Нестабильность и напряженная обстановка в ряде республик Северного Кавказа вызывает все большее внимание и озабоченность политиков и ученых. В последнее время из-за спора о результате выборов обострилась ситуация в Карачаево-Черкесской Республике. 14 июля 1998 года в Московском центре Карнеги в рамках проектов "Этничность и нацие-строительство" и "Внешняя политика и проблемы безопасности" под председательством члена научного совета Центра Алексея Малашенко состоялся семинар на тему:
Грозит ли Северному Кавказу "балканизация"?
На семинаре выступили:
Расул Солтан-Хамидович ДЖАППУЕВ, Председатель Государственного Совета балкарского народа;
Алла Алексеевна ЯЗЬКОВА, доктор исторических наук, профессор Института Международных экономических и политических исследований Российской Академии Наук.
Р. Джаппуев охарактеризовал современный Северный Кавказ как регион, разбитый на мелкие образования - "княжества", доведенные местными политиками до нищеты. Одной из главных причин ухудшения социально-экономической ситуации, а также перманентной политической нестабильности является отсутствие у Центра стратегии решения местных, в том числе национальных, проблем и его постоянные попытки прибегать к помощи оружия. Кроме того, негативно сказывается противоречие конституций республик Северного Кавказа Конституции РФ и нормам международного права.
Напомнив собравшимся о трагедии балкарского народа, в частности об уничтожении в 1942 г. ряда балкарских сел Черекского ущелья и депортации 8 марта 1944 года, Р. Джаппуев отметил, что полная реабилитация балкарского народа так и не состоялась. Продолжая антибалкарскую политику советского времени, сегодняшнее руководство КБР во главе с Валерием Коковым использует выделяемые для поддержки балкарского народа бюджетные средства не по назначению, фактически отказывается признать право балкарского народа на самоопределение или самоуправление, игнорирует его интересы и проводит силовые атаки на национальную оппозицию. Все это свидетельствует о целенаправленном курсе на дальнейшее ограничение самостоятельности балкарцев.
В ситуации, когда в этническом составе Кабардино-Балкарской Республики балкарцы составляют 15%, кабардинцы - 45%, русские - 30% и другие национальности - 10%, балкарцы из-за не соблюдения национальной квоты лишены возможности "выиграть выборы" в законодательные и представительные органы власти на любом уровне. Как считает докладчик, вместо так называемой "братской" Кабардино-Балкарии, республика фактически стала Кабардой. Вместо полноценной реабилитации балкарского народа парламентом КБР разработана и принята конституция, в которой даже не обращается внимание на биэтничность населения республики.
Для выхода из создавшегося тупика, по мнению выступающего, следует установить систему жесткой вертикальной власти и контроля центра над правовой ситуацией в регионах, придерживаясь принципа верховенства федерального законодательства над республиканским. Необходимо обеспечить подлинное местное самоуправление с прямыми и тайными выборами в районные, городские и сельские органы местной власти, прекратив практику назначения на руководящие посты.
Как отметила А. Язькова, действия руководства РФ фактически не способствуют стабилизации ситуации на Северном Кавказе, ибо оно делает основную ставку на вооруженную силу. По ее словам, в настоящее время Северокавказский военный округ является самым крупным в РФ, его личный состав, включая вооруженные силы, МВД и ФСБ насчитывает около 1 млн. человек. Конфликты, подобные существующим в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, необходимо предотвращать превентивными мерами, а не военным вмешательством.
При этом следует понимать, что причиной сегодняшних проблем во многом является политика, осуществлявшаяся И. Сталиным и его окружением в отношении кавказских и иных народов СССР. После насильственного объединения в 1922 г. Кабарды и Балкарии в одну республику балкарцы оказались в меньшинстве и с тех пор были вынуждены идти на сопротивление.
По мнению А. Язьковой, межэтнические конфликты имеют экономическую основу. Так, балкарский народ не имеет возможности распоряжаться природными богатствами, находящимися в районе его компактного проживания, (что, заметим, сходно с проблемой этнических албанцев в Косово). Руководство КБР имеет планы приватизировать Тырныаузский вольфрамово-молибденовый комбинат, установив заниженную цену продажи, и не обращает внимания на требования населения развивать местную промышленность, разрешить народные промыслы и допустить балкарцев к управлению туристическим бизнесом. Тем временем, уровень безработицы среди балкарского населения составляет по некоторым оценкам 80% - 90%, а безработные молодые люди, (в большинстве имеющие в личном пользовании оружие), связывают надежды о решении экономических проблем своего народа с суверенизацией Северного Кавказа.
Однако создание независимой балкарской республики сейчас не представляется реальным и может быть осуществлено только ценой "большой крови". А. Язькова считает, что необходимо противостоять нарушению прав этнического меньшинства, и рекомендует на первом этапе предоставить Балкарии автономию в составе КБР.
На семинаре состоялась дискуссия, участники которой обсудили ситуацию в КБР, а также в других республиках Северного Кавказа, в частности - в Карачаево-Черкесской Республике. Было обращено особое внимание на правовой "нигилизм", недостаточность и односторонность в подходе к делу реабилитации репрессированных народов. Ряд выступавших отметили, что сведение счетов на межнациональной почве или территориальный передел вызовет цепную реакцию и втягивание в этот процесс соседних республик и регионов.
Собравшиеся рассмотрели исторические предпосылки конфликтов на Северном Кавказе, высказали ряд соображений о их сходстве и различии с балканской и, в частности, с косовской проблемой. В целом участники семинара пришли к выводу о том, что "балканизация" Северного Кавказа это естественный и неизбежный процесс.
http://www.carnegie.ru/ru/print/39831-print.htm
14.07.1999