Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 155 ноябрь 2018 года

В Законе о федеральном бюджете на 2019-2021 годы учтены предложения Палаты

 

21 ноября Государственная Дума приняла Федеральный закон                     «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (ФЗ № 459 от 29.11.2018 г.).

Представители ТПП РФ активно сопровождали проект закона на всех стадиях бюджетного процесса. В июле т.г. вице-президент ТПП России             В.В. Чубаров выступил на парламентских слушаниях в Государственной Думе при обсуждении проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики до 2021 года.

В сентябре-октябре представители Палаты приняли участие в парламентских слушаниях Совета Федерации, слушаниях Общественной палаты Российской Федерации, заседании Экспертного совета Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

В профильный Комитет Государственной Думы Палатой было направлено заключение, в котором, в частности, отмечалось, что ассигнования на развитие промышленности, поддержку реального сектора экономики должны осуществляться всеми инструментами финансово-промышленной политики и денежно-кредитной политики.

Комитеты, советы и членские организации Палаты также высказали предложения при обсуждении бюджета (Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, «Росспецмаш», Комитет ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, Комитет ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, «Союзлегпром», Вятская ТПП и др.).

Ряд замечаний Палаты был учтен еще в сводном заключении Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам (об увеличении капитализации Фонда развития промышленности, о недостаточных в процентом отношении к ВВП расходах на науку и образование, о низком качестве макроэкономического прогноза в бюджетном процессе).

После этого пакет подготовленных ТПП РФ предложений по поправкам к проекту федерального бюджета был направлен в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

В итоге в Законе учтены предложения ТПП РФ по увеличению расходов федерального бюджета на субсидии производителям сельскохозяйственной техники. Субсидии на эти цели увеличены в 4 раза: в 2019 году вместо запланированных первоначальной редакцией бюджета 2 млрд. рублей будет выделено 8 млрд. рублей.

 

 

Самозанятым дали «зеленый свет»

 

27 ноября 2018 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» и два «закона - спутника» № 423-ФЗ и № 425-ФЗ, которые вносят корреспондирующие поправки в БК РФ и НК РФ.

Пакетом законов предусмотрено введение с 1 января 2019 года нового специального налогового режима для самозанятых граждан – «Налог на профессиональный доход». Воспользоваться новым режимом смогут физические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников и не состоящие в трудовых отношениях. Налоговые ставки установлены в размере 4% при расчетах с физическими лицами и 6% при расчетах с организациями и индивидуальными предпринимателями. Пороговая граница для применения данного режима по выручке установлена в размере 2,4 млн. рублей в год, что эквивалентно 200 тыс. рублей в месяц.

Новый налоговый режим будет достаточно комфортным для граждан, поскольку он не предполагает какой-либо формальной отчетности. Взаимодействие с налоговыми органами будет сведено к минимуму. Регистрация плательщика налога на профессиональный доход проходит через бесплатное мобильное приложение «Мой налог», то есть визит в налоговые органы будет не нужен. В качестве дополнительных преимуществ предлагаемого налогового режима можно отметить то, что налогоплательщик имеет право на налоговый вычет в 10 тысяч рублей на развитие и не налоговую отчетность в ФНС России, т.е. работает по принципу: заработал — заплатил; нет — платить не надо.

Переход самозанятого в легальное поле с помощью нового режима будет, по мнению ТПП РФ, иметь ряд очевидных плюсов. Так, в частности, возрастет доверие со стороны потребителей. Когда потребитель знает, что он покупает товар или получает услугу у легально работающего человека, у него гораздо больше уверенности, что ему продадут качественный товар и сделают работу хорошо. Юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут подтверждать такого рода расходы, не опасаясь, что у налоговых органов возникнут вопросы.

ТПП РФ сопровождала пакет Законов на всех стадиях разработки.                     Так, учтено предложение Палаты по установлению разумных штрафов за неисполнение соответствующих требований закона.

В первоначальной редакции штраф был в размере всего нелегального дохода, а в результате состоявшихся обсуждений штраф составит 20 процентов от нелегального дохода.

При этом при первичном нарушении налоговые органы будут выписывать бизнесу предупреждения.

 

 

 

 

В Госдуму внесён законопроект о специальных субъектах лизинговой деятельности

 

14 ноября Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности».

Законопроект предусматривает введение регулирования деятельности лизинговых компаний, определенных в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку или претендующих на нее.

Такие лизинговые компании авторами проекта предлагается отнести к некредитным финансовым организациям, регистрировать их путем внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России. Для лизинговых компаний, сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности, предлагается ввести саморегулирование на лизинговом рынке.

Принятие превентивных мер по повышению прозрачности (транспарентности) лизинговой деятельности позволит отслеживать качество роста и, при необходимости, принимать своевременные меры по предотвращению несостоятельности крупнейших лизингодателей, напрямую или косвенно связанных с государством.

ТПП России активно участвует в сопровождении реформы лизинговой отрасли. В Государственно-правовое управление Президента РФ в феврале и сентябре 2018 года направлялись заключения Палаты к законопроекту.

В целом проект поддерживается с учетом замечаний Палаты и лизинговых компаний, в т.ч. о ведении реестра специальных субъектов лизинговой деятельности, о нецелесообразности отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям и перевода их на единый план счетов, а также о нецелесообразности формирования СРО в сфере лизинга.

Решением Совета Госдумы законопроект готовится к рассмотрению Государственной Думой в период весенней сессии 2019 года.

 

Законодательство о саморегулировании будет серьезно изменено

 

9 ноября в Государственную Думу депутатами С.А. Жигаревым,                        С.М. Катасоновым, Д.А. Свищевым, А.К. Луговым, С.В. Натаровым был внесен законопроект № 584062-7 «О внесении изменений в Федеральный закон              «О саморегулируемых организациях».

Новая редакция законопроекта несколько лет обсуждалась при участии Палаты, ее представители входили в Рабочую группу Минэкономразвития РФ.

Законопроектом изменяется структура саморегулирования: разделяются компетенции между СРО, Национальными объединениями СРО и госрегулятором, они наделяются специфическими правами и обязанностями; за Национальными объединениями и СРО закрепляется право разработки стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности (отраслевые стандарты) в соответствующей сфере (виде деятельности); СРО предоставляется право определения вида обеспечения дополнительной имущественной ответственности перед потребителями; устанавливаются особенности корпоративного управления в СРО и национальном объединении и др.

Законопроект направлен на унификацию института саморегулирования. Между тем, в разных сферах деятельности присутствуют свои характерные особенности, которые трудно сочетать в одном нормативном правовом акте.

Палатой готовится заключение к первому чтению законопроекта.

 

В Палате обсудили актуальные вопросы интеллектуальной собственности

 

21 ноября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Организационного комитета XII Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» и Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности.

В мероприятии приняли участие Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров, Председатель Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности И.А. Близнец, заместитель руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности М.В. Жамойдик, консультант Представительства ВОИС в Российской Федерации П.С. Эмомов, вице-президент Евразийского патентного ведомства А.Ф. Азизян, президент Федерации интеллектуальной собственности С.Ю. Матвеев, представители Минпромторга России, Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации и др.

Подводя итоги деятельности Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности за 2018 год, Вице-президент В.В. Чубаров отметил необходимость существенного повышения активности Совета по основным направлениям его деятельности, включая законотворческую деятельность.

Председатель Совета И.А. Близнец представил новый состав Совета и три созданных при нем рабочие группы: по проблемам информационно-коммуникационного взаимодействия в России и странах СНГ; по вопросам управления интеллектуальной собственностью и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в интересах развития инновационной экономики РФ; по креативным индустриям и интеллектуальным правам. Заместителем председателя Совета был избран Директор Департамента законотворческой деятельности ТПП РФ Дмитрий Фадеев.

На заседании также обсудили план подготовки XII Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век». Вице-президент Палаты               В.В. Чубаров предложил провести предстоящий Форум с 22 апреля по 26 апреля 2019 года, а пленарное заседание запланировать на 25 апреля в Конгресс-центре ТПП РФ с 14.00 до 17.00.

В.В. Чубаров напомнил, что на прошедшем в 2018 году Форуме состоялось 15 секций. Он отметил что темы, которые планируется обсудить на секциях в 2019 году, должны действительно интересовать российских правообладателей и предпринимателей, затрагивать вопросы промышленной собственности.

 Результатом работы секций, по его мнению, должны стать конкретные предложения по совершенствованию правовой базы в сфере интеллектуальной собственности, которые могут быть оформлены в качестве законодательных инициатив.

По итогам голосования Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров был избран председателем Оргкомитета Форума – 2019 г.

Обсуждая ключевые темы предстоящего Форума, членами Оргкомитета была отмечена актуальность цифровизации экономики. Президент Федерации интеллектуальной собственности С.Ю. Матвеев предложил сделать вопрос о цифровизации в области прав на интеллектуальную собственность основным на пленарном заседании Форума.

До следующего заседания, которое планируется провести в феврале 2019 года, участникам поручено проработать предложения по тематическим секциям, информационной поддержке Форума.

 

Палата выступает за обоснование отмены закупки заказчиком в рамках Закона о закупках (Федеральный закон № 223-ФЗ)

 

В ноябре Палата разработала проект федерального закона, определяющего порядок отмены закупки заказчиком в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Законопроект направлен в Минэкономразвития на отзыв.

Действующая редакция Закона о закупках предполагает право заказчика отменить конкурентную закупку в любое время до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Законопроектом предлагается скорректировать данное положение в части права заказчика отменить конкурентную закупку не позднее, чем за три дня до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Данная процедура ускорит возврат денежных средств, внесенных участниками размещения заказа в качестве обеспечения заявки.

Проектом также предложено закрепить обязанность заказчика в случае отмены им закупки обосновать свое решение, за исключением случаев, когда отмена произошла по причине обстоятельств непреодолимой силы.

Это позволит защитить участников закупки от ее произвольной отмены, поскольку заказчик вынужден будет указывать причину такой отмены.

 

27 и 28 ноября Государственной Думой приняты Законы, разработанные при участии ТПП РФ

 

Так, 27 ноября 2018 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (ФЗ № 424).

Закон разработан экспертной рабочей группой при Комитете Госдумы по бюджету и налогам, участие в которой принимали представители Департамента законотворческой деятельности и налогового Совета Палаты.

Законом вносятся уточнения в порядок налогообложения операций, связанных с выходом компаний из дочерних обществ и их ликвидацией. Так, например, более подробно закрепляется порядок налогообложения дивидендов и признания убытков в случае реорганизации или ликвидации дочерней компании. Упрощаются отдельные правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний в части применения концепции фактического права на доход (когда лицо, получающее доход, не является посредником или агентом, а фактическим бенефициаром).

Принятие поправок позволит отказаться от документального подтверждения права на доход, если иностранная организация признает конкретное юридическое или физическое лицо получателем данного дохода.

Кроме того, 28 ноября 2018 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (444-ФЗ). Закон разработан рабочей группой по сокращению отчетности при Комитете Госдумы по бюджету и налогам, участие в которых принимали представители Департамента законотворческой деятельности и налогового Совета Палаты.

Принятие Закона позволит сдавать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность только в налоговые органы, а другие органы государственной власти (в частности, Росстат) будут получать необходимые сведения от ФНС России.

Закон предполагает, что сдаваться такая отчетность будет исключительно в электронном виде, что позволит упростить администрирование и сократит количество ошибок при ее составлении. При этом для субъектов малого бизнеса вступления требований законодательства отсрочили до 2020 года, что позволит адаптироваться всем предпринимателям.

 

ТПП РФ выступает за смягчение ответственности за нарушение лицензионных требований в сфере оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

 

28 ноября в Генеральной прокуратуре РФ состоялось заседание рабочей группы по реализации Соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой РФ и Генеральной прокуратурой РФ

На заседании обсуждались инициативы ТПП РФ по декриминализации статьи 138.1 УК РФ, устанавливающей, по мнению Палаты, чрезмерную ответственность (до четырех лет лишения свободы) за незаконные производство, приобретение или сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Палата считает, что указанные деяния не представляют большой общественной опасности, так как сам факт производства, приобретения или сбыта таких технических средств не затрагивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Объективно указанные права могут быть нарушены только при незаконном использовании таких технических средств.

Кроме того, оборот специальных технических средств регулируется путем лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи указанных средств, что является методом регулирования предпринимательской деятельности.

По итогам совещания стороны договорились продолжить совместную работу над корректировкой уголовного законодательства в сфере оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

 

Контроль за проведением специальной оценки условий труда станет автоматизированным

 

Минтруд России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (далее - законопроект) в целях устранения выявленных нарушений при проведении внеплановых проверок организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - СОУТ). В ноябре законопроект размещен в целях оценки регулирующего воздействия на официальном сайте по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=75939.

Законопроектом предусмотрены изменения, направленные на обеспечение передачи результатов СОУТ в федеральную государственную информационную систему (ФГИС СОУТ). Это позволит Роструду осуществлять контроль за объективностью и достоверностью проведения СОУТ в автоматическом режиме с помощью соответствующей программы, не увеличивая штат государственных инспекторов.

Законопроект также предлагает изменения в части вступления в силу результатов СОУТ. В настоящее время работодатель вправе применять результаты СОУТ после утверждения отчета о ее проведении. В соответствии с законопроектом это станет возможно только после получения работодателем от организации, проводящей СОУТ, уведомления о размещении отчета о СОУТ во ФГИС. Таким образом, на работодателя перекладывается обязанность государственной инспекции труда по контролю выполнения оценочной организацией требования о размещении отчета о СОУТ во ФГИС СОУТ.

ТПП РФ направлены в Минтруд России предложения по доработке законопроекта, в частности:

- предоставить работодателю возможность ознакомления с содержащимися в ФГИС СОУТ сведениями о результатах СОУТ рабочих мест в компании и передачи сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) работников, уволенных или принятых на эти рабочие места;

-  урегулировать вопрос присвоения уникального регистрационного номера гражданско-правовому договору на проведение СОУТ, заключенному работодателем и оценочной организацией;

- предусмотреть форму электронного документа об уведомлении работодателя о размещении отчета о СОУТ во ФГИС, подписанного квалифицированной электронной подписью организации, проводящей СОУТ.

Палатой не поддержаны нормы законопроекта об исключении из реестра организации, проводящей СОУТ, за нарушение срока передачи отчета о СОУТ во ФГИС в случае, если ранее данная организация, дважды подвергалась административному штрафу за нарушение порядка проведения СОУТ. Обратиться с заявлением о включении в реестр возможно будет не ранее, чем через 1 год. По мнению ТПП РФ, исключение организации из реестра за нарушение срока передачи отчета, означающее запрет на осуществление деятельности, не соответствует тяжести нарушения.

Доработанный законопроект планируется рассмотреть в 2019 году в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при участии ТПП РФ.

 

Коротко:

 

9 ноября постановлением Правительства РФ № 1314 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с твердыми коммунальными отходами» полномочия по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами переданы от Минстроя России к Минприроды России в целях консолидации полномочий по выработке государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления. Ожидается, что это повысит эффективность нормативного правового регулирования в данной сфере.

Минприроды России поручено по согласованию с ФАС России и Минстроем России утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчётных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

16 ноября Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 589491-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об отнесении объектов культурного наследия к объектам концессионных соглашений и государственно-частного, муниципально-частного партнерства).

Законопроект направлен на создание правовых условий для вовлечения инвесторов в сферу сохранения и восстановления объектов культурного наследия путем заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве.

Одним из существенных условий концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве предполагается обязанность сохранения объекта культурного наследия.

20 ноября Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 590700-7  «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Законопроект направлен, в частности, на расширение термина «многостороннее разрешение» устанавливая, что такое разрешение предусматривается многосторонними международными соглашениями, одной из договаривающихся сторон которых выступает Российская Федерация.

21 ноября Правительством РФ принято постановление № 1398 "Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)".

Постановлением регламентирован порядок проведения контрольных закупок. Указывается, что контрольная закупка проводится в установленных федеральными законами случаях и по основаниям, установленным Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" для проведения внеплановых выездных проверок.

Контрольная закупка проводится в случаях, если оценка соблюдения требований, установленных законодательством, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям может быть осуществлена только в рамках проведения контрольной закупки. В иных случаях проводится внеплановая проверка.

24 ноября Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен проект федерального закона № 593998-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Проект разработан в рамках деятельности Рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, созданной распоряжением Президента РФ от 16.02.2016 г. № 27-рп.

В законопроекте учтены предложения ТПП РФ по распространению установленных в статье 76.1 УК РФ условий освобождения от уголовной ответственности на преступления, связанные с присвоением или растратой (статья 160 УК РФ) и причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (часть первая статьи 165 УК РФ).

28 ноября в Госдуму внесен правительственный проект федерального закона № 596269-7 «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона        «О банках и банковской деятельности» (в части уточнения оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций).

Проектом предлагается определить в Законе «О банках и банковской деятельности» размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей, при неудовлетворении которых Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, без привязки к МРОТ. Такие требования в совокупности должны составлять не менее 100 тыс. рублей. Ведется подготовка заключения ТПП РФ по законопроекту.

Департамент законотворческой деятельности ТПП России

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован