Уважаемые читатели, журнал продолжает публикацию материалов по проблемам, связанным с сегодняшним состоянием предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. В предыдущем номере выступили председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Егор Строев и председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике Юрий Маслюков. Сегодня мы знакомим вас с точкой зрения академика РАРАН, генерального конструктора и генерального директора одного из самых известных в стране и за рубежом предприятий - Государственного научно-производственного предприятия "Базальт" - Анатолия Обухова. Приглашаем к обсуждению этого вопроса всех заинтересованных лиц - руководителей органов исполнительной и законодательной власти, регионов, предприятий, финансово-экономических структур. Этот важный и неотложный обмен мнениями будет продолжен на страницах "Военного парада".
В сложившихся условиях одним из путей сохранения основополагающих компонентов оборонно-промышленного комплекса и, соответственно, предприятий - разработчиков и производителей вооружения и военной техники является расширение их участия в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами и в значительном увеличении экспорта их продукции.
Безусловно, развитие, совершенствование и осуществление военно-технического сотрудничества с иностранными государствами должно базироваться на четком концептуальном обеспечении, принятом на государственном уровне.
Сегодня экономическое положение большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны обусловлено резким сокращением, а для многих и полным отсутствием государственного оборонного заказа. При этом его финансирование в последние годы ведется на уровне 20 - 30% от установленного государственным бюджетом по статье "национальная оборона". Выделение средств для выполнения госзаказа происходит, как правило, в четвертом квартале в виде денежных суррогатов, которые не удается реализовать. Вследствие этого накопились многомиллиардные долги государства предприятиям ОПК за выполнение госзаказа в 1994 - 1998 годы, что привело к практическому развалу его производственной, научно-технической и конструкторско-технологической составляющих.
В сложившихся условиях одним из путей сохранения некоторой части этих основополагающих компонентов ОПК и, соответственно, предприятий - разработчиков и производителей вооружения и военной техники (В и ВТ) является расширение их участия в военно-техническом сотрудничестве (ВТС) с зарубежными странами и в значительном увеличении экспорта В и ВТ.
Для этого необходимо в первую очередь обеспечить субъектам ВТС реальную государственную поддержку, базирующуюся на комплексе мероприятий политического, законодательного, нормативно-правового, финансово-экономического и организационного характера, принятых президентом, Федеральным Собранием и правительством Российской Федерации и направленных на совершенствование системы ВТС России с иностранными государствами.
Не вдаваясь в детальный анализ содержания каждого из перечисленных направлений государственного протекционизма ВТС, кратко остановимся на основных предложениях по совершенствованию ВТС, имеющих, на наш взгляд, важное практическое значение для каждого предприятия ОПК, участвующего в экспорте продукции и услуг военного назначения.
Во-первых, необходимо ускорить принятие федерального закона о ВТС с иностранными государствами. Здесь сложилась парадоксальная ситуация. Закон принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но 22 июля 1997 года отклонен президентом. Несмотря на то, что согласительная комиссия Госдумы, Совета Федерации и администрации президента выработала согласованные формулировки, закон до сих пор не утвержден президентом. А ведь он значительно упрощает процедуру оформления необходимых документов и четко регламентирует деятельность всех участников ВТС.
Во-вторых, правительство РФ до 1 января 1998 года должно было представить президенту на утверждение единый список продукции военного назначения, разрешенной к передаче инозаказчику ( 1), и список государств, в которые разрешена передача этой продукции ( 2). До утверждения этих списков все решения о вывозе В и ВТ принимает президент. Список 1 до сих пор не утвержден, а его отсутствие полностью блокирует ВТС.
В-третьих, в статье XII закона о ВТС говорится, что созданный (назначенный, уполномоченный) федеральный орган исполнительной власти по координации и реализации государственной политики в области ВТС является единственным органом государственной власти РФ, который имеет право выдачи лицензии на осуществление экспортно-импортных операций в отношении продукции (работ, услуг) военного назначения. Многолетний опыт работы с различными государственными структурами, которым поручалось руководство и координация ВТС (МВЭС, ГКВТП и др.), показывает, что они относились к оформлению и принятию решений по поставке В и ВТ за рубеж бюрократически, не несли никакой ответственности за результаты этой работы и практически не занимались вопросами сохранения и развития предприятий, выпускающих экспортнопригодную продукцию. Исходя из этого, представляется целесообразным в качестве единственного органа, руководящего и координирующего ВТС России, указом президента определить Министерство экономики РФ, в непосредственном ведении которого находятся все предприятия ОПК России и которое несет ответственность за их состояние, развитие и выполнение государственного оборонного заказа.
Этим указом Министерству экономики в соответствии со списками 1 и 2 должно быть разрешено:
а) предоставлять разработчикам и производителям В и ВТ право на осуществление военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в области поставки, производства, разработки, модернизации и утилизации продукции (работ, услуг) военного назначения и выдавать соответствующую лицензию;
б) выдавать предприятиям - разработчикам и производителям без оформления постановлением правительства многократную (годовую) лицензию на временный вывоз образцов В и ВТ для участия в выставках, показах, испытаниях и демонстрации в действии в иностранных государствах;
в) предоставлять разработчикам и производителям В и ВТ право создавать совместные предприятия с фирмами и организациями иностранных государств, которым передаются в настоящее время или были переданы ранее лицензии на производство, поставлялись или поставляются российские В и ВТ.
Закон предусматривает возможность выхода правительства с законодательной инициативой установления налоговых, таможенных и иных льгот, а также принятия иных мер по государственному стимулированию деятельности российских юридических лиц в области ВТС (статья II). Эти инициативы должны быть в первую очередь направлены на:
а) установление льготного режима для совместных с иностранными государствами (фирмами) предприятий по производству В и ВТ, ввоза и вывоза комплектующих, специальных материалов, работ, услуг, информационных технологий и результатов интеллектуальной деятельности в целях разработки и производства в России продукции военного назначения и последующего вывоза ее за рубеж;
б) создание государственного (некоммерческого) страхового фонда по страхованию риска неплатежей инозаказчиков за поставленное имущество, с компенсацией расходов по страховым выплатам и по предоставлению льготных (беспроцентных) займов под контракты без авансирования. Финансовые ресурсы этого фонда должны предусматриваться отдельной строкой в федеральном бюджете;
в) освобождение предприятий, участвующих в ВТС, от налога на добавленную стоимость (головных поставщиков, субпоставщиков и с авансовых платежей). Эти средства под контролем государства направлять целевым назначением на развитие и совершенствование производственной и экспериментальной баз предприятий-поставщиков, разработку новых и модернизацию существующих экспортноориентированных образцов В и ВТ;
г) обеспечение безусловного и своевременного финансирования предприятий, выполняющих поставки В и ВТ в счет государственного долга. При этом возмещение расходов субъектов ВТС должно идти на уровне 85% от контрактной цены изделия при авансировании работ на уровне 50% от стоимости контракта;
д) предоставление инозаказчикам государственных кредитов на закупку В и ВТ с целью сохранения существующих рынков сбыта В и ВТ и завоевания новых. Очевидно, что для повышения эффективности ВТС необходимо развивать базу информационного обеспечения в интересах планирования программ ВТС по разработке новых и модернизации существующих образцов на общенациональном и региональном уровнях. ФГУП "Росвооружение", "Промэкспорт" и "Российские технологии" необходимо ежегодно готовить доклады-обзоры о результатах продвижения на внешних рынках российской продукции военного назначения с оценкой потребностей рынка и предложениями для промышленности.
Безусловно, развитие, совершенствование и осуществление ВТС с иностранными государствами должно базироваться на четком концептуальном обеспечении, принятом на государственном уровне. Концепция должна определять принципы, приоритеты в экспортной политике, стратегические направления и конкретные сферы деятельности в области ВТС по регионам и странам, систему координации внешнеэкономической деятельности субъектов ВТС на федеральном и региональном уровнях, меры политической, финансово-экономической и организационной поддержки на государственном уровне деятельности российских субъектов ВТС на мировом рынке.
Все вышеперечисленное должно делаться в кратчайшие сроки и в полном пакете. Возможно, радикальность и срочность предложений покажутся неприемлемыми, но, по нашему глубокому убеждению, время эволюционного развития и совершенствования системы ВТС безвозвратно потеряно, метод последовательного приближения тоже не годится, нужно все принимать в комплексе и сразу, иначе завтра уже некому будет делать то, что мы еще можем сегодня.
ЗАО Военный Парад, 1998.
milparade.udm.ru