27 октября 2005
2865

Анатолий Строкань: Думы о Торжке, мечты и реальность

Новоторам известно имя Льва Васильевича Андреева, уроженца Торжка (Тверская область) потомственного новотора, профессора Московского архитектурного института - Государственной академии, архитектора, художника, Почетного гражданина города Торжка. Сегодня мы беседуем с ним о судьбах города, его архитектурно-градостроительного ансамбля.

- Лев Васильевич, известно, что Вы уже много лет занимаетесь изучением архитектуры Торжка. Скажите, как Вы, столичный архитектор, пришли к этому? Почему именно Торжок, а не, скажем Углич, Ростов-Великий, Каргополь или другой, может быть, не менее интересный древнерусский город стал объектом Вашего внимания, научно-творческих исследований и разработок?

- В 1968 году произошел случай, когда мне по тревожному сигналу Совета народного музея при городском Доме культуры пришлось принимать в Москве экстренные меры по предотвращению взрыва Георгиевской церкви в Торжке, обратясь в несколько в несколько высших инстанций, охраняющих историко-культурное наследие. Церковь была спасена, но выяснилось, что в Торжке нет никакой документации по охране памятников истории и культуры, нет даже списка памятников. Тогда первое задание, которое я получил от Министерства культуры РСФСР, было заказом на разработку проекта охранных зон памятников для постановки их на госохрану.

Это было началом, а потом все развивалось в том же направлении: участие в работе Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), доклады на конференциях, пленумах, статьи, публикации, проекты - все на тему Торжка.

- А какие еще задания Вы выполняли?

- С тех пор прошло почти 40 лет, и перечислить все, что сделано, немыслимо. Могу назвать основные наиболее крупные проекты и мероприятия. Мы выполняли и официальные заказы, даже правительственные, включали темы реконструкции отдельных ансамблей и фрагментов городской среды Торжка в тематику курсового и дипломного проектирования, выполнили и много различных работ на общественных началах.

После Проекта охранных зон мы разработали Проект генерального плана г. Торжка по заказу Госстроя РСФСР (1971 г.).

Далее по заказу Калининского управления культуры мы выполнили целую серию проектов охранных зон усадебных комплексов Митино, Василево, Раек, выставка (п. Славны) и большой проект туристского комплекса на базе историко-культурного наследия г. Торжка и его района.

Последней крупной капитальной работой был правительственный заказ - Проект реконструкции исторического ядра г. Торжка (в его границах XVIII в.), разработанный совместно с Институтом "ИНРЕКОН" по поручению Государственного комитета по архитектуре и градостроительству Союза ССР (Госкомархитектура) в 1989-1991 гг. Этот проект был рассмотрен на коллегии Госкомитета и одобрен.

Все работы выполнялись на спецкафедре "Реконструкция и реставрация в архитектуре" МАРХИ силами авторских коллективов педагогов под моим руководством. В работах мы следовали методике, принятой международной архитектурной наукой, и разработкам нашей отечественной науки, в том числе нашей специальной кафедры.

В 1972 году я защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Градостроительное формирование Торжка и архитектурно-художественные проблемы его современной реконструкции". Она явилась теоретической основой для разработки методики исследования и реконструкции исторического города. Все наши работы подкреплялись научно-исследовательскими обоснованиями.

За все эти годы было выполнено около 30 дипломных работ и 15 курсовых проектов по темам реконструкции Торжка. В городе не осталось "белых пятен", которых не коснулись наши экспериментальные работы.

- Видимо, Торжку повезло по части внимания к нему со стороны руководящих органов и столичных проектных организаций. Удалось ли что-либо осуществить из этих проектов?

- Многие из этих градостроительных проектов не влекут за собой немедленного воплощения, а определяют на долгий период градостроительную политику для данного города (Генплан, проект реконструкции исторического ядра города, проект охранных зон и др.). Наш проект туристского комплекса был использован при разработке системы туризма Калининской области. Проектом охранных зон города пользуются сейчас областные органы охраны памятников истории и культуры. Было принято и утверждено основное исходное положение разработанной нами Концепции реконструкции исторического ядра города, которое определило центральную часть Торжка как цельный памятник русского градостроительства. На основании этого положения Министерство культуры СССР поставило под охрану центральное ядро города в целом.

Так что работа даром не прошла. А потом были и частные случаи. Например, согласно нашему генплану был осуществлен автодорожный прямой спуск со Старицкой на Кузнецкую улицу, более пологий и в обход Борисоглебского монастыря, что создало и для памятников монастырской архитектуры более благоприятную обстановку и большие удобства для автотранспорта.

По исполненному нами проекту реставрации Крестовоздвиженской часовни на площади им. 9 января силами студенческого стройотряда нашего института были проведены работы по восстановлению внешнего облика часовни - сами осуществили свой проект.

- Ну а в последние годы? Сегодня Вы уже пенсионер и использовать потенциал института не можете.

- Конечно, положение сильно изменилось. Уже 10 лет я не работаю в институте, и возраст не тот - 81 год. Зато у меня стало больше свободного времени, и я ежегодно по полгода провожу в Торжке. А мой профессиональный уровень, жизненный опыт, владение теорией архитектуры, основами композиции и градостроительской методикой реконструкции исторической архитектурной среды - все это при мне и может пригодиться сегодняшним проектантам. Есть пословица: "Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее, а старость богата тем, что у нее есть прошлое".

- Это верно. Но удалось ли Вам сделать что-нибудь практически? Были ли востребованы Ваши знания и опыт?

- Да, были. Они нужны там, где оживает строительство, где решаются градостроительные задачи, а это прежде всего центральные районы и главные ансамбли города.

В Торжке в прошедшем пятилетии таким самым живым и самым большим и ответственным участком оказалась центральная часть Тверецкой набережной и начальный участок улицы Карла Маркса. Здесь развернулось крупное строительство предприятия ОАО "Пожтехника" - реконструкция гостиницы и строительство жилых домов.

Надо сказать, что этот участок во все предыдущие годы архитекторы не оставляли без внимания. После строительства нового моста через Тверцу и сноса целого квартала старых домов между улицами К. Маркса и Водопойной здесь образовалось большое пространство, открывшее вид на холм Воскресенского монастыря и ветхую застройку по ул. К. Маркса. Появилось естественное желание привести в надлежащий порядок этот центральный участок городской среды.

Институт "Калинингражданпроект" предложил построить здесь десятисекционный пятиэтажный жилой дом из силикатного кирпича (верх мечтаний периода Хрущева), чтобы "закрыть от глаз проезжающих на Селигер туристов эту помойку" (имелись в виду соборы Воскресенского монастыря и склон холма). Чтобы отразить подобную попытку, мне пришлось перенести вопрос в Госстрой РСФСР.

Позднее последовали другие проектные предложения по расширению гостиницы и распространению ее до Крестовоздвиженской церкви. При этом этажность принималась от 3 до 5 этажей при сомкнутом расположении зданий.

Наш институт тоже трижды обращался к этой теме в дипломном проектировании. Застройка решалась разомкнутой м не выше трех этажей.

Все это было "бумажное" проектирование, не увидевшее реализации. Но вот старое здание гостиницы приняло на свой баланс ОАО "Пожтехника", и оно было капитально реконструировано.

Модернизированное здание гостиницы я увидел летом 1999 года, когда его уже красили. Так что рекомендации свои мог дать только по покраске (но и они были не все выполнены). А вот во следующей очередью строительства по ул. К. Маркса нам удалось с ее автором плодотворно поработать. В то время на строительном участке существовал большой археологический раскоп, и до его сдачи у нас было время посидеть и подумать над эскизом застройки улицы.

Археологические исследования, щедро оплаченные ОАО "Пожтехника", принесли неожиданные результаты: было найдено два десятка берестяных грамот, что вызвало большой интерес ведущих археологов страны, а Торжок занял почетное место среди древних русских городов по количеству найденных грамот.

Итак, в течение недели мы с автором - архитектором В.П. Городовичем - ежедневно встречались, рассматривали очередные варианты его эскизов и договаривались о внесении корректив. В результате мы пришли к оптимальному решению, и этот последний вариант был согласован областным комитетом по охране памятников истории и культуры и лег в основу разработки рабочего проекта.

- В чем достоинства этого варианта проекта?

- В отличие от всех предыдущих проектных предложений данный вариант наилучшим образом учитывал новую градостроительную ситуацию - появление большого открытого пространства и выход на передний план застройки по ул. К. Маркса. Был найден верный масштаб новых зданий: они не повторяли мелких масштабов старых домиков, но и не страдали гигантоманией. Их размеры соответствовали исторически сложившемуся масштабу застройки набережной. Они не были поставлены сомкнутой стеной, а имели интервалы, просветы между собой, поэтому вид на монастырь не закрывался, а наоборот, открывался для обозрения с моста. Форма зданий, скатные крыши, пропорции оконных проемов, материал стен были традиционными, и новые дома хорошо вписались в историческую среду. К сожалению, в дальнейшем, в рабочих чертежах, нам не довелось поработать с автором над деталями фасадов и довести их архитектуру, как говорится, "до кондиции".

В этот период я познакомился с застройщиком - генеральным директором ОАО "Пожтехника" А.Н. Строканем.

- Интересно, какое впечатление произвел на Вас Анатолий Строкань? Ведь Вы потом сотрудничали с "Пожтехникой"?

- С первого же знакомства он произвел на меня впечатление делового и энергичного человека. Анатолий Николаевич посетил мою выставку в выставочном зале ВИЭМ на площади им. 9 января. Там было два раздела: один - лично мои работы (проекты, печатные труды, акварельная живопись), второй - дипломные проекты моих учеников, посвященные реконструкции Торжка.

Среди моих акварелей была серия реконструкций "Старый Торжок", подготовленная для иллюстрированного календаря. Ею Анатолий Николаевич заинтересовался и предложил этот календарь издать, что и было исполнено. Календарь-альбом получился удачный: прошло уже пять лет, а во многих местах (кабинетах, квартирах, учреждениях) еще можно встретить его висящим на стене. Не говоря уже о новоторах, мне приходилось встречать его и в кабинете президента Российской академии архитектуры, и у президента Союза архитекторов России, и в редакции журнала "Архитектура и дизайн",и у главного архитектора Москвы, и в других местах.

Из дипломных проектов А.Н. Строканя особо понравился проект реконструкции Ильинской площади. Он подробно с ним ознакомился и пригласил меня зайти к нему на завод побеседовать. У нас состоялось несколько встреч-бесед.

- О чем Вы беседовали и что вынесли из этих встреч?

- Во-первых, это было, по сути, первое знакомство, обмен мнениями, взглядами, выяснение точек зрения друг друга на проблемы возрождения Торжка. Во-вторых, разговор перешел на более широкие, общие перспективы развития города. Для меня было удивительным, что передо мной оказался деловой и преуспевающий руководитель предприятия и в то же время мечтатель, порою даже наивный. Я сам мечтатель. Если архитектор без мечты, то он не архитектор, а просто строитель. Мечты - это крылья, это полет, это перспективная идея-максимум. Но я, конечно, как профессионал тут же облекал мечту в реальные архитектурные формы, пусть пока и неосуществимые

- Что же, вы так и витали в мечтах?

- Конечно, нет. Мечты очертили нам границы желаемого. Потом мы вернулись к реалиям. По инициативе А.Н. Строканя под эгидой ОАО "Пожтехника" была создана проектная группа "Торжок-Проект". Я пригласил из Москвы хорошего архитектора, бывшего моего ученика, в качестве проектанта и тлавного архитектора проектов. Сам я был главным консультантом на общественных началах.

По предложению А.Н. Строканя, развивая идею дипломного проекта, мы разработали реальный проект реконструкции Ильинской площади в нескольких вариантах. Проект решал важные градостроительные задачи: завершал архитектурное формирование ансамбля площади; с площади и прилегающих улиц выводились разрозненная торговля и хаотичные стоянки автотранспорта; на участке Вокзальной улицы устраивались стационарные торговые ряды типа "гостиного двора"; на территории огородов вдоль Пролетарской улицы размещались благоустроенный рынок и стоянка автомашин. Новыми общественными зданиями застраивались участки сквера и городской автостанции. Сама площадь с действующей Ильинской церковью благоустраивалась и превращалась в пешеходную зону.

Тупая и непрофессиональная позиция областной инспекции по охране памятников создала много затруднений в осуществлении проекта, и он пока остался на бумаге.

Второй большой работой был проект организации гостиничного кольца" в центральной зоне Левобережья, которое охватывало Ильинскую площадь, улицу Степана Разина, Дворцовую площадь (пл. Революции), Воскресенский монастырь,Крестовоздвиженскую церковь,Тверецкую набережную, Красную гору и Бульвар. Вся зона благоустраивалась, историческая застраивалась и использовалась под гостиницы разной вместимости и класса, учреждения культуры и сервис. В результате осуществления такого проекта город получил бы большой центральный благоустроенный район. Идея эта была выдвинута А.Н. Строканем, но она логично легла на те проектные разработки, которые я назвал в начале статьи, в том числе проект реконструкции исторического ядра Торжка.

А вот и еще одна мечта-идея А.Н. Строканя. Всем известен кафедральный Спасо-Преображенский собор - прекрасное произведение архитектора К. Росси. Собор использовался под производственное предприятие, и его интерьеры настолько изувечены, что Тверская епархия от него, ныне пустующего, отказывается. Ему остается только разрушаться. ОАО "Пожтехника" провело ремонт и покраску фасадов собора, а потом А.Н. Строкань высказал идею: приспособить собор под большой концертный зал духовной и классической музыки. Мы загорелись этой идеей, ведь это может быть очень красиво! Порисовали эскизы интерьеров, прикинули простенькие, схематичные макеты. В центре зала - круглая арена, с трех сторон амфитеатрами к ней спускаются места для зрителей. С четвертой стороны сцена и артистические комнаты. Арена может трансформироваться в ряды партера. Над всем этим - расписанный купол. Акустика проверена, она замечательна, голос летит. Представьте: на красной арене полукрутом выстроился Государственный академический камерный хор В. Минина, в первом ряду женский хор в белых одеждах, во втором - мужской - в черном. Красиво! Но как бы прозвучал в таком зале этот замечательный ансамбль! Или на арену выкачен большой концертный рояль, и знаменитый Петров играет сонаты Бетховена - Лунную, Патетическую, Аппассионато. Доживет ли Торжок до таких высот музыкальной культуры? Будь в городе такой зал - сюда, конечно, зачастили бы лучшие музыканты. Город-красавец, шикарная гостиница, чудесный зал - почему бы и нет?

Порой, когда задумаешься, удивляешься: откуда у человека такой размах, что ему неймется в своем микрорайоне на Юбилейной? Восстановлена церковь Иоанна Богослова, инициатор - почетный гражданин города, сонсор - неизвестен. Вернули к жизни церковь в Дальней Троице - инициатор известен, сонсор - нет. В старину в нашем купеческом Торжке большинство почетных гражданбыли среди купеческого сословия - они строили церкви, больницы, богадельни для престарелых. А у нас - написал брошюрку, и ты - почетный гражданин, а вытащил из грязи половину центра города, поставил красивые дома, навел благоустройство, какого Торжок никогда не видел - и хоть бы что!

- В вашем рассказе много увлекательного и красивого, но всеже это пока идеи и проекты. А что в действительности?

- Действительность разная. На Тверецкой набережной и улице Карла Маркса нам представлен высокий уровень современного архитектурного убранства города, какого Торжок еще не видел. Здесь город улыбнулся нам лучезарной улыбкой.

Или дом 8 на Конной улице, бывшая школа, памятник архитектуры начала XX века. Это здание мне знакомо с детства, а после войны я там даже жил.

После школы и квартир учителей там было то гороно, то станция юннатов, то какое-то заведение по разливу пива по бутылкам. Здание не ремонтировалось и рузрушалось. Но вот новый владелец провел серьезную и скрупулезную реставрацию, вернеул ему интересный внешний облик, восстановив все как было. А интерьеры отделал по-новому с сохранением ценных эелементова старого. Вдохнул в памятник новую жизнь. И кто же? Опять же ОАО "Пожтехника" ! Это одна действительность.

А есть и другая действительность. В газете "Новоторжский вестник" за 9 сентября сего года была помещена статья М.В. Романцовой "Старым зданиям новую жизнь". Я обеими руками голосую за этот тезис, но старые здания бывают разные. М.В. Романцова валит в одну кучу и памятники архитектуры, состоящие на госохране, и типовые пятиэтажки из силикатного кирпича 50-х-70-х годов.

К памятникам архитектуры должен быть особый подход, определенный Законом об охране памятников. Он запрещает искажение и перестройку памятников. В случаях, если в здании нет ценных интерьеров, допускается внутренняя перестройка в соответствии с современными требованиями, но внешний облик здания, его объем, архитектура фасадов должны быть сохранены. Именно памятники архитектуры в первую очередь создают тот облик города, который неповторим и отличает наш город от всех других. Вот сохранен внешний облик дома No 45 по ул. Дзержинского. Восстанавливается облик дома No64 по той же улице. Очень хорошо. Город и молодеет - дома отремонтированы, покрашены, замощены по-современному тротуары, планировка приведена к современным требованиям, дом оборудован инженерными устройствами, а с другой стороны, дома сохраняют свой исторический облик, стиль, не выбиваются из ансамбля улицы.

И на той же улице Дзержинского другой вопиющий пример - дом No57. Это памятник архитектуры XIX в., состоит на местной охране. Помимо того, он еще является элементом ансамбля площади, находится в непосредственном контакте с ведущей доминантой ансамбля - Ильинской церковью, федеральным памятником. Только что этот дом (бывший дом купца Уткина) подвергся капитальному ремонту - на его старой половине сгнивший деревянный второй этаж заменен кирпичным. Такой прием был бы оправдан, если бы новые конструкции сохранили рисунок старого фасада, то же ритм оконных проемов и их размеры. Но здесь все это было нарушено.

Но это все еще можно было бы принять, если бы...

На здании надстроен третий этаж, маскируемый под мансарду с полувальмовой крышей. Здесь сплошные грубейшие нарушения: увеличена высота здания, и оно выбилось из ансамбля, грубо искажены пропорции фасада, крыша непомерно высока, она задавила нижние этажи, нарушен стиль здания, ему придан вид некоего европейского строения, не русского и не торжокского. Памятник разрушен этой перестройкой, он перестал существовать. Если мы таким путем будем "вдыхать новую жизнь" в старые здания, то от нашего своеобразного города Торжка ничего не останется.

Кто допустил это безобразие, это градостроительное и архитектурное бескультурье? Кто этот гунн, который корежит нашу архитектуру и строит дома-уроды?

А есть сведения, что на Ильинской площади вообще все дома распроданы "на конкурсной основе". Если они будут так же "реставрироваться", то вместо завершения ансамбля площади мы его просто угробим. И прежде всего здесь страшна не потеря одного-другого дома, а разрушение сложившейся системы.

- Вы рисуете страшную картину. Ну а кто же виноват в этих нарушениях?

- В городе нет архитектурного руководства, архитектурного контроля. Нет градостроительной политики. Отдел архитектуры городской администрации буквально обложен всевозможными проектами, разработанными правилами застройки города. Есть согласованный проект охранных зон, в его составе толстый том пояснительной записки, где все разъяснено, просто разжевано. Туда лень заглянуть, а надо бы не только заглядывать, а тщательно все изучать, стать специалистом, а не чиновником.

Городу нужен архитектор не просто грамотный, а владеющий знаниями методики реконструкции исторического города. Нужен активный представитель областного комитета по охране памятников, а не равнодушный бездельник. Нужно отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, раньше существовавшее и почему-то исчезнувшее.

Ничего этого нет, а потому и царит строительный беспредел. Мы расхваливаем свой город, издаем красивые брошюры с фотографиями одних и тех же памятников. А тем временем шаг за шагом разрушаем те качества, которые Торжок накапливал веками и которые делают его уникальным.


Беседовал Павел Лосев

Источник: Караван+Я

http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=11985

27.10.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован