18 октября 1998
2868

Анатолий Обухов: Жизненно важная проблема предприятий оборонного комплекса России

Уважаемые читатели, журнал продолжает публикацию материалов по проблемам, связанным с сегодняшним состоянием предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. В предыдущем номере выступили председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Егор Строев и председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике Юрий Маслюков. Сегодня мы знакомим вас с точкой зрения академика РАРАН, генерального конструктора и генерального директора одного из самых известных в стране и за рубежом предприятий - Государственного научно-производственного предприятия "Базальт" - Анатолия Обухова. Приглашаем к обсуждению этого вопроса всех заинтересованных лиц - руководителей органов исполнительной и законодательной власти, регионов, предприятий, финансово-экономических структур. Этот важный и неотложный обмен мнениями будет продолжен на страницах "Военного парада".

В сложившихся условиях одним из путей сохранения основополагающих компонентов оборонно-промышленного комплекса и, соответственно, предприятий - разработчиков и производителей вооружения и военной техники является расширение их участия в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами и в значительном увеличении экспорта их продукции.

Безусловно, развитие, совершенствование и осуществление военно-технического сотрудничества с иностранными государствами должно базироваться на четком концептуальном обеспечении, принятом на государственном уровне.

Сегодня экономическое положение большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны обусловлено резким сокращением, а для многих и полным отсутствием государственного оборонного заказа. При этом его финансирование в последние годы ведется на уровне 20 - 30% от установленного государственным бюджетом по статье "национальная оборона". Выделение средств для выполнения госзаказа происходит, как правило, в четвертом квартале в виде денежных суррогатов, которые не удается реализовать. Вследствие этого накопились многомиллиардные долги государства предприятиям ОПК за выполнение госзаказа в 1994 - 1998 годы, что привело к практическому развалу его производственной, научно-технической и конструкторско-технологической составляющих.

В сложившихся условиях одним из путей сохранения некоторой части этих основополагающих компонентов ОПК и, соответственно, предприятий - разработчиков и производителей вооружения и военной техники (В и ВТ) является расширение их участия в военно-техническом сотрудничестве (ВТС) с зарубежными странами и в значительном увеличении экспорта В и ВТ.

Для этого необходимо в первую очередь обеспечить субъектам ВТС реальную государственную поддержку, базирующуюся на комплексе мероприятий политического, законодательного, нормативно-правового, финансово-экономического и организационного характера, принятых президентом, Федеральным Собранием и правительством Российской Федерации и направленных на совершенствование системы ВТС России с иностранными государствами.

Не вдаваясь в детальный анализ содержания каждого из перечисленных направлений государственного протекционизма ВТС, кратко остановимся на основных предложениях по совершенствованию ВТС, имеющих, на наш взгляд, важное практическое значение для каждого предприятия ОПК, участвующего в экспорте продукции и услуг военного назначения.

Во-первых, необходимо ускорить принятие федерального закона о ВТС с иностранными государствами. Здесь сложилась парадоксальная ситуация. Закон принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но 22 июля 1997 года отклонен президентом. Несмотря на то, что согласительная комиссия Госдумы, Совета Федерации и администрации президента выработала согласованные формулировки, закон до сих пор не утвержден президентом. А ведь он значительно упрощает процедуру оформления необходимых документов и четко регламентирует деятельность всех участников ВТС.

Во-вторых, правительство РФ до 1 января 1998 года должно было представить президенту на утверждение единый список продукции военного назначения, разрешенной к передаче инозаказчику ( 1), и список государств, в которые разрешена передача этой продукции ( 2). До утверждения этих списков все решения о вывозе В и ВТ принимает президент. Список 1 до сих пор не утвержден, а его отсутствие полностью блокирует ВТС.

В-третьих, в статье XII закона о ВТС говорится, что созданный (назначенный, уполномоченный) федеральный орган исполнительной власти по координации и реализации государственной политики в области ВТС является единственным органом государственной власти РФ, который имеет право выдачи лицензии на осуществление экспортно-импортных операций в отношении продукции (работ, услуг) военного назначения. Многолетний опыт работы с различными государственными структурами, которым поручалось руководство и координация ВТС (МВЭС, ГКВТП и др.), показывает, что они относились к оформлению и принятию решений по поставке В и ВТ за рубеж бюрократически, не несли никакой ответственности за результаты этой работы и практически не занимались вопросами сохранения и развития предприятий, выпускающих экспортнопригодную продукцию. Исходя из этого, представляется целесообразным в качестве единственного органа, руководящего и координирующего ВТС России, указом президента определить Министерство экономики РФ, в непосредственном ведении которого находятся все предприятия ОПК России и которое несет ответственность за их состояние, развитие и выполнение государственного оборонного заказа.

Этим указом Министерству экономики в соответствии со списками 1 и 2 должно быть разрешено:

а) предоставлять разработчикам и производителям В и ВТ право на осуществление военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в области поставки, производства, разработки, модернизации и утилизации продукции (работ, услуг) военного назначения и выдавать соответствующую лицензию;

б) выдавать предприятиям - разработчикам и производителям без оформления постановлением правительства многократную (годовую) лицензию на временный вывоз образцов В и ВТ для участия в выставках, показах, испытаниях и демонстрации в действии в иностранных государствах;

в) предоставлять разработчикам и производителям В и ВТ право создавать совместные предприятия с фирмами и организациями иностранных государств, которым передаются в настоящее время или были переданы ранее лицензии на производство, поставлялись или поставляются российские В и ВТ.

Закон предусматривает возможность выхода правительства с законодательной инициативой установления налоговых, таможенных и иных льгот, а также принятия иных мер по государственному стимулированию деятельности российских юридических лиц в области ВТС (статья II). Эти инициативы должны быть в первую очередь направлены на:

а) установление льготного режима для совместных с иностранными государствами (фирмами) предприятий по производству В и ВТ, ввоза и вывоза комплектующих, специальных материалов, работ, услуг, информационных технологий и результатов интеллектуальной деятельности в целях разработки и производства в России продукции военного назначения и последующего вывоза ее за рубеж;

б) создание государственного (некоммерческого) страхового фонда по страхованию риска неплатежей инозаказчиков за поставленное имущество, с компенсацией расходов по страховым выплатам и по предоставлению льготных (беспроцентных) займов под контракты без авансирования. Финансовые ресурсы этого фонда должны предусматриваться отдельной строкой в федеральном бюджете;

в) освобождение предприятий, участвующих в ВТС, от налога на добавленную стоимость (головных поставщиков, субпоставщиков и с авансовых платежей). Эти средства под контролем государства направлять целевым назначением на развитие и совершенствование производственной и экспериментальной баз предприятий-поставщиков, разработку новых и модернизацию существующих экспортноориентированных образцов В и ВТ;

г) обеспечение безусловного и своевременного финансирования предприятий, выполняющих поставки В и ВТ в счет государственного долга. При этом возмещение расходов субъектов ВТС должно идти на уровне 85% от контрактной цены изделия при авансировании работ на уровне 50% от стоимости контракта;

д) предоставление инозаказчикам государственных кредитов на закупку В и ВТ с целью сохранения существующих рынков сбыта В и ВТ и завоевания новых. Очевидно, что для повышения эффективности ВТС необходимо развивать базу информационного обеспечения в интересах планирования программ ВТС по разработке новых и модернизации существующих образцов на общенациональном и региональном уровнях. ФГУП "Росвооружение", "Промэкспорт" и "Российские технологии" необходимо ежегодно готовить доклады-обзоры о результатах продвижения на внешних рынках российской продукции военного назначения с оценкой потребностей рынка и предложениями для промышленности.

Безусловно, развитие, совершенствование и осуществление ВТС с иностранными государствами должно базироваться на четком концептуальном обеспечении, принятом на государственном уровне. Концепция должна определять принципы, приоритеты в экспортной политике, стратегические направления и конкретные сферы деятельности в области ВТС по регионам и странам, систему координации внешнеэкономической деятельности субъектов ВТС на федеральном и региональном уровнях, меры политической, финансово-экономической и организационной поддержки на государственном уровне деятельности российских субъектов ВТС на мировом рынке.

Все вышеперечисленное должно делаться в кратчайшие сроки и в полном пакете. Возможно, радикальность и срочность предложений покажутся неприемлемыми, но, по нашему глубокому убеждению, время эволюционного развития и совершенствования системы ВТС безвозвратно потеряно, метод последовательного приближения тоже не годится, нужно все принимать в комплексе и сразу, иначе завтра уже некому будет делать то, что мы еще можем сегодня.


ЗАО Военный Парад, 1998.

milparade.udm.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован