25 января 2006
1822

Анастасия Оситис: Связь уходит в провода

2006 год может стать этапным для российской отрасли инфокоммуникаций. Сотовая связь, долгие годы толкавшая рынок вперед, уступит фиксированной связи и интернету первое место по темпам роста. По прогнозам аналитиков, доходы от услуг передачи данных в этом году вырастут на 45% - до 49 млрд руб. Интернет-бум всколыхнет высокотехнологичную отрасль. В 2006 году эксперты прогнозируют бурный рост рынка продуктов и услуг, связанных с интернетом, в первую очередь - компьютерной техники.

Мобильная связь выступала неизменным локомотивом российского рынка связи последние семь лет. Сегодня сотовая связь - это почти половина рынка телекоммуникаций в денежном выражении. Так, по итогам 2005 года операторы мобильной связи заработали $10,7 млрд, при том что суммарная емкость рынка телекоммуникаций достигла $24,2 млрд; в эту сумму включены все виды электросвязи и услуги почты. Но вскоре тенденция изменится. Сотовый рынок приближается к своему объективному потолку: к концу прошлого года число абонентов сотовых компаний достигло 120 млн. "Проникновение на рынке сотовой связи в этом году вплотную подойдет к 100%, при этом темпы роста выручки операторов замедлятся,- говорит начальник аналитической службы Альфа-банка Андрей Богданов.- Фондовый рынок уже перестал воспринимать сотовые компании как быстрорастущие, и задача крупнейших игроков рынка мобильной связи сместилась к тому, чтобы сохранить существующий уровень EBITDA margin".

Новый импульс к развитию рынка инфокоммуникаций обещают дать операторы фиксированной связи и интернет-провайдеры. Именно они, по мнению экспертов, станут в этом году локомотивами роста всей телекоммуникационной отрасли, оборот которой, по прогнозам Мининформсвязи, вырастет в этом году на 15%, до 767 млрд руб. Большая часть этой суммы (366 млрд руб.), как и в прошлые годы, придется на долю операторов мобильной связи. Однако по темпам роста доходов они уступят компаниям, предоставляющим доступ в интернет. По оценкам Мининформсвязи, оборот операторов в этом сегменте рынка в 2006 году составит 48,6 млрд руб., на 25% увеличившись по сравнению с прошлым. Некоторые аналитики считают прогнозы телекоммуникационного ведомства слишком сдержанными. По мнению экспертов компаний iKS-Consulting и J`Son & Partners, доходы участников российского интернет-рынка вырастут на 40-45%.
Основным двигателем роста доходов участников рынка фиксированной связи и интернета эксперты называют услуги широкополосного доступа. По оценке компании "Коминфо-Консалтинг", рынок "выделенного" интернета в 2006 году повторит рекорды, которые операторы сотовой связи ставили с конца 1990-х годов и до последнего времени. По сравнению с прошлым годом его объем увеличится на 200-300%.
"Помимо факторов, влияющих на рынок уже не первый год - роста благосостояния потребителей и снижения стоимости услуг, на рынке интернет-доступа наблюдаются и иные тенденции,- говорит аналитик iKs-Consulting Татьяна Толмачева.- Изменилась качественно аудитория рунета. Российские пользователи интернета стали более опытными и осознали все преимущества широкополосного доступа. Изменился и сам рунет - усложнение сайтов, появление `тяжелых`, в первую очередь мультимедийных приложений, которые надо качать из сети, стимулирует спрос на `выделенки`".

Участники рынка согласны с прогнозами аналитиков. "Мы ожидаем в этом году в России рост рынка выделенного интернета и повышения интереса инвесторов к компаниям фиксированной связи и интернет-провайдерам,- отмечает глава компании АСВТ Анастасия Оситис.- Инвестиции будут направлены как в традиционный бизнес участников рынка фиксированной связи, так и в проекты, связанные с внедрением новых технологий. Например, инвесторов сейчас привлекает технология WiMAX. Они уверены, что с ее внедрением широкополосный радиодоступ станет массовой услугой".

Между операторами, предоставляющими широкополосный доступ, уже разворачивается жесткая конкурентная борьба. Особенно она заметна в Москве - здесь компании фиксированной связи и интернет-провайдеры ведут себя так же агрессивно, как вели себя сотовые компании три-четыре года назад. В одном районе города москвич может покупать услуги широкополосного доступа у "МТУ-Интел", у "Комкор-ТВ", "Корбины Телеком" и двух-трех операторов домовых сетей. Некоторые провайдеры уже готовы бесплатно подключать "выделенки" - при этом затраты абонентов на широкополосный интернет в Москве сейчас обычно не превышают $15-20 в месяц.

На вопрос о том, является ли развитие телекоммуникационной среды и интернета стимулом к покупке российским потребителем компьютера или наличие компьютера толкает его к использованию интернета и иных IT-услуг, у участников рынка единого мнения нет. В то же время специалисты едины во мнении, что в 2006 году интернет-бум наложится на небывалый рост продаж компьютерной техники. По оценкам Мининформсвязи РФ, на конец прошлого года в России насчитывалось 17 млн персональных компьютеров. По прогнозам же компании J`Son & Partners, только в этом году в России будет продано 7 млн этих устройств (в денежном отношении объем продаж составит 5,2 млрд руб.). Рост продаж по сравнению с прошлым годом составит 20%. Доля доходов от продажи компьютеров в общем обороте российской IT-отрасли за прошлый год составила 18,7% при общем обороте IT-рынка в $23 млрд. В этом году при прогнозируемом обороте IT-рынка в $26 млрд доля компьютеров в этой денежной массе достигнет 21%. "Синхронный рост компьютерного рынка и рынка интернет-услуг - закономерное явление. Расширение числа выделенных линий ведет к увеличению спроса как на компьютерное оборудование, так и на мультимедийные и деловые приложения, такие, например, как автоматизированные системы управления бизнесом ERP - в более медленной интернет-среде пользоваться ими просто бессмысленно",- резюмирует директор по связям с общественностью компании `Квазар Микро` Сергей Щербина.


Валерий Кодачигов

www.comnews.ru

КОММЕРСАНТЪ

25.01.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован