В последнее время в различных источникахвсё чаще появляется информация о переговорахмежду Ашхабадом и Вашингтоном относительноамериканского военного присутствия в Туркменистане. В частности, есть сведения о возможном предоставлении туркменского аэродрома Мары-2 для размещения ВВС США.
Представляется, что это решение может иметь очень серьёзное значение в контексте обеспечения безопасности во всём Центрально-Азиатском регионе, и поэтому необходимо тщательно изучить все аспекты данной проблемы. В связи с этим в настоящей статье будут рассмотрены следующие вопросы:
- какие причины способны побудить Туркменистан к такому серьёзному сближению с США;
- как принятие подобного решения затронуло бы интересы ключевых внешнеполитических игроков и, соответственно, какие преимущества и проблемы для Туркменистана оно могло бы повлечь;
- в какой степени военное присутствие США в Туркменистане принципиально совместимо с его статусом постоянно нейтрального государства?
Следует отметить, что, хотя первые переговоры в рассматриваемой сфере между США и Туркменистаном начались ещё при СапармуратеНиязове, в начале 2000-х годов, именно в последнее время в ходе этого процесса наметился определённый прорыв, обозначились предметные контуры потенциального взаимодействия и достижение конкретных договорённостей становится всё более вероятным. Этообуславливает актуальность обращения к выбранной теме. Развитие ситуации вызвали серьёзные изменения, произошедшие в политической и экономической конъюнктуре. Появились новые вызовы и угрозы, оказывающие сильное влияние на региональную безопасность Центральной Азии. Их изучение, анализ причин и последствий происходящих явлений, прогнозирование возможных вариантов развития событий заслуживают пристального внимания.
Итак, о каких же потенциальных договорённостях идёт речь? Для нужд американцев может быть предоставлен туркменский военный аэродром Мары-2. Какими соображениями могли бы руководствоваться туркменские власти при принятии такого решения? С одной стороны, нельзя не отметить опасное обострение обстановкина туркмено-афганской границе, где настолько участились вылазки боевиков, в том числе и связанных с запрещённой террористической группировкой «Исламское государство», что потребовалось направление на охрану границы дополнительных сил туркменской армии из других районов страны. Однако ситуация продолжает оставаться тревожной, и для эффективной обороны Туркменистану объективно необходима поддержка внешних сил.
Оказать такую помощь могли бы страны ОДКБ, в лице которых Туркменистан мог бы обрести естественно обусловленных в силу общего географического положения союзников, - ведь недопущение прорыва террористов в Туркмению (где граница является наиболее уязвимой из-за отсутствия естественных природных преград) и их дальнейшего распространения оттуда по всей Центральной Азии находится непосредственно в сфере интересов этих государств, защищающих таким образом и свою собственную безопасность.
Однако Туркменистан не только не обращается за помощью к ОДКБ, но и выступает с резкими заявлениями в адрес отдельных членов Организации (в частности, Казахстана) с требованием воздержаться от комментариев относительно обстановки на туркмено-афганской границе.
Туркменистан стал искать поддержку у другой силы, которой выступили Соединённые Штаты. Они обещали Ашхабаду помощь в охране границы от атак боевиков, но представляется, что не это предложение стало определяющим для выбора туркменских властей в пользу значительной активизации сотрудничества с США. И здесь мы выходим к уже иному измерению рассматриваемой проблемы - энергетическому.
Уже долгое время Туркменистан вынашивает проект строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия). Проект вызывает серьёзный интерес у всех задействованных стран и обещает быть весьма выгодным, однако главным препятствием для его реализации до сих пор является невозможность обеспечения безопасности трубопровода на участках прохождения по афганским и пакистанским территориям, многие из которых подконтрольны террористам (талибам, ИГ и др.).
Есть мнения, что именно гарантии безопасности для осуществления проекта ТАПИ предоставляют американцы Туркменистану в обмен на разрешение использования аэродрома Мары-2. Более того, в соответствии с некоторыми точками зрения, сама значительная активизация действий боевиков на границах Туркменистана может быть не случайна, а подготовлена некоторыми заинтересованными внешнеполитическими игроками. И речь здесь идёт в том числе о Соединённых Штатах, которым подобное обострение обстановки крайне выгодно, ведь это позволяет им вовремя предложить Туркменистану столь необходимое ему содействие в стабилизации ситуации и обеспечении безопасности, запросив за это определённые преференции - в частности, согласие на размещение опорного пункта ВВС США.
Конечно, однозначно заявлять о причастности США нет оснований, но соответствующие мотивы у них, безусловно, имеются. Появление опорного пункта в Туркменистане было бы желательно дляамериканцев по ряду причин. Во-первых, подобный объект военной инфраструктуры в Мары-2 находился бы, что называется, в "мягком подбрюшье" и России, и Ирана, и даже отчасти Китая, что имеет для США большое значение с геополитической точки зрения. Во-вторых, размещение такого американского объекта именно в Туркменистане, не связанном обязательствами в рамках ОДКБ, является более реальным, чем в других государствах Центральной Азии. Кроме того, расположение Мары даёт американцам возможность осуществлять переброску грузов в Афганистан, а на данный момент этот фактор всё ещё нельзя сбрасывать со счетов. И, наконец, США необходимо укрепить свои ранее очень крепкие, но в последнее время пошатнувшиеся позиции в Центрально-Азиатском регионе (вспомним, что в 2005 году американцы потеряли военную базу Карши-Ханабад, в Узбекистане, а в 2014 году была закрыта американская авиабаза в киргизском Манасе).
Тем не менее, справедливости ради следует отметить, что заинтересованность в активных действиях боевиков на границах Туркменистана существует не только у США. Это может быть выгодно, в частности, и такому игроку, как Катар, ведомому, правда, собственными соображениями. Так, Катар является на данный момент основным поставщиком газа в Индию и всеми силами старается предотвратить выход на этот рынок Туркменистана, чего можно достигнуть в том числе и созданием нестабильности на участках строительства газопровода ТАПИ. Таким образом, несмотря на нахождение конечных целей, преследуемых США и Катаром, в разных плоскостях, на данный момент они, как справедливо отмечает А.Тоймурадов, вероятно,"оказываются ситуативными союзниками, а группировка джихадистов - удобным оружием".
Как бы то ни было, американцы усиливают дипломатическую активность в регионе. В рамкахцентрально-азиатского турне Госсекретаря США Джона Керри в октябре-ноябре 2015 года был запущен новый формат взаимодействия «С5+1» - представители пятёрки государств Центральной Азии и представитель США; а в Ашхабаде Керри провёл ряд встреч непосредственно с туркменским руководством. Ранее в Вашингтон по поручению президента Туркменистана ГурбангулыБердымухамедова направлялась делегация во главе с министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым. Параллельно с этим глава Туркмении отказался от личного участия в саммите стран СНГ в Астане, и представительность туркменской делегации была обеспечена лишь на уровне заместителя председателя правительства Сатлыка Сатлыкова. Это можно было интерпретировать как своего рода проамериканский разворот во внешней политике Туркменистана.
Как же может быть оценено с правовой точки зрения предоставление Туркменистаном военного аэродрома Мары-2 Соединённым Штатам для создания опорного пункта ВВС, если подобная договорённость между двумя странами всё же была или будет достигнута? Говоря об этом, необходимо понимать, что Туркменистан официально обладает статусом постоянно нейтрального государства, что было прямо установлено в Конституции Туркменистана от 18 мая 1992 года. Принятие этого решения было поддержано Резолюцией ГА ООН № 50/80А "Постоянный нейтралитет Туркменистана". Содержание постоянного нейтралитета определено Конституционным законом Туркменистана №99-1 от 27 декабря 1995 года "О постоянном нейтралитете Туркменистана", в статье 6 которого указано, что "Туркменистан не будет размещать на своей территории военные базы иностранных государств". Это подтверждается и пунктом 9 Военной доктрины независимого, постоянно нейтрального Туркменистана от 23 января 2009 года, где помимо этого установлено также, что Туркменистан "не транспортирует через свою территорию вооружение и вооружённые силы других государств в третьи страны".
Таким образом, появление на территории Туркменистана объекта военного базирования Вооружённых Сил США прямо противоречило бы международному праву, так как явилось бы грубымнарушением обязательств по поддержанию постоянного нейтралитета, добровольно принятых на себя перед лицом международного сообществаТуркменистаном и гарантированных ООН.
Однако стоит понимать, что на практике не всё так однозначно. Так, ещё с 2002 года между Туркменистаном и США действует соглашение, открывающее воздушное пространство Туркмении и аэропорт Ашхабада для дозаправки американских самолётов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан. И, хотя неоднократно появлялась информация, что американцы перевозят через Туркменистан в том числе и военные грузы, прекращения взаимодействия не последовало.
Точно так же можно допустить, к примеру, определение статуса американского присутствия в Мары не как "военной базы", а как "опорного пункта". Это позволило бы избежать правовой коллизии и формально не давало бы оснований говорить о нарушении Туркменистаном его нейтралитета. Хотя фактически рассматривать Туркменистан как нейтральное государство при таких условиях, конечно, будет невозможно.
Тем не менее, представляется, что в реальности до достижения однозначной договорённости между США и Туркменистаном по поводу аэродрома в Мары ещё далеко. Обе стороны готовы давать друг другу заманчивые обещания, делать далеко идущие предложения, желая при этом добиться реализации, прежде всего, своих собственных целей. То есть пока имеет место взаимное политическое заигрывание, торг –попытка обеспечить для себя наилучшие условия. Реальное же исполнение обязательств кажется маловероятным.
Так, с одной стороны, опыт показывает, что США на практике не спешат оказывать непосредственную помощь своим союзникам, даже в случае серьёзной угрозы. Не вызывает сомнений, что и на этот раз американцы не станут проводить наземную операцию на туркменской границе, хотя, наверное, именно такое вмешательство внешней силы могло бы наиболее эффективно обеспечить безопасность Туркменистана. Поэтому доверять американцам и надеяться на их защиту перед лицом террористической опасности, наверное, было бы недальновидно со стороны Туркменистана. Точно так же нет уверенности, что американцы (как и кто-либо другой), в принципе, способны гарантировать безопасность газопровода ТАПИ, так как территории, по которым он будет проходить, подконтрольны террористическим разрозненным группировкам и отрядам, которые в связи с этим гораздо тяжелее нейтрализовать и с которыми нельзя централизованно договориться ввиду отсутствия единого лидера.
А с другой стороны, что касается туркменских обязательств, вряд ли ключевые игроки региона, такие как Россия, Иран, Китай будут спокойно реагировать на появление в опасной близости от своих границ американского пункта военного базирования; они окажут на Туркменистан давление и, скорее всего, сумеют предотвратить принятие им подобного решения. И такой провал ещё одной внешнеполитической инициативы в Центральной Азии стал бы для США очередным чувствительным ударом по репутации.
Однако даже в случае создания в Мары-2 опорного пункта ВВС США, многие эксперты отмечают тот факт, что находящуюся там американскую группировку в случае необходимости можно будет достаточно легко заблокировать и не допустить её активных действий. То есть в любом случае США не получат стратегического преимущества.
Итак, рассмотрев затронутую проблему с разных ракурсов, мы увидели, что она обнажает целый клубок противоречий различных внешнеполитических игроков, чьи интересы сталкиваются в Центральной Азии; тема охватывает множество аспектов и вбирает в себя ряд серьёзных вопросов, которые были обозначены «широкими мазками» как основные направления мысли и могут стать предметом отдельноготщательного изучения, быть развиты в ходе дальнейшей научной разработки темы.
Список использованных источников
Агамамедова З. Нейтралитет Туркменистана // Международные процессы. - 2003. - Т.1. - №3 (3). - С. 121-130.
Военная доктрина независимого, постоянно нейтрального Туркменистана от 23 января 2009 года. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://parahat.info/law/2009-01-23-voennaya-doktrina-nezavisimogo-postoyanno-neytralnogo-turkmenistana.
Казанцев А.А. Визит Керри в Центральную Азию: запуск формата «C5+1». [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://newskaz.ru/comment/20151028/10065558.html.
Конституционный закон Туркменистана №99-1 от 27 декабря 1995 года "О постоянном нейтралитете Туркменистана". [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2375.
Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 года [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=124.
Курбанов И. Американское военное присутствие в Туркменистане. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1126591680.
Мардасов А. Авиация США готовит наскок на Каспий. Может ли Туркмения отдать американцам советский аэродром под военную базу. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://svpressa.ru/war21/article/134373.
Панфилова В. В туркменском Мары может появиться база США // Независимая газета. - 2015. №226 (6557).
Резолюция ГА ООН № 50/80А "Постоянный нейтралитет Туркменистана" на официальном сайте ООН. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N96/761/25/PDF/N9676125.pdf?OpenElement.
Сатановский Е.Я. Туркменский интерес Исламского государства // Военно-промышленный курьер. - 2014. №37 (555).
Старчак М. США vs. Россия в попытке сотрудничества с Туркменистаном в сфере безопасности и обороны // Центральная Азия и Кавказ. - 2009. - №2 (62). - С. 95-102.
Тоймурадов А. Кто оккупирует Мары? [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.easttime.ru/analytics/turkmenistan/kto-okkupiruet-mary/9289.
Чуваков О. Американские интересы в Туркмении: быть или не быть. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://topwar.ru/84865-amerikanskie-interesy-v-turkmenii-byt-ili-ne-byt.html.