Министерства юстиции РФ, что в ведомстве не рассматривали просьбу певицы Аллы Пугачевой о признании ее иностранным агентом, поскольку пост артистки в социальной сети не является официальным обращением, представляется правомерным.
Далее. Если физическое лицо не подало заявление о включении в список (реестр) иностранных агентов, но будет выявлено, что оно выполняет функции иноагента, то Минюст РФ (территориальный орган) по собственной инициативе включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Заметим, что решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.
В сети «Интернет» некоторые пользователи указывают, что мол признание лица иностранным агентом не влечет каких-либо негативных последствий. В действительности, лицо, признанное иноагентом, обязано не реже одного раза в шесть месяцев представлять в Минюст РФ (территориальный орган) отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.
Мало того. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации. Материалы, издаваемые и (или) распространяемые физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, информация, касающаяся деятельности данного физического лица в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности данного физического лица. Наконец, физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, не может быть назначено на должности в государственных органах и органах местного самоуправления. Пожалуй, есть смысл задуматься…
Необходимо указать, что в случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, физическое лицо вправе подать в Минюст РФ (территориальный орган) ходатайство об исключении из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. В течение 60 дней со дня получения указанного ходатайства указанный орган принимает решение об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении.
Таким образом, если Алла Пугачева будет осуществлять политическую деятельность и получать поддержку, допустим, от иностранного гражданина, то она будет обязана подать заявление в Минюст РФ с описанием политической деятельности, которой она занимается и указанием источника со способами ее поддержки.
Для сведения сообщаем, что с 1 декабря 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в соответствии с которым изложенная выше ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» утрачивает силу. В новом законе дается уточненное определение иностранного агента, вводится термин «иностранное влияние». С 1 декабря 2022 года лицо, намеревающееся (только намеревающееся!) действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. На наш взгляд, новый закон усиливает контроль и надзор над иностранными агентами, что представляется вполне оправданным в нынешней ситуации.
25.09.2022 г.
А.Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук