Депутат государственной Думы - о президенте, бюджете и расстановке политических сил
Последние президентские инициативы, недавний телемост главы государства со своими согражданами, начало формирования государственного бюджета на 2006 год вот список наиболее актуальных тем, широко обсуждающихся сегодня в политическом сообществе. И не только в нем. В преддверии выборов, которые предстоят Томской области в ближайшее воскресенье, их обсуждает и стар, и млад. Свою точку зрения на этот счет в рамках "Политсреды" высказывает депутат Государственной думы России томич Анатолий Губкин .
- Не так давно президент заявил о своих социальных инициативах, которые теперь активно обсуждаются в обществе. Каково ваше отношение к этим начинаниям?
- Безусловно, положительное. Президент и в своем обращении, и на последующем обсуждении этих инициатив в ходе общероссийского телемоста однозначно определил: это только первый шаг. А первый шаг всегда делается на самых острых, злободневных направлениях. Скажем, несмотря на то, что медики узкой специализации тоже получают небольшие зарплаты, проблема здесь стоит не так остро, как с участковыми врачами. К примеру, такого глобального дефицита кадров не наблюдается. Кроме того, высококвалифицированные узкие специалисты работают, как правило, в областных и краевых больницах, сотрудничают с кафедрами медицинских вузов, а значит - не так бедствуют. И вопрос об их содержании это вопрос второй очереди. То же самое можно сказать и об остальных пунктах президентской программы компьютеризация школ, село... Для нашей области крайне важны несколько направлений. В первую очередь обеспечение медучреждений диагностическим оборудованием и поддержка сельского хозяйства. Нам крайне важно сосредоточить все возможные усилия, чтобы получить свою часть в этом общефедеральном пироге.
- Но ведь со следующего года Томская область перестанет быть дотационным регионом. Не получится, что Москва даст нам, со всеми этими предложениями, от ворот поворот?
- Мы действительно с 1 января утрачиваем статус дотационного региона, поскольку бюджет Северска интегрируется в областной. И на прямые трансферты из федерального бюджета по строке "выравнивание бюджетной обеспеченности регионов" нам рассчитывать уже не приходится. Соответственно все дополнительные расходы, напрямую вытекающие из предложений президента, нужно срочно обосновать и представить на рассмотрение профильных ведомств Минфина, Минобразования, Минсельхоза и так далее. Сделать это необходимо до рассмотрения бюджета во втором чтении.
- А как наши областные власти отреагировали на президентские обещания? Ведь выходит, что "дарителем" является Владимир Путин, а деньги на "подарки" нужно изыскивать в бюджете области...
- Могу твердо заверить: никто не возмущался. Ясно почему по состоянию бюджета мы уже не первый год выглядим весьма прилично. Четыре последних заседания областной думы посвящались делению профицита. Мы выглядим неплохо, и "прибавка", о которой мы говорим, для бюджета области не такая уж существенная нагрузка. А что до системы не может президент только федеральными деньгами закрыть все дыры в государстве. Без губернаторов в стране нельзя решить ни одной масштабной проблемы. Не может он в каждую деревню завести газ, воду или прислать участкового врача. Да и не должен.
- То есть вы за разделение ответственности?
- Я за принцип софинансирования. Он, кстати, уже давно и успешно применяется в стране. К примеру, в Томской области было бы построено гораздо больше дорог, если бы мы больше собственных средств выделяли на дорожное строительство. Всем федеральных денег не хватает, но на каждый выделенный на дорожное строительство региональный рубль Федерация выделяет еще один. А если мы выделили 30 копеек, то и Федерация выделит столько же. Эту схему активно используют богатые регионы Москва, Красноярск, Татарстан. У федерального дорожного фонда они получают существенно больше, чем Томская область. Потому что сами больше вкладывают.
- Еще один вопрос применительно к президентским инициативам. По ряду федеральных СМИ прошла информация, что в поступившем в Госдуму проекте бюджета средств на "президентские подарки" не заложено...
- Это не совсем так. Видимо, информацию предоставил неквалифицированный ньюсмейкер. Все необходимые 108 миллиардов уже заложены. В этом году прирост расходной части бюджета составляет 575 миллиардов рублей. В том числе 108 миллиардов на те самые "подарки", о которых вы говорите. Просто эти деньги распределяются по федеральным целевым программам. В программах будут содержаться отдельные президентские проекты: "приоритет формирования сети национальных университетов", "доступное и комфортное жилье граждан", "образование" и "развитие АПК". Эти проекты уже оформлены, и финансирование на их воплощение в 2006 2008 годах выделено. Федеральные целевые программы принимаются уже перед третьим чтением бюджета.
- А насколько в целом проект бюджета страны на 2006 год отвечает названию "бюджет развития"?
- Этот проект приближен к бюджету развития, но еще не стал им. Приблизился потому, что даже в оговоренных нами целевых программах зарплаты составляют 10 15 процентов, не больше. Это уже развитие, поскольку деньги не проедаются, а вкладываются в оборудование и развитие инфраструктуры. К примеру, на дорожное строительство расходы бюджета увеличены на 48 процентов. И это только прямые расходы, вне целевых программ. 70 миллиардов в бюджете составляет инвестиционный фонд, который пойдет на инфраструктурные объекты взлетные полосы, аэропорты, развитие сети нефтегазопроводов, строительство федеральных автомобильных магистралей. А еще отдельной строкой выделяется работа по созданию особых экономических зон, которые финансируются опять же отдельной строкой. А это от 20 до 50 миллионов долларов для каждой зоны. Исходя из этого, пусть с некоторой натяжкой, мы можем говорить о том, что наш государственный бюджет приближается к бюджету развития. Он не стал им и не станет в 2006 году. Но перспективы к тому закладываются.
- В таких благоприятных условиях не совсем понятно, почему практически остановился рост объемов промышленного производства? И на будущий год большинство экспертов "прорыва" не обещают...
- Это вопрос стратегического развития российской экономики. Не закончены структурные преобразования в экономике в государственном масштабе. И сказать, что кто-то знает, как их закончить, было бы преувеличением. В большинстве отраслей "царствует" частник, и государство там практически ничего сделать не может. Оно уверенно снижает налоги: подоходный налог снизили до 13 процентов, снизили ЕСН на 10 процентов, снижен НДС с 22 до 18 процентов, снижен налог на прибыль с 32 до 24 процентов... Это снижение будет продолжаться. Но при этом частные компании, к примеру, нефтяные, всю свою прибыль направляют не на обновление основных фондов, а на дивиденды. Вот вам и спад промышленного роста развития-то нет. У собственника всегда есть дилемма: "отбивать" вложения или вкладываться в развитие. Эта проблема может быть решена за счет развития банковской системы, но... Уже дважды в нашей стране банки "горели" на кредитах, поскольку любой экономический кризис оборачивается массовыми неплатежами. Поэтому банки дают кредиты крайне осторожно, даже нехотя. А оборотных средств вообще никто никогда не дает. С другой стороны, мы проводим политику либерализации экономических отношений со странами Запада. Все идет к снижению и последующей отмене ввозных пошлин. А это значит, что наши производители вынуждены подгонять свой продукт под конкурентный уровень западных товаров. Но мы даже территориально расположены ужасно неудобно по 4 тысячи километров в любую сторону! Все эти вещи взаимосвязаны. Сегодня Китай это абсолютный конкурент для всех. Дешевая рабочая сила, дешевые ресурсы, и ни одна страна мира не сможет с ними ничего сделать. Это реалии открытой экономики, от них никуда не деться.
Единственный пример успешного развития экономики государством Белоруссия. Несмотря на якобы авторитарность государства. Там все крупные предприятия за последние 10 лет полностью переоснастились, все освоили по 15 20 наименований новых изделий, и Белоруссия сегодня свыше 50 процентов произведенной продукции экспортирует за рубеж. Там реализован чилийский проект рыночная экономика при жестком контроле государства и грамотной, опять же государственной, инвестиционной политике. А у нас это не получается. Может и оттого, что мы выбрали демократическую систему управления...
- Сегодня, в преддверии выборов, вопрос о модели развития становится особенно актуальным. Как вы оцениваете предвыборную ситуацию?
- В этом вопросе, на мой взгляд, в Томской области все развивается эволюционным путем. Что не может не радовать. Либералы впадают в истерику: "всех задавила "Единая Россия", "никого не пускают", "административный ресурс"... А что такого нового нам хотели сказать господа либералы? Чего мы еще не слышали? Или взять агитацию пенсионеров любопытно, но интересно, откуда защитник обездоленных берет деньги? Так что процессы идут совершенно правильным путем. Выбор большой у избирателя: от крайних "троцкистов"-оппозиционеров, способных в одном выступлении высказывать суждения от ультраправых до ультралевых, - до умеренных, грамотных, взвешенных людей, ученых, бизнесменов, производственников. И тот факт, что последние все чаще концентрируются вокруг нашей партии, это здорово. Кому сегодня плохо, что в областной думе решающей силой стала фракция "Единой России"? Есть сила, с которой можно обговорить, решить любой вопрос. Другой вопрос, что, если мы придем в городскую думу с консолидированным большинством, главные вопросы будем решать мы, а не Александр Макаров. Решать спокойно, без скандалов, шума и пыли, без арестов. Заниматься развитием города, продажей участков, развитием коммунальной инфраструктуры. А не только якобы борьбой с коррупцией, которая, по сути, на сегодняшний день не ведется.
- И как вы прогнозируете результаты выборов, скажем, в Томске?
- Я полагаю, они не сильно будут отличаться от распространенного прогноза: порядка 30 процентов будет за "Единой Россией". А с учетом сторонников - даже больше.
Андрей Владимиров.
СМИ: Томский Вестник. Томск
5 Октября 2005 г.