14 октября 2003
1258

Анатолий Вилков: Указанные ценности подлежат возврату законному собственнику

- Анатолий Иванович, разъясните, пожалуйста, юридическую сторону вопроса с арестом картины.
- Сорок третья статья российского закона о вывозе и ввозе культурных ценностей гласит, что в случае приобретения "добросовестным приобретателем" незаконно ввезенных из других государств, похищенных или утерянных культурных ценностей указанные ценности подлежат возврату законному собственнику. Дальше в законе четко названо условие возвращения - выплата справедливой компенсации добросовестному приобретателю. Немецкая сторона на это требование закона внимания сразу не обратила. После первых известий о картине немецкие музейщики обратились в местные правоохранительные структуры с просьбой возбудить уголовное дело в России. В Москву, в Генпрокуратуру, в адрес нынешнего владельца картины Владимира Логвиненко. Генпрокуратура, по всей видимости, по результатам своей деятельности должна ответить на вопросы немецкой стороны.
- Какое отношение эта коллизия имеет к закону о перемещенных ценностях?
- Никакого. Конституционный суд на сей счет дал четкое разъяснение, что предметом регулирования закона являются не все культурные ценности, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на его территории, а только те из них, которые были вывезены в качестве компенсаторной реституции. Они определены как вид материальной ответственности государства-агрессора, если осуществление ответственности данного государства в виде обычной реституции невозможно. Под закон подпадают только те произведения, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии, распоряжениями других компетентных органов с соответствующими полномочиями по осуществлению реституции.
- Каков прогноз развития событий?
- Я думаю, что события будут развиваться следующим образом: скорее всего Генпрокуратура подтвердит права владельца, как не совершавшего никакого уголовного преступления. Затем немецкой стороне будет рекомендовано решать вопрос в рамках гражданского законодательства. Собственно, так оно уже и произошло. Сообщаю вам первым: 6 октября правительство Германии обратилось с нотой к российскому правительству с предложением начать переговорный процесс с нынешним владельцем картины. Министерство культуры будет ждать официального ответа Генеральной прокуратуры на международное следственное поручение, а затем исходя из российского законодательства и международных договоренностей мы будем оказывать помощь Германии и добросовестному владельцу картины в разумном решении этой проблемы. Вероятнее всего, последуют обычные в таких случаях переговоры между немецкой стороной и добросовестным приобретателем Логвиненко.
- Как насчет требования закона о "справедливости"?
- Законодательство не прописывает никаких условий, только практика показывает, как решаются такие споры. Если исходить из нашего и мирового опыта, то выплаты могли бы составить до одной трети рыночной стоимости картины.
- Не зайдет ли этот переговорный процесс в тупик?
- Я думаю, не зайдет при обоюдном согласии и стремлении решить эту проблему.
- Главное сейчас - принципиальное согласие г-на Логвиненко на переговоры?
- Да, конечно.
- Где в настоящий момент ожидает своей участи картина?
- Точное место знает Генпрокуратура. Министерство культуры к данному вопросу не имеет никакого отношения. Могу лишь сказать, что картина находится в одном из государственных хранилищ.
- Когда и зачем в ваше ведомство обращался Логвиненко?
- Впервые он обратился в 1999 году с просьбой разрешить вывезти временно на реставрацию копию Рубенса. Наши эксперты посмотрели картину и признали работу копией. Но даже копия подобного образа подпадает под закон о вывозе и ввозе, и мы не имели права разрешить ее вывоз.
- Даже несмотря на то, что вы дали заключение о том, что это копия?
- Да. Позже он стал искать легальные возможности для реставрации картины в России. В период реставрации, в 2000-2001 годах, как он рассказывает, был снят дублировочный холст, и там обнаружилась надпись "Рубенс-2". Сразу после выявления этого нового обстоятельства владелец вновь обратился к нам - на сей раз с просьбой проверить картину на предмет того, содержится ли она в списках официально перемещенных культурных ценностей. Мы тщательным образом изучили все архивные материалы по данному вопросу и дали официальное заключение, что картина не подпадает под закон о реституции. После этого он, видимо, по рекомендации специалистов, обратился к наиболее опытным реставраторам и искусствоведам. В мае этого года они посчитали, что перед ними подлинник. Кстати, на сегодняшний день это неофициальное заключение. Словом, еще окончательно и официально не доказано, что прокуратура арестовала именно картину Рубенса, а не ее копию. И последнее: во время переговоров между заинтересованными сторонами Министерство культуры будет требовать от немецкой стороны информацию о подлинности этой картины и настаивать на предоставлении материалов, подтверждающих право собственности на эту картину германского музея.

Итоги, 14.10.2003 г.
Денис Бабиченко
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован