Усиление полномочий ФАС не повысит эффективность борьбы с картелями
24 декабря Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в Государственно-правовое управление Администрации Президента РФ направлено отрицательное заключение по разработанным ФАС проектам федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий)», «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Так, по мнению Палаты, предлагаемые законопроектами увеличение «силовых» полномочий антимонопольных органов может привести к необоснованным ограничениям прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности. В частности, обязанность организаций всех форм и физических лиц предоставлять ФАС России персональные данные и сведения об услугах связи выходят за рамки компетенции антимонопольных органов и могут привести к нарушениям прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.
Кроме того, ФАС России предлагается наделить полномочиями по изъятию документов и предметов в ходе внеплановых выездных проверок, на вскрытие помещений и другие действия. По мнению ТПП РФ, такие полномочия являются чрезмерными и могут блокировать деятельность предприятия.
Законопроектом вносятся изменения в статью 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части направления в ФАС России результатов оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем использование результатов ОРД, полученных при выявлении признаков преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, при рассмотрении дел, относящихся к компетенции ФАС России, может повлечь предъявление незаконных требований к невиновным лицам.
Палата возражает против увеличения срока давности привлечения к ответственности по делам о нарушении антимонопольного законодательства с 3 до 5 лет, а по делам об ограничивающем конкуренцию соглашении, заключение которого (участие в котором) указывает на наличие признаков уголовно наказуемого деяния, – до 10 лет.
ТПП РФ не поддерживает предложение об исключении части 1 статьи 178 УК РФ из перечня преступлений, за совершение которых предусмотрено освобождение от уголовной ответственности при возмещении ущерба (часть 2 статьи 76.1 УК РФ), как не соответствующее политике либерализации уголовного законодательства.
Законопроектом предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет по части 1 статьи 178 УК РФ, тогда как согласно действующей редакции статьи 178 УК РФ заключение картельного соглашения представляет собой преступление небольшой тяжести (по ч. 1 ст. 178 УК РФ, до 3 лет лишения свободы). По мнению Палаты, предлагаемые изменения в части увеличения срока лишения свободы до 4 лет необоснованно переводят указанные действия в категорию преступлений средней тяжести. Это позволит правоохранительным органам проводить оперативно-розыскные мероприятия фактически в отношении любого хозяйствующего субъекта без каких-либо ограничений, что приведет к усилению давления на бизнес.
Законопроектом предлагается исключить из диспозиции статьи 178 УК РФ, на наш взгляд, самый главный материальный признак запрещенного антимонопольным законом картеля – ограничение конкуренции.
Палата настаивает на сохранении действующей редакции ст. 178 УК РФ и предлагает не исключать признак «ограничения конкуренции» из характеристики объективной стороны преступления.
Одновременно ФАС России предложено ввести в УК РФ новый состав преступления – заключение ограничивающего конкуренцию соглашения при организации и проведении торгов.
Вместе с тем действия по заключению соглашения между организатором торгов и (или) заказчиком с участником торгов в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не являются картельным сговором, а в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 указанного Закона являются антимонопольным требованием к торгам.
За нарушение таких требований в связи с небольшой общественной опасностью последствий их совершения и экономической целесообразностью взыскания за такие нарушения штрафов, направляемых в доход государства, частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ установлена соответствующая административная ответственность. По мнению ТПП РФ, криминализация таких деяний с наказанием до 7 лет лишения свободы приведет к избыточному, неадекватному тяжести последствий от совершаемых действий, давлению на бизнес.
В заключении отмечается, что предлагаемый ФАС России подход может привести к увеличению необоснованного давления на бизнес, нарушению законных интересов предпринимателей и коррупционным злоупотреблениям.
Принятие законопроектов может негативно повлиять на условия осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Социальные предприятия смогут получить поддержку со стороны государства и муниципалитетов
31.12.2018 г. Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 620203-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»).
Законопроект устанавливает понятия «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», а также возможность оказания государственной поддержки социальным предприятиям, при выполнении ими определенных условий, перечисленных в законопроекте.
В законопроекте социальное предпринимательство выделяется как отдельная приоритетная область деятельности субъектов МСП, определяются понятие «социальное предприятие», специальные формы и виды поддержки социальных предприятий.
В качестве критериев отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям предусматривается использование одного из следующих критериев:
- субъект МСП обеспечивает занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, выпускники детских домов в возрасте до 23 лет, пенсионеры и лица предпенсионного возраста, выпускники детских домов в возрасте до 21 года и т.д.) (далее - социально уязвимые категории граждан);
- субъект МСП обеспечивает доступ производимых социально уязвимыми категориями граждан товаров (работ, услуг) к рынку сбыта;
- субъект МСП осуществляет деятельность, направленную на производство товаров (работ, услуг), ориентированных на социально уязвимые категории граждан и их доступность для них в целях преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Сведения о принадлежности субъектов МСП к социальным предприятиям будут вноситься в единый реестр субъектов МСП уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также законопроектом предусмотрена отдельная статья, определяющая виды поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность, отнесенную к социальному предпринимательству, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Приоритетной мерой поддержки выделяется обеспечение наличия объектов инфраструктуры в регионах, на базе которых субъекты МСП, осуществляющие деятельность в области социального предпринимательства, смогут получить комплексную поддержку.
16.01.2019 г. Торгово-промышленной палатой РФ направлено письмо в профильный Комитет Госдумы. В письме предлагается уточнить положения законопроекта ко второму чтению в части конкретизации мер поддержки, которые смогут получать социальные предприятия от органов государственной власти и органов местного самоуправления. В числе таких мер, по мнению Президента ТПП РФ С.Н. Катырина, обязательно должны быть финансовые и имущественные средства поддержки. Соответствующие поправки планируется подготовить ко второму чтению.
Палата предложила перенести бремя расходов по предоставлению сведений о лицензиях с предпринимателей на госорганы
23 января 2019 г. в Государственной Думе состоялось заседание Экспертно-консультативного совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по взаимодействию с бизнес-сообществом и совершенствованию законодательства в сфере предпринимательства под председательством депутата Д.В. Сазонова.
На заседании был одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», разработанный Палатой (вносится депутатами А.В. Балыбердиным, А.Г. Кобилевым, Д.В. Сазоновым и др.).
Проект федерального закона направлен на исключение обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя по направлению сведений о лицензиях в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРС).
В настоящее время сведения о лицензии от лицензирующих органов поступают в регистрирующий орган для последующего внесения таких данных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Однако на юридическое лицо также возлагается обязанность по размещению в ЕФРС сведений о лицензии. При этом возложение на хоз. субъектов обязанности по предоставлению информации, которая содержится в распоряжении других органов власти (как лицензирующих, так и регистрирующих), противоречит принципам регулирования отношений, связанных с информационным взаимодействием предпринимателей и государства.
В этой связи проектом федерального закона предлагается возложить обязанность по внесению в ЕФРС сведений о лицензии на регистрирующий орган, исходя из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Принятие проекта федерального закона позволит существенно снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес, связанную с предоставлением информации в ЕФРС, а также обеспечит достоверность сведений о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащихся в указанных реестрах.
Проект федерального закона доработан по замечаниям Минэкономразвития России. Правовым управлением Государственной Думы проект в целом поддержан. По проекту также получено положительное заключение Министерства юстиции Российской Федерации.
В ближайшее время законопроект будет внесен в Государственную Думу.
Предлагаемые «силовым блоком» изменения в УК РФ, по мнению Палаты, не решат проблему необоснованного привлечения к ответственности за незаконный оборот специальных технических средств
На рассмотрении в Правительстве РФ находится проект федерального закона, дополняющий статью 138.1 УК РФ примечанием, определяющим понятие специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Законопроектом предлагается считать специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, любые приборы, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
По мнению ТПП РФ, в соответствии с таким примечанием к специальными техническими средствами можно будет отнести неограниченно широкий круг электронных устройств, в том числе и мобильный телефон с функцией встроенного диктофона, который и является устройством с возможностью получения скрытым способом аудиоинформации.
Использование подобных расширенных формулировок в законе может привести к формированию ещё более негативной практики применения статьи 138.1 УК РФ.
Предлагаемый подход не решит проблему несоответствия применяемых мер уголовно-правового воздействия на граждан общественной опасности таких деяний, которая в 2017 году стала причиной прямого обращения к Президенту РФ фермера из Курганской области, ставшим обвиняемым по уголовному делу за приобретение GPS-трекера для использования в бытовых целях.
Вместе с тем 12 декабря 2018 года Президентом ТПП РФ С.Н. Катыриным в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации направлен альтернативный законопроект, которым предлагается исключить из УК РФ статью 138.1 «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» и одновременно установить уголовную ответственность за их умышленное незаконное использование в противоправных целях.
Палата считает, что сам факт производства, приобретения или сбыта таких технических средств не затрагивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.
Объективно указанные права могут быть нарушены только при незаконном использовании специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Этой же точки зрения придерживается и Верховный Суд РФ, который в Постановлении Пленума от 25.12.2018 г. № 46 разъяснил судам, что «само по себе участие в незаконном обороте специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения).
Не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ также действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан.».
Разъяснения Верховного Суда РФ скорректируют правоприменительную практику в судах, однако они не являются нормативным правовым актом, обязательным для исполнения всеми участниками уголовного судопроизводства.
Предлагаемая же ТПП РФ «схема» регулирования правоотношений в сфере производства, приобретения или продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, позволит полностью купировать возникающие законодательные проблемы, обеспечит сбалансированный правовой подход к защите конституционных прав граждан от незаконных действий других лиц и реализацию принципов справедливости уголовного законодательства.
Законом расширен перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба
Президентом РФ 27 декабря 2018 года подписан Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (ФЗ № 533).
Закон разработан Рабочей группой по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, созданной распоряжением Президента РФ от 16 февраля 2016 года № 27-рп, в состав которой входит Президент ТПП РФ С.Н. Катырин.
Законом расширен перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба. Теперь к такому перечню добавились следующие статьи УК РФ: ч. 1 ст. 146 (присвоение авторства (плагиат), ч. 1 ст. 147 (незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца), ч. 1 ст. 159.1 (мошенничество в сфере кредитования), ч. 1 ст. 160 (присвоение или растрата), ч. 1 ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере).
Кроме того, Законом установлено, что лицо, впервые совершившее преступление, выражающееся в частичной или полной невыплате заработной платы, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по ее выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию).
Также установлено, что при производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, запрещается необоснованное применение мер, способных привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе изъятие электронных носителей информации (при этом УПК РФ дополняется новой статьей, определяющей исключительные случаи, при которых изъятие электронных носителей информации допускается).
Законом расширен перечень уголовных дел частно-публичного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат (включены, в частности, нормы УК РФ: ч. 1 ст. 176 "Незаконное получение кредита", ст. 177 "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности", ст. 180 "Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)", ст. 185.1 "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах").
В Законе полностью учтены предложения Палаты по распространению установленных в статье 76.1 УК РФ условий освобождения от уголовной ответственности на более широкий круг преступлений.
Переквалификация неналоговых платежей в налоги: дискуссия продолжается
В конце декабря 2018 года ТПП России направило в Минфин России и другие заинтересованные органы государственной власти свои концептуальные замечания на новую редакцию законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)». Соответствующий законопроект проходил повторную процедуру оценки регулирующего воздействия.
Данным законопроектом в НК РФ предлагается включить вместо трех неналоговых экологических платежей один новый налог и один новый сбор:
1) «Экологический налог», которым предполагается заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду. По сравнению с первоначальной редакцией, на которую Палата направила в сентябре 2018 года отрицательное заключение, законопроект был существенно доработан. Так, из числа плательщиков исключены физические лица; из числа объектов налогообложения исключено образование отходов; бюджетные организации больше не признаются льготниками по данному налогу и др.
2) «Утилизационный сбор», который должен заменить два неналоговых платежа – экологический сбор за товары и упаковку, и утилизационный сбор за автомобили.
По законопроекту сохранились замечания концептуального характера.
Так, принятие законопроекта приведет к увеличению административной нагрузка на бизнес, поскольку в дополнение к текущей экологической отчетности, которая подается в Росприроднадзор, появится налоговая декларация, которая будет подаваться в ФНС России. Помимо этого оба этих органа будут проверять предпринимателей фактически по одному и тому же предмету.
Переквалификация экологических платежей в статус налоговых существенно ухудшит правовое положение предпринимателей, поскольку вместо административной ответственности предприниматели уже будут подпадать под уголовную ответственность. Если все же экологические платежи будут включены в НК РФ, то должен быть предусмотрен, как минимум, 10-ти летний мораторий на привлечение к уголовной ответственности.
Следует также отметить, что переквалификация платы за негативное воздействие на окружающую среду и других экологических платежей в налоги и сборы упраздняет их компенсационный характер, поскольку поступления от налогов полностью поступают в бюджет и в дальнейшем перераспределяются на все нужды государства «из общего котла». То есть целевой характер таких платежей будет полностью утрачен, что может негативно отразиться на состоянии окружающей среды. Суть платежа существенно поменяется, и фактически будет взиматься «налог за загрязнение», что противоречит сущности ранее вводимых экологических платежей.
4 декабря 2018 года было также проведено очередное заседание экспертной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей предпринимателей под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов РФ А.Г. Силуанова, в которой принимал участие Президент ТПП РФ С.Н. Катырин.
На заседании помимо прочего обсуждался вопрос включения экоплатежей в Налоговый кодекс РФ. Президент ТПП РФ и руководители других бизнес объединений не поддержали такой подход и настояли на комплексных изменениях.
На прошедшем в январе 2019 года Гайдаровском форуме заместитель Министра финансов РФ И.В. Трунин подчеркнул, что окончательного решения по включению экологических платежей в НК РФ пока не принято.
Работа по данному направлению продолжается ТПП РФ.
Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей на «упрощенке» нужно менять
С 1 января 2013 года размер фиксированного страхового взноса в государственные внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, существенно увеличился.
Результатом столь резкого повышения фиксированного размера страхового взноса стало масштабное сокращение количества индивидуальных предпринимателей.
С тех пор споры о порядке уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями не утихают. Да, для индивидуальных предпринимателей сделали особый режим расчета, за основу которого взяли МРОТ. И вроде бы предприниматели уже привыкли к такому раскладу, но все равно то здесь, то там возникают споры: то МРОТ увеличат для расчета, то какой-нибудь вычет не предоставят, моментов много.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Вместе с тем при расчете страховых взносов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, доходы определяются в соответствии со статьей 346.15, в которой определен исключительно порядок формирования доходов.
Индивидуальные предприниматели, чей бизнес связан с высокими издержками, могут получать небольшую прибыль или даже нести убытки, связанные с необходимостью закупать сырье и материалы, выплачивать заработную плату сотрудникам и пр. В этих условиях уплата страховых взносов только с доходов без учета понесенных расходов может привести к закрытию бизнеса или уходу «в тень».
Отмечаем также, что для налогоплательщиков уплачивающих НДФЛ доходы определяются в соответствии со статьей 210 НК РФ, что позволяет им учитывать понесенные ими расходы, например, профессиональные налоговые вычеты.
Различное определение объекта для начисления страховых взносов при осуществлении одинаковых по своей природе выплат ставит в неравное положение субъектов обложения страховыми взносами по отношению друг к другу и порождает для них неодинаковые экономико-правовые последствия.
Учитывая это, ТПП России предложила для целей уплаты страховых взносов предпринимателям, применяющим УСН, предоставить возможность уменьшить сумму доходов на величину понесенных расходов, предусмотренных статьей 346.16 НК РФ. Соответствующий законопроект за подписью Президента ТПП РФ С.Н. Катырина направлен в Правительство РФ для проработки.
Отношения, связанные с деятельностью постоянно действующего арбитражного учреждения, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства
Учтена поправка ТПП РФ в подписанном Президентом России 27 декабря 2018 года Федеральном законе № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе».
Закон активно сопровождался Палатой, ее представители входили в состав рабочих групп Минюста России и профильного Комитета ГД.
В Законе учтены предложения по поправкам ТПП РФ - норма о том, что отношения, связанные с деятельностью постоянно действующего арбитражного учреждения по администрированию арбитража, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства.
ТПП России направила в Государственную Думу заключение к законопроекту о регулировании деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности
Президент ТПП России С.Н. Катырин 21 января 2019 года направил в ответственный Комитет Государственной Думы по финансовому рынку заключение Палаты к первому чтению проекта федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», разработанного Правительством РФ.
Законопроектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, определённых в категорию специальных субъектов лизинговой деятельности, связанных с государством и получающих государственную поддержку или претендующих на неё. Лизинговые компании авторами проекта предлагается отнести к некредитным финансовым организациям, регистрировать в реестре субъектов лизинговой деятельности Банка России. Для лизинговых компаний, внесённых в реестр субъектов лизинговой деятельности, вводится саморегулирование.
Концепция законопроекта в целом поддерживается ТПП РФ с учётом замечаний и предложений Палаты, в частности, о ведении реестра специальных субъектов лизинговой деятельности, о нецелесообразности отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям и перевода их на единый план счетов, а также о нецелесообразности формирования саморегулируемой организации в сфере лизинга.
В первом чтении законопроект принят Госдумой 22 января, в течение месяца профильным Комитетом принимаются поправки.
Нестационарная и мобильная торговля получит необходимые гарантии
05.12.2018 г. Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли).
В настоящее время субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не учитываются особенности осуществления развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств. Указанные обстоятельства препятствуют развитию малого и среднего торгового предпринимательства в Российской Федерации.
В целях установления общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли в Российской Федерации, а также создания благоприятных условий для осуществления торговой деятельности в Российской Федерации с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов законопроектом предлагается:
- уточнить терминологию и привести ее в соответствие с современными требованиями рынка;
- закрепить в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;
- закрепить принцип "меняется место - сохраняется бизнес", позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд;
- установить возможность осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов;
- установить минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта (не менее 5 лет).
22.01.2019 г. в Общественной палате РФ с участием представителей ТПП РФ состоялось «нулевое чтение» законопроекта. Законопроект разослан по системе ТПП РФ для замечаний и предложений. С содержательными поправками уже выступила Оренбургская ТПП.
Коротко:
8 декабря в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством РФ внесен проект федерального закона № 603739-7 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"».
Законопроект предусматривает снятие запрета на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в связи с тем, что увеличен объем нелегального оборота: драгоценных камней до 95%, ювелирных изделий до 50%, драгоценных металлов до 20%. На имя Председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.М. Макарова направлено заключение ТПП РФ.
13 декабря принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон направлен на установление единого порядка подготовки актов Президента РФ и Правительства РФ об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что существенно снизит риски определения организаций, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках и не обладающих необходимыми производственными возможностями и компетенцией для удовлетворения нужд заказчиков, в качестве единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
18 декабря принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон предусматривает, что в контракт, содержащий отдельные этапы исполнения, включается условие об уменьшении размера обеспечения его исполнения.
Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости выполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, до полного исполнения такого контракта при условии отсутствия предъявленных заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) неисполненных требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и (или) о возврате аванса. При этом, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) денежные средства возвращаются ему заказчиком в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта.
С 1 января 2019 года:
- ставка по налогу на добавленную стоимость увеличивается с 18 до 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»)
- для расчета налогообложения недвижимости будет использоваться только кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Перерасчет налога будет возможен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом запрещено пересчитывать ранее исчисленный налог на имущество и земельный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченных сумм налогов. То есть перерасчет возможен, только если в результате налог для налогоплательщика уменьшится. Если изменятся качественные или количественные характеристики объекта (например, площадь или назначение), налог на имущество компаний и физлиц рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН.
- субъекты малого бизнеса смогут получить страховое возмещение в случае банкротства банка, в котором у них открыты счета или вклады. Сумма возмещения — до 1,4 млн.руб. (такая же, как и для физических лиц).
- участники закупок обязаны быть зарегистрированными в единой информационной системе, так как с этой даты электронный формат в госзакупках станет обязательным. При этом не допускается регистрация в единой информационной системе в качестве участников закупок офшорных компаний.
- начинает действовать новый режим налогообложения «самозанятых». Для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Применять режим можно, пока доход не превысит 2,4 млн. руб. в год. Платить налог нужно будет в упрощенном порядке — через мобильное приложение «Мой налог». Самозанятым не нужно будет платить подоходный налог, НДС, страховые взносы, также им не придется сдавать отчетность и заполнять декларацию. Специальный режим пока коснется только четырех субъектов РФ: Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан.
- отменяется госпошлина за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при представлении ими необходимых документов в электронной форме.
Департамент законотворческой деятельности ТПП России