26 мая 2008
2466

Аналитическая записка по проблемам развития некоммерческого сектора Саратовской области посредством использования эффективных механизмов социального партнерства

Анализ проблемы

Продолжающиеся второй десяток лет радикальные исторические преобразования в России наряду с социально-экономической и политической сферами в корне изменили и саму систему взаимоотношений человека, общества и государства. Новая система выражена в формуле: обеспечение интересов государства через интересы каждого гражданина и общества в целом. Государство может быть сильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментом доверие граждан, их заинтересованность в государственных делах и участие в решении общественно значимых проблем. Поэтому важнейшими предпосылками формирования новой системы взаимодействия человека и общества являются независимые объединения граждан.

В истекшее десятилетие перестройки быстрыми темпами образовались многочисленные негосударственные некоммерческие организации. Они, образуя сообщество особых социальных субъектов, в совокупности составляют специфический фрагмент современного российского общества. Согласно общемировой традиции этот фрагмент называется "третьим сектором" и составляет самостоятельный необходимый институт гражданского общества.

Анализ имеющейся научной, методической литературы, а также данных официальной статистики и реальной практики показывает, что третий сектор России развивается весьма неравномерно. По мнению большинства работающих на территории нашей страны международных организаций, по уровню развития этого института гражданского общества бесспорными лидерами в Приволжском федеральном округе являются Нижегородская и Самарская области.

В Саратовской области по состоянию на 1 июня 2001 года зарегистрировано свыше двух с половиной тысяч общественных объединений, включая профсоюзные (более 500) и религиозные (более 230) организации, общественно-политические движения и партии (более 180).

Таким образом, если исключить политические партии, движения и профсоюзы, в некоммерческом секторе региона остается свыше полутора тысяч организаций, декларирующих в своей миссии социально значимые цели. Но реально действует не более двухсот. Кроме того, имеется еще около 150 активных незарегистрированных общественных объединений, клубов, кружков, инициативных групп, в основном, объединяющих детей и молодежь по месту учебы и жительства.

К сожалению, многие общественные объединения состоят из одного или нескольких лидеров и небольшого круга единомышленников, что объясняет точку зрения ряда представителей органов власти, бизнеса, средств массовой информации, международных фондов о неразвитости в регионе третьего сектора.

Это выражается и в отсутствии опыта, слабой профессиональной подготовленности кадров, неумении осуществлять социальный маркетинг, стратегическое планирование, создавать инициативную, работоспособную команду. Собственная база некоммерческих организаций - кадровый потенциал и совокупность надежных, долговременных источников финансирования - еще не сложилась.

Одной из основных причин сложившейся ситуации в некоммерческом секторе области является отсутствие инфраструктуры, которая бы способствовала повышению профессионального уровня общественных объединений, их финансовой устойчивости и эффективности реализуемых программ.

Конкурс социального партнерства Приволжского федерального округа окружной ярмарки социальных и культурных проектов "Пермь 2000" показал, что регионы, имеющие развитие ресурсные центры, представили наибольшее количество проектов, вышедших в финал конкурса социального партнерства.

Вследствие этих и многих других причин реальный рейтинг некоммерческих организаций как партнеров в осуществлении социальной политики для органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса на сегодняшний день довольно низок. Примеры успешного построения действенных коалиций и сетей межсекторного сотрудничества пока встречаются очень редко.

По мере углубления экономического реформирования, демократизации общественной жизни России все настоятельнее встает проблема всемерного развития третьего сектора, повышения профессионализма деятельности общественных объединений. Без этого не может быть ни цивилизованного социально ориентированного рынка, ни реальной демократии. Без этого невозможно осознание человеком ни своей личностной суверенности, ни гражданской ответственности, невозможно и формирование способности людей к свободной кооперации во имя защиты как своих собственных интересов, так и потребностей малых групп, поселенческих и профессиональных, возрастных и гендерных сообществ.

Таким образом, для дальнейшего развития Саратовской области необходимо и развитие в ней социального партнерства: взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих организаций и объединений граждан в процессе реализации программ и проектов, направленных на решение социально значимых проблем региона. А для этого органы власти и бизнес должны быть уверены, что переданные ими некоммерческим организациям материальные ресурсы будут рационально использованы на успешное претворение в жизнь общественно полезных инициатив.

Развитие социального партнерства отражает интересам всего общества, так как при этом увеличивается качество и количество оказываемых некоммерческими организациями социальных услуг, число постоянных и временных рабочих мест в них; органы исполнительной власти и местного самоуправления, коммерческие организации смогут найти среди общественных объединений реальных партнеров.


Пути решения проблемы

В Саратовской области сформировались объективные предпосылки для развития социального партнерства:

в рамках Концепции социальной политики разрабатывается и последовательно выполняется система областных и городских целевых программ, направленных на стабилизацию и развитие социальной сферы, реализацию основных направлений региональной и муниципальной социальной политики;

формируется нормативно-правовая база, обеспечивающая и регламентирующая деятельность благотворительных организаций, органов территориального общественного самоуправления, государственную поддержку общественных объединений: приняты Законы Саратовской области "О благотворительной деятельности в Саратовской области", "О территориальном общественном самоуправлении", "О государственной поддержке общественных объединений", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

министерство молодежной политики, спорта и туризма области дважды проводило конкурс программ и проектов молодежных и детских общественных объединений; и второй год аналогичный конкурс организует управление по делам молодежной политики, физической культуры и спорта администрации города Саратова;

создано управление общественных отношений при Правительстве области, одной из задач которого является взаимодействие с некоммерческими организациями; подобную функцию в рамках своей компетенции выполняют министерство труда и социального развития, министерство молодежной политики, спорта и туризма, а также иные министерства и ведомства области;

общественные объединения активизируют деятельность по привлечению ресурсов органов исполнительной власти, местного самоуправления, коммерческих организаций на осуществление различных общественно полезных инициатив, создают различные ассоциированные структуры для решения общих проблем некоммерческого сектора;

повышается профессиональный уровень общественных объединений, чему способствует ряд образовательных программ (реализуемых в том числе при поддержке межрегионального представительства Фонда Евразия по Югу России);

25 апреля этого года проблемы развития социального партнерства в Саратовской области рассматривались на заседании Высшего экономического совета при Губернаторе области; а 18 мая состоялась конференция "Социальное партнерство: поиск эффективных механизмов", в которой приняли участие 34 представителя органов исполнительной власти, бизнеса, науки и некоммерческих организаций, в том числе заместитель Председателя Правительства, министр международных отношений и внешнеэкономических связей области Борис Леонидович Шинчук;

аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, АНО "Мегапроект", Правительством Саратовской области ведется подготовка к проведению второй окружной ярмарки социальных и культурных проектов "Саратов 2001".

Для дальнейшего развития социального партнерства в Саратовской области необходимо вести деятельность по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы применения социальных технологий.

Органам исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с положениями Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации необходима нормативно-правовая основа различных форм взаимодействия с некоммерческими организациями. Федеральные законы и законы Саратовской области не устанавливают четких правовых механизмов реализации таких социальных технологий, как государственный социальный заказ, конкурсное размещение региональных и муниципальных социальных грантов, государственное социальное спонсорство.
2. Внедрение эффективных механизмов социального партнерства.

На территории Саратовской области целесообразно развитие следующих успешно апробированных в других субъектах Российской Федерации механизмов социального партнерства: государственный социальный заказ, общественный фонд, конкурсы и ярмарки социальных проектов (социальные форумы).
3. Развитие вспомогательной инфраструктуры некоммерческих организаций.

К элементам данной инфраструктуры можно отнести ресурсные организации, оказывающие организационные, информационные, консалтинговые, образовательные и иные услуги некоммерческим организациям, систему информационного обеспечения деятельности последних. Вспомогательная инфраструктура способствует повышению уровня развития общественного сектора, что необходимо для эффективного развития на территории Саратовской области вышеназванных социальных технологий.

Предлагаются следующие модели проектов, направленных на развитие социального партнерства в Саратовской области:

1. Внедрение технологий деятельности общественного фонда: привлечение средств органов исполнительной власти и местного самоуправления и бизнеса, отработка механизмов проведения конкурсов проектов, контроля реализации проектов-победителей, ее комплексной оценки (программной и финансовой).

Разработчик: инициативная группа общественных объединений и молодежного корпуса Высшего экономического совета при Губернаторе области.

Исполнитель: Общественный фонд "Саратовская губерния".

Контактное лицо: Чукалин Илья Владимирович, тел.: (8452) 704523.

Краткое описание модели.

Миссия Общественного фонда. Предназначением Общественного фонда "Саратовская губерния" будут служить его активное участие в развитии социального партнерства в Саратовской области с целью увеличения эффективности решения общественно значимых проблем ее населения, улучшения качества его жизни.

Миссия Общественного фонда будет реализовываться через:

повышение уровня развития некоммерческого сектора региона, способности общественных объединений активно участвовать в решении социально значимых проблем области, улучшения качества жизни ее населения;

повышение доверия органов власти, бизнеса, средств массовой информации и отдельных граждан некоммерческим организациям.

Цель Общественного фонда. Целью Общественного фонда будет являться благотворительная поддержка инициатив граждан и юридических лиц, направленных на решение социальных, культурных, образовательных и иных общественно значимых проблем Саратовской области.

Поддержка будет выражаться в безвозмездном целевом выделении денежных средств (грантов) на реализацию конкретных общественно полезных программ и проектов. Финансирование программ и проектов будет осуществляться исключительно на конкурсной основе.

Конкурс проектов будет проводиться два раза в год. В нем смогут принять участие зарегистрированные общественные, благотворительные, некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждения образования, здравоохранения и социальной сферы, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан. Определять победителей конкурса будет Правление фонда, которое будет состоять из представителей Правительства области, бизнеса и общественности. Победители получат от фонда финансирование на реализацию своих социальных проектов.

Рассматривая конкурс через призму социальной значимости, следует заметить, что он отвечает интересам всей общественности региона. Среди участников проектов будут представители всех слоев населения. Для молодежи это прямая альтернатива безработице, возможность воплотить в жизнь свои идеи, проявить личную инициативу, ощутить свою гражданскую значимость. Более того, фонд сможет отследить через свои программы и поддержанные проекты молодых лидеров, из которых можно будет сформировать "золотой" кадровый резерв губернии. Люди пенсионного возраста, участвуя в деятельности по проектам, будут причастны к реальному решению социальных проблем области. А самое главное, они почувствуют свою востребованность в обществе. Граждане, занятые своей привычной профессиональной деятельностью, через конкурсные программы реализуют творческие планы. У человека с ограниченными возможностями появится уверенность, что его инициатива может быть поддержана. А деятельность проектов будет направлена практически на все население региона. Нельзя забывать и о тех, кто будет выделять средства на конкурсы проектов. То есть можно говорить о консолидации общества при решении социальных проблем.

Задачи Общественного фонда.

Задачи Общественного фонда в области развития некоммерческих организаций (НКО):

обучение современным технологиям деятельности НКО: менеджменту, социальному маркетингу, фандрайзингу через семинары и консультации по написанию заявок на гранты;

пропаганда деятельности НКО и создаваемого ими продукта - социальных услуг;

контроль и консультирование некоммерческих организаций в рамках реализации проектов;

инициирование создания сервисных структур для НКО;

повышение профессионального уровня сотрудников Общественного фонда.

Задачи Общественного фонда в области развития филантропии:

пропаганда системы благотворительности через Общественный фонд;

обеспечение максимальной прозрачности и открытости в деятельности Общественного фонда;

привлечение общественности области к определению путей решения социальных проблем общества;

повышение профессионального уровня оказания сервиса (public relations, обеспечение информацией, льготы по налогообложению и др.) для учредителей, попечителей и доноров Общественного фонда;

создание системы участия корпоративных и частных доноров в деятельности Общественного фонда.

Внешние факторы и угрозы.

К числу внешних факторов, которые могут повлиять на способность Общественного фонда по достижению его цели и задач, можно отнести следующие:

вступление в силу нормативно-правовых актов, препятствующих деятельности Общественного фонда;

возможность давления со стороны органов власти и (или) иных структур на руководящие и контролирующие органы Общественного фонда с целью принятия ими решений, необходимых данным органам власти и (или) иным структурам;

ухудшение социально-экономического положения в стране.

Оценка внутренних потребностей и угроз.

Главной внутренней потребностью должна быть возможность непосредственного участия членов руководящих и контролирующих органов Общественного фонда в решении социально значимых проблем Саратовской области, развитии в регионе социального партнерства.

Основной внутренней угрозой является опасность превращения Общественного фонда в механизм лоббирования интересов отдельных членов его руководящих и контролирующих органов.

Оценочные показатели деятельности Общественного фонда.

К числу показателей деятельности Общественного фонда можно отнести следующие:

количество заявок на финансирование Общественным фондом социально значимых программ и проектов от юридических лиц и инициативных групп граждан;

количество и общий бюджет программ и проектов, профинансированных Общественным фондом;

объем средств власти, бизнеса, международных фондов и частных пожертвований, привлеченных Общественным фондом;

количество конференций, круглых столов, семинаров, консультаций и иных мероприятий, проведенных Общественным фондом, при его поддержке или с его участием.

С точки зрения развития социального партнерства в Саратовской области, следует отметить многогранную, органичную выгоду создания Общественного фонда для каждого сектора гражданского общества:

Органам исполнительной власти и местного самоуправления он позволит:

развивать социальные инициативы, повысить активность населения в решении общих проблем региона и отдельных его городов, районов;

провести мониторинг ситуации в сфере социального партнерства и благотворительности в Саратове и области;

усилить действенность и тщательную подготовленность программ и проектов, направленных на решение социальных проблем региона, его городов и районов;

подготовить некоммерческий сектор Саратовской области к участию в ярмарках социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа.

Коммерческим организациям:

облегчить работу с организациями - просителями: не мучиться в поисках причины отказа и не дистанцироваться от посетителей, а, ссылаясь на целевое оказание спонсорской помощи фонду, стимулировать их на работу с ним (в распоряжении учредителей, попечителей и доноров фонда будут буклеты о нем и порядке получения его поддержки, которые они смогут дарить просителям);

получить большую предсказуемость достижения общественно полезных результатов ввиду проведения экспертной оценки каждого проекта и контроля его реализации со стороны фонда;

отслеживать процесс выполнения проектов и расходования перечисленных средств через получаемые отчеты об организациях - победителях конкурсов проектов;

найти перспективные идеи и кадры.

Некоммерческим организациям:

получить адресную помощь от власти и бизнеса;

найти партнера, который может стать постоянным;

консолидироваться, образовывать альянсы (союзы), объединять ресурсы в рамках разработки и реализации одного проекта;

научиться говорить с международными фондами на их языке через грамотно составленные, просчитанные, востребованные обществом проекты;

получить знания о том, как готовить проекты в соответствии с требованиями международных грантодающих организаций и приобрести опыт их реализации;

укрепить свои способности в поиске и привлечении средств из различных финансовых источников (фандрайзинге);

сделать полезное дело, померяться силами с другими, не бояться конкуренции в дальнейшем.

Для региона в целом:

информационная поддержка: повышение информированности населения о деятельности общественных объединений, их программах и проектах;

временные рабочие места: для реализации проектов, получивших финансирование Общественного фонда, будут привлечены дополнительные трудовые ресурсы с выплатой гарантированной и своевременной заработной платы;

обучение на практике: стороны, участвующие в проектах, на практике обучаться технологиям социального партнерства, которые помогут им ускорить и расширить процесс межсекторного взаимодействия;

аналитическое исследование: будет происходить аккумулирование и анализ информации по имеющимся в регионе социально значимым проблемам и возможным путям их решения;

изменение типа отношений: будет происходить качественный переход отношений государства, бизнеса и некоммерческих организаций от "просящий - дающий" к партнерским, что ведет к формированию нормальной, цивилизованной модели распределения средств и укреплению почвы для построения гражданского общества;

привлекательность новой идеи: Общественный фонд позволит привлечь внимание общественности к социальным проблемам и способам их решения, получить положительный опыт снижения социальной напряженности бесконфликтным путем.

Для справки: в 1998 году был создан первый в России фонд по модели community foundation - Общественный фонд Тольятти. Общий бюджет профинансированных за время существования фонда проектов превышает 276 тысяч долларов США. Общий объем полученных на безвозмездной основе средств международных организаций на осуществление деятельности фонда - свыше 384 тысячи долларов США. Общественный фонд Тольятти был одним из координаторов конкурса социального партнерства Приволжского федерального округа и окружной ярмарки социальных и культурных проектов "Пермь 2000", организованных аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе в 2000 году. В стратегическом плане Общественного фонда Тольятти обозначена задача до 2010 года сформировать капитал в размере 3 миллионов долларов США и ежегодно направлять на грантовый конкурс не менее 250 тысяч долларов США. На сегодняшний день в Российской Федерации успешно действует более 10 подобных фондов. 18 - 19 июня 2001 года в Тольятти с участием представителей международных фондов пройдет конференция "Развитие общественных фондов в России". Более подробная информация на сайте http://www.fondtol.infopac.ru.

Инициатива создания Общественного фонда "Саратовская губерния" поддержана решением Высшего экономического совета при Губернаторе области от 25 апреля 2001 года и резолюцией конференции "Социальное партнерство: поиск эффективных механизмов" от 18 мая 2001 года.

2. Создание Центра социального проектирования Саратовской области для содействия некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям социальной защиты, образования, здравоохранения, органам территориального общественного самоуправления в разработке и осуществлении социальных проектов.

Разработчик и исполнитель: региональная ассоциация некоммерческих организаций "Партнерство для развития".

Контактные лица: Пицунова Ольга Николаевна, тел.: (8452) 798605; Музалевский Максим Евгеньевич, тел.: (8452) 522692.

Краткое описание модели.

Миссией Центра социального проектирования Саратовской области будет являться комплексная поддержка инициатив, направленных на решение общественно значимых проблем различных социальных, возрастных и профессиональных групп населения.

Поддержка будет оказываться по оригинальной методике, разработанной и апробированной в региональной ассоциации некоммерческих организаций "Партнерство для развития" (в частности, в Центре общественных связей "Саратов") путем:

проведения конкурсов, опросов, встреч, направленных на выявление оригинальных социальных инициатив;

оказания консультативных услуг по описанию идей в проектной форме;

поиска организационных, кадровых, материальных, финансовых, информационных ресурсов для реализации инициативы;

консультативного и/или организационного сопровождение реализации социальных инициатив на практике;

обучения социальным и профессиональным технологиям, необходимым для реализации идей через занятия в школе-студии;

проведения исследований общественного мнения и выявление проблем молодежи;

популяризацию идей служения обществу и привлечение граждан к социальной работе;

информационную поддержку гражданских инициатив и общественных объединений через работу со средствами массовой информации, создание и развитие ресурсов в сети Интернет и подготовку иных информационных материалов.

Проблемы, на решение которых направлен проект.

Главной проблемой, на решение которой направлен данный проект, является недостаточная социальная активность граждан. Почему мы уверены, что именно эта проблема является центральной? Ведь в обществе существует ряд других проблем, которые общеизвестны и характерны для самых различных социальных групп. Это проблемы, связанные с получением образования и трудоустройством, проблемы алкогольной и наркотической зависимости, социальной незащищенности, распространения ВИЧ/СПИДа/ЗППП, проблемы организации культурного и спортивного досуга, проблема участия граждан в управлении государством, экономике, политике. Все эти, а также многие другие вопросы, требуют своего решения. Однако мы глубоко убеждены в том, что главное решение этих проблем может прийти только от самих граждан. Только скоординированные усилия общественных лидеров, опирающихся на поддержку больших групп граждан, могут значительно изменить ситуацию.

Говоря о том, что социальная активность граждан недостаточно высока, мы не имеем в виду, что она полностью отсутствует. В Саратовской области существует ряд общественных объединений, инициирующих и реализующих социальные проекты. Среди них можно назвать Центр содействия экологическим инициативам, Центр общественных связей "Саратов", Фонд "Созвездие 2000", Центр содействия правовой реформе в Саратовской области, Ассоциацию самоуправляемых территорий города Саратова. Активно работают многие молодежные и детские организации. Ассоциация студентов и молодых специалистов, занимающихся экономикой и управлением, (AIESEC) уже несколько лет проводит регулярные "дни карьеры", в 2001 году вылившиеся в образовательный проект "Стратегия успеха". Общественное движение "Голос молодежи" выпускает газету "Компьютерра + Саратов". При поддержке Саратовской ассоциации молодых журналистов в 1999 - 2000 годах выходила газета "Студенческий город". Центром общественных связей "Саратов" в 1999 - 2000 годах был проведен ряд молодежных акций и проектов, таких как "Саратовская область: Молодежь и общество", "Имя для памятника", создание волонтерской службы, информационная поддержка молодежных инициатив. Круглый стол молодежных и детских общественных объединений Саратовской области на настоящий момент преобразовывается в ассоциацию. Существуют Молодежный парламент области и Молодежное общественное собрание при мэре города Саратова.

Однако эти инициативы, как правило, не носят системного и массового характера, не опираются на поддержку больших групп граждан, не имеют серьезной ресурсной поддержки и, как следствие, влияют на социальную политику не настолько сильно, как это могло бы быть. На наш взгляд, социальный потенциал общества сегодня раскрыт лишь в незначительной степени. Приведем данные опроса, проводившегося Центром общественных связей "Саратов" в 2000 году среди саратовских студентов (опрошен 251 человек). Хотя опрос показывает мнение только одной возрастной группы, на наш взгляд, его результаты позволяют говорить об определенной общественной тенденции, не связанной только с молодежью. На вопрос, "что ты готов предпринять для того, чтобы решить мешающую тебе проблему?" 67,3% опрошенных заявили о своей готовности к тем или иным действиям. В том числе 27% выявили готовность "Мобилизовать на решение проблемы десяток лучших друзей", 19% - "предоставить для общего дела один час личного времени в неделю", 17% готовы поучаствовать в создании фонда помощи студентам, 16% готовы писать письма в различные инстанции, 13% - проводить творческие вечера и 12% - участвовать в субботниках (более подробно с результатами опроса можно познакомиться в брошюре: Музалевский М.Е. Саратовская область: молодежь и общество. Саратов, 2000). Очевидно, что сегодня реально в общественной жизни участвует гораздо меньшее количество молодых людей.

Отчего же это происходит? Можно выявить несколько причин, мешающих широкому распространению гражданских инициатив.

Одна из них - то, что граждане не видят связи между решением своих проблем и своей собственной социально позицией. Иными словами, люди не верят в возможность решить свои проблемы собственными силами или не видят таких возможностей. Безусловно, как и любую мировоззренческую проблему, эту решить также сложно, однако возможно. Частично, ее решение может быть связано с появлением учебных программ, повышающих социальную активность людей, а также с наличием у граждан системной информации по социальным проектам и ресурсам.

Вторая причина - отсутствие системной поддержки социальных инициатив. Она, в свою очередь, связана с отсутствием ресурсных центров, осуществляющих поддержку этих инициатив. Хотя в области существует ряд организаций, оказывающих поддержку гражданам, по ряду причин они не всегда могут оперативно и системно поддерживать возникающие в обществе инициативы. В этом отношении характерны данные упоминавшегося выше опроса, проведенного Центром общественных связей "Саратов" в 2000 году. На вопрос, "какие организации, помогающие и защищающие саратовское студенчество, тебе известны?" 83% опрошенных ответили "никакие" или не ответили вообще (из ответивших 12% назвали профком/профсоюз, 0,4% отметили министерство по делам молодежи, спорту и туризму области). Таким образом, помимо того, что не существует объединенного ресурсного центра, способного осуществлять комплексную поддержку молодежных инициатив, информация о тех организациях, которые могли бы стать частичными ресурсными центрами, не доступна молодежи. В этой ситуации оказываются разорванными социальные связи между молодежью и теми организациями, которые могли бы ей помочь. При этом мы имеем в виду организации как государственные, так и общественные, и коммерческие. Эта ситуация, характерная для поддержки молодежных инициатив, на наш взгляд, также является типичной и для всего общества в целом.
Структура Центра социального проектирования Саратовской области.

Структурно Центр будет состоять из ряда служб, каждая из которых будет развивать несколько направлений, рассчитанных на достижение конечной цели Центра.
Служба общественного мнения.

В задачи этой службы будут входить опросы общественного мнения и проведение конкурсов и иных акций, требующих интерактивной работы с большими группами людей.

Цель опросов общественного мнения в рамках работы Центра - выяснение основных проблем граждан и прогнозирование реакции молодежи на те или иные пути решения проблем. Очень часто представления людей, которые пытаются помочь гражданам, могут значительно расходиться с мнением самих людей о том, в какой помощи они нуждаются. Для того, чтобы прилагаемые усилия соответствовали ожиданиям граждан, необходимо установить, какие проблемы она видит в числе своих главных. Кроме того, бывает полезно знать реакцию целевой группы на те или иные способы решения этих проблем. Например, возможно, что на просветительские радио- и телепередачи о вреде наркотиков молодежь будет реагировать иронически, а на "тематические" концертные акции - равнодушно. В этом случае стоит поискать новые формы работы - ими могут быть, например, встречи-беседы со старшими сверстниками, экскурсии в наркологические лечебные учреждения или иные акции. Хорошее прогнозирование реакции целевой аудитории позволяет намного увеличить эффективность вложений в проведение акций.

Помимо опросов, которые ставят своей задачей выявление проблемных точек в жизни общества, службой общественного мнения будут проводиться и конкурсы, направленные на выявление оригинальных и реалистичных идей, связанных с решением социальных проблем. Например, формулируется задача - "плохое состояние студенческих общежитий". На основе задачи формулируется задание по хорошо известному принципу "case study", включающее в себя основные составляющие проблемы. Задание раздается всем желающим, кто заинтересован в решении этой проблемы. При выполнении задания каждый указывает не только то, как, по его мнению, может быть решена проблема, но и степень своей личной готовности поучаствовать в ее решении. Авторы лучших ответов, помимо возможности поучаствовать в реализации своих идей, смогут также получить какие-то символические призы (например, аудиокассеты). В итоге через какое-то время мы имеем как спектр решений проблемы, так и группу потенциальных лидеров, готовых принять участие в ее реализации. Естественно предложенная схема является не единственной, по которой может проводиться отбор интересных идей.
Программно-проектная служба.

Когда по инициативе центра или по инициативе автора идея сформулирована, наступает время работы программно-проектной службы. Ее задача - довести идею до стадии реализации.

Сначала с автором (авторами) идеи проводиться совместная работа по описанию идеи в корректном проектом виде. Четко формулируются проблемы, на решение которых направлена данная акция или серия мероприятий, обозначаются и описываются по методике SMART задачи, описывается механизм достижения целей, необходимые для этого кадровые, организационные, финансовые, информационные и иные ресурсы, прогнозируются конкретные результаты. Если в ходе прогнозирования очевидно, что авторам идеи трудно быть ее единоличными реализаторами, они объединяются с центром или с кем-то из постоянных партнеров Центра.

После того, как проект готов, наступает этап поиска ресурсов. При помощи и тесной поддержке Центра автора идеи взаимодействуют со всеми организациями, которые могут оказать им поддержку: с органами государственной власти и местного самоуправления, с международными и российскими благотворительными фондами, с некоммерческими и общественно-политическими организациями, с бизнесом, со средствами массой информации. После заключения договоренности о поддержке теми или иными ресурсами готовится конкретный план-график реализации проекта, в котором четко прописаны этапы, ответственные за них люди и результаты, достигаемые на каждом этапе. В ходе реализации проекта ведется его подробный мониторинг, позволяющий отслеживать все стадии хода проекта и оценить впоследствии полученные результаты.

Информационная служба.

На всех этапах реализации проектов большая роль принадлежит также информационной службы. Ее задача - обеспечивать взаимодействие Центра и его партнеров с целевой аудиторией через систему СМИ и собственные информационные ресурсы.

Информационная служба распространяет по имеющимся каналам сообщения обо всех мероприятиях, связанных с деятельностью Центра. Это может быть информация о проводимых семинарах, конференциях, выставках, встречах, конкурсах, акциях и другой деятельности Центра. При распространении информации будет ставиться задача оповестить каждого потенциального участника мероприятия, чтобы в мероприятиях центра смогли принимать участие все желающие. Информация будет распространяться через все областные СМИ - печатные, радио и телевидение на основе свободного сотрудничества с редакциями и их убеждения в важности мероприятия. Эта технология является отработанной для Центра общественных связей "Саратов". Так, за январь - май 2001 года в саратовских и федеральных СМИ вышло свыше 500 сообщений.

Помимо распространения информации через традиционные СМИ, большое внимание будет уделяться распространению информации в сети Интернет. На первом этапе существования центра это будет делаться через уже имеющиеся информационные ресурсы: сайты Правительства Саратовской области, Центра Общественных Связей "Саратов", Саратовского государственного университета, кластера Фонда Евразия, а также на порталах "СаратовБизнесКонсалтинг" и "Волжский Региональный Сервер".

Для полного и регулярного информирования целевой группы о деятельности Центра, информационная служба также может подготавливать и издавать информационные материалы различных типов (бюллетени, буклеты, брошюры, листовки, афиши и т.д.), распространяя их среди саратовской молодежи.
Образовательное подразделение.

Активная гражданская позиции, потребность в участии в общественной жизни, владение основами социальных технологий, умение реализовывать идеи будет формироваться в рамках образовательного подразделения, которое будет работать как одна из служб Центра социального проектирования. В рамках образовательного подразделения могут проводиться как отдельные семинарские программы, так и занятия, организованные по принципу "школы-студии".

Занятия в школе-студии будут проходить в виде циклов семинаров-тренингов, имеющих разную тематическую специфику, но объединенных идеей активного обучения, инициированием в ходе учебного процесса оригинальных идей и работе на благо Саратовской области. В качестве рабочих вариантов названий циклов семинаров могут быть предложены "Школа юного политика", "Школа социального проектирования", "Школа public relations" (уже созданной на сегодняшний день Центром Общественных связей "Саратов" в рамках проекта "Фабрика идей"), "Школа молодежного предпринимательства" и т.д. Работа в школе-студии будет идти в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления Саратовской области, общественными объединениями и бизнесом. Успешно прошедшие через цикл занятий смогут как принимать участие в реализации мероприятий Центра, так и формировать своеобразный кадровый резерв для Правительства Саратовской области, муниципальных органов, ведущих предприятий, учреждений и организаций региона.

Организационная сторона деятельности Центра.

Предполагается, что организационную сторону работы Центра могла бы составлять региональная ассоциация некоммерческих организаций "Партнерство для развития". В этом случае поддержкой социальных инициатив занимались бы входящие в нее мощные ресурсные организации области. При этом ресурсы каждой организации могли бы быть реализованы в соответствующей службе Центра: Центр содействия экологическим инициативам, Общественный фонд "Саратовская губерния" и Центр общественных связей "Саратов" осуществляли бы непосредственно программно-проектную деятельность, также Общественный фонд "Саратовская губерния" привлекал бы средства для реализации проектов, Общественное движение "Голос молодежи" могло бы координировать деятельность по исследованию общественного мнения, Фонд "Созвездие 2000" совместно реализовывал бы образовательные программы, а Центр общественных связей "Саратов" также обеспечивал бы информационные ресурсы Центра.



3. Развитие проекта "Конкурс - аукцион социальных проектов "Хрустальная ветвь".

Разработчик и исполнитель: Центр содействия экологическим инициативам.

Контактное лицо: Пицунова Ольга Николаевна, тел.: (8452) 798605.

Краткое описание модели.

"Хрустальная ветвь" - это одновременно конкурс социальных проектов для некоммерческих организаций и шоу-аукцион для бизнесменов.

В рамках данного проекта предлагается новая модель эффективного привлечения и консолидации местных ресурсов для решения социальных проблем региона: "Конкурс-аукцион социальных проектов". Данная модель предполагает подготовку социально значимых проектов некоммерческими организациями, их публичную защиту и проведение открытого аукциона проектов для потенциальных доноров из представителей местного бизнеса.

Отличие предлагаемой модели от получившей распространение модели "Ярмарка проектов" в том, что она предполагает длительное и более тесное партнерство коммерческой организации, предоставляющей финансирование, и некоммерческой организации, выполняющей проект: бизнес-партнер не только производит одноразовое финансовое вложение в заинтересовавший его проект, но и имеет возможность осуществлять мониторинг расходования средств и патронаж проекта (включая консультативную, организационную, техническую и иную поддержку) в течение всего срока его реализации. Участникам аукциона (обеим сторонам) выдаются сертификаты и призы "Хрустальная ветвь" по итогам реализации их проектов.

Конкурс-аукцион социальных проектов "Хрустальная ветвь" - это:

начало формирования эффективной региональной системы взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций - той системы, которая есть в каждой высокоразвитой стране;

"прививка благотворительности" для бизнеса: давать деньги некоммерческим организациям - это нормально;

"допинг" для некоммерческих организаций: грант социального аукциона - это не "халява", а партнерство;

благотворительность для бизнесменов: безвозмездные услуги по формированию имиджа преуспевающего предпринимателя и повышению рейтинга его фирмы;

шаг к открытому обществу, где блага общества открыты для каждого и каждый, реализуя себя, создает блага для других.



4. Создание Молодежной волонтерской службы.

Разработчики и исполнители: Центр общественных связей Саратовского государственного университета, Саратовская региональная общественная организация "Культурный обмен".

Контактные лица: Скворцова Анна Борисовна, тел.: (8452) 501063; Музалевский Максим Евгеньевич, тел.: (8452) 522692.

Краткое описание модели.

Проблемы, на решение которых направлен проект.

Предлагаемый проект направлен на решение ряда взаимосвязанных проблем.

Первая проблема связана со спецификой функционирования некоммерческих организаций в России. Сила третьего сектора заключается в его тесной связи с местным сообществом. Эта связь реализуется, в частности, в виде развитой волонтерской сети, что практически отсутствует у большинства российских НКО. Отсюда - невозможность реализовывать серьезные проекты, отсутствие общественной поддержки, недостаток организационных ресурсов.

Вторая проблема - недостаточная степень участия молодежи в позитивных социальных процессах в обществе и отсутствие возможности работать на благо общества; отсутствие видения перспектив личного и профессионального роста, заниженная возможность к самореализации в рамках институтов гражданского общества. Следствием этой проблемы является также и усиление молодежной преступности, алкоголизма и наркомании.

Третья проблема - отсутствие у молодежи представлений о ценностях гражданского общества и желания участвовать в построении этого общества. Это является одной из причин того, почему так медленно идут сегодня в России демократические преобразования и процесс создания институтов гражданского общества. Развитие местного сообщества возможно только на основе развитой гражданской инициативы. Наиболее плодотворной средой для развития таких инициатив является именно молодежь и развитие идеи волонтерства (добровольчества) - один из путей развития этих инициатив.

Цели проекта.

Исходя из поставленных проблем мы можем следующим образом определить цели проекта:

повышение уровня социальное активности молодежи; создание возможностей для самореализации личности молодого человека;

формирование у молодежи представлений о ценностях гражданского общества и желания участвовать в построении этого общества;

создание эффективно работающей волонтерской сети для некоммерческих организаций и механизма пополнения этой сети.

Обоснование стратегии и механизма реализации целей.

Почему нам кажется, что проект создания Молодежной волонтерской службы будет оптимальным средством решения всех трех заявленных проблем и достижения все трех целей? Потому, что этот проект является комплексным, обеспечивая равное участие в нем и молодежи, и некоммерческих организаций; реализуясь через практические и образовательные компоненты. Наш опыт работы с молодежью и с волонтерами также позволяет нам быть уверенными в том, что предлагаемый механизм реализации проекта обеспечит его выполнение оптимальным путем.

На подготовительном этапе проекта планируется привлечь к сотрудничеству не менее 20 организаций, которые впоследствии станут центрами волонтерской работы. Это будут, в первую очередь, некоммерческие организации, а также те коммерческие организации, которые смогут представить для молодых людей интересную и социально важную работу. С представителями этих организациями будут проведены семинары по работе с волонтерами, они получат набор методических материалов.

На основном этапе проекта планируется развернуть широкую работу в школах, вузах и просто среди молодежи. Будет издано массовым тиражом пособие о том, для чего нужна волонтерская работа и как ее можно найти. Будет налажен поток волонтеров в организации, в которых созданы волонтерские центры.

На завершающем этапе будет создан Волонтерский совет, который обеспечит работу с волонтерами по окончании срока проекта. Опыт проекта будет также распространен за пределы области, для чего с представителями других регионов будет проведен семинар.

Ожидаемые результаты проекта.

Качественные: будет создан эффективный механизм молодежного служения обществу, молодые люди получат возможность реализовать свои гражданские инициативы.

Количественные:

не менее 20 организаций будет привлечено к волонтерской программе;

не менее 200 молодых людей получат волонтерскую практику;

представители не менее 12 регионов получат опыт волонтерской работы.

5. Создание электронной системы "Социальный партнер": интерактив, список рассылки, форум.

Разработчик и исполнитель: ООО ТК "Оверта".

Контактные лица: Колчин Дмитрий Николаевич, тел.: (8452) 489999.



6. Привлечение ресурсов бизнеса для реализации молодежных программ.

Разработчик и исполнитель: Ассоциация студентов, занимающихся экономикой и управлением, (AIESEC).

Контактное лицо: Ворошилин Андрей Валерьевич, тел.: (8452) 755763.

7. Реализация модели социального партнерства в процессе создания Центра комплексного детского развития.

Разработчик и исполнитель: Образовательное учреждение "Деловой Олимп".

Контактное лицо: Егорова Людмила Александровна, тел.: (8452) 241882.

Помимо данных проектных идей в настоящий момент осуществляется следующая деятельность, направленная на развитие социального партнерства в Саратовской области:

1. Региональная ассоциация некоммерческих организаций "Партнерство для развития" выступит в качестве ресурсного центра некоммерческих организаций Саратовской и Пензенской областей в подготовке и проведении второй окружной ярмарки социальных и культурных проектов "Саратов 2001", развивая такую социальную технологию, как создание ассоциированных структур.

2. Учрежденная распоряжением Губернатора области рабочая группа, состоящая их представителей министерств области и общественности, разработала проекты Закона Саратовской области "О государственном социальном заказе" и положения об областном социальном гранте.

3. Министерство труда и социального развития области берет на себя функцию по выработке единых стандартов оказания социальных услуг, системы оценки социальных проектов.

Аналитическая справка подготовлена с использованием материалов конференции "Социальное партнерство: поиск эффективных механизмов", проведенной министерством международных отношений и внешнеэкономических связей Саратовской области и Центром общественных связей "Саратов" при поддержке Фонда Евразия 18 мая 2001 года. Председатель организационного комитета конференции: Илья Владимирович Чукалин.

И.В. Чукалин, М.Е. Музалевский

http://www.citystrategy.leontief.ru/?it=44c484c375182
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован