17 апреля 2007
4955

Анатолий Вилков: Замолвите слово за антиквара!

В конце марта пресс-клуб РИА "Новости" провел "круглый стол" по проблемам антикварного рынка

Необходимость открытого обсуждения назревших проблем рынка старого искусства назрела давно. Шумиха вокруг экспертизы и подделок, поднятая СМИ, продолжалась весь 2006 год. Антиквары возмущались некомпетентностью публикаций и выступлений на ТВ. А обыватели злорадно пересказывали слухи о "продажности всех этих антикваров". Антикварный рынок оброс мифами и легендами. Участники "круглого стола" высказались однозначно: поднятая шумиха была явно кому-то на руку, в ней был определенно кто-то заинтересован. Эта невидимая обществу "рука" намеренно дискредитировала внутренний рынок, распугивала покупателей и уводила российские "антикварные" деньги за рубеж. Ведь именно в 2006 году зарубежный рынок русского искусства достиг невиданных дотоле миллионных цен. А после кражи в Эрмитаже антикваров обвинили еще и в скупке краденого. Необоснованность подобных обвинений и дискредитация российских антикваров очевидны для профессионалов. "Круглый стол" был призван разъяснить журналистам реально существующее положение дел на отечественном рынке старого искусства.

А.И.Вилков - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) сказал, что антик-рынок, несмотря на все реальные сложности и надуманные слухи, развивается невероятно динамично: появляются все новые субъекты, растет профессиональный уровень молодых антикваров. Но в целом российский антикварный рынок находится в зоне закрытых, приватных сделок. Теневой оборот составляет около 300 миллионов долларов.

- Высокая доходность этого сегмента рынка привлекает к нему все новых игроков, - считает В.Бычков - глава компании "Экспо Парк" и президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД). - Доходность фондового рынка определяется 5 - 7 процентами годовых, а в антикварном сегменте она достигает 11,5 процента. Это объясняется ростом стоимости своеобразного товара на 15 процентов в год. Антикварный рынок в России сложился, сформировался его основной костяк, - подтвердил В.Бычков известную всем профессионалам ситуацию. - В ЦДХ регулярно - три раза в год - проходят антикварные ярмарки. На них представляется весь "антикварный пирог". Но активные игроки на нашем рынке - это около 200 московских и петербургских галерей, из которых лишь 15 - 20 обладают крупными финансовыми оборотами. Их становление происходило еще на заре российского рынка - в начале 1990-х годов. Отечественные антиквары во многом заменили государственную функцию по сохранению и преумножению художественных ценностей. В последние годы они активно ввозят из-за рубежа качественное искусство, реставрируют его, проводят исследования и атрибуцию на свои средства, издают каталоги, устраивают выставки. Благодаря антикварам в современное культурологическое пространство вводятся новые имена русских художников и целые, дотоле неизвестные пласты мировой культуры.

Н.Сиповская - главный редактор журнала "Пинакотека" - назвала антикварный рынок живой жизнью искусства. Постоянный приток новых предметов позволяет искусствоведам-экспертам углублять свои познания, оттачивать взгляд, обогащать опыт. Антикварный рынок является своеобразным зеркалом всех тайных и явных процессов, всех достижений и пороков общественного устройства. Негативное отношение к антикварам, бытующее в советскую эпоху, изменилось на государственном уровне, но в сознании обывателя оно еще, к сожалению, живо. Российское общество должно отрешиться от устаревшего - советского - взгляда на эту уважаемую профессию. Необходимо вернуть антикварам их доброе имя. Антиквариат должен быть выведен из тематики "жареных" фактов. К сожалению, именно СМИ сохраняют и укореняют в головах обывателей предвзятое, искаженное понимание сферы старого искусства.

В России в силу исторических причин в свободном обороте очень мало искусства. Масса произведений была уничтожена, погибла в пожарищах войн и революций, национализаций и разделов. Большая часть национального художественного наследия осела в музеях. И к тому же в мировой истории искусств пласт русских произведений весьма невелик. Имперское мышление россиян создало перекос цен - резкий, зачастую неоправданный рост стоимости на русское искусство XIX - XX века. Отечественному рынку предстоит расширять поле своего товарного предложения, пополняя его западными вещами, а также за счет расширения временных рамок - включения современного искусства.

- Проблема подтверждения подлинности предмета - ключевая на рынке. Без экспертизы не может быть цивилизованного рынка, - говорила на заседании "круглого стола" В.Э.Маркова - ведущий российский эксперт западной живописи из Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. - В советское время эта сфера музейной деятельности не была столь востребована, как нынче. Рынок подтолкнул ее развитие. Но прошло 17 лет легального рынка, а у нас не появилось новых экспертов. В России нет должного оборота западного искусства, на котором могли бы учиться молодые. И никакая технология не заменит живого взгляда на вещи. И проблема антикварного товарооборота - отсутствие качественного европейского искусства XIX века.

- Ситуация с подделками невероятно раздута, в реальности их процент весьма невелик, - считает Л.И.Гладкова - заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи. - Среди примерно 2000 произведений, прошедших экспертизу в Третьяковской галерее в течение года, насчитывается всего 0,1 - 0,3 процента ошибок. Мы работали на рынке 20 лет, из огромного потока живописи и графики, поступавшего на экспертизу, находились и очень интересные вещи. Наиболее значимые произведения были приобретены для нашего музея. Рынок позволяет искусствоведам постоянно отсматривать все новые вещи. Нынче экспертиза в Третьяковке не запрещена. Не разрешается выдавать экспертные заключения на бланке музея. Но в Третьяковке остались известные антикварам понедельники, когда наши искусствоведы дают консультации по принесенным вещам. Запрет на экспертизу работ от населения толкает владельцев на обращение к некомпетентным "знатокам". И по рынку начинает "гулять" вещь с сомнительным заключением. Мы, музейщики, - заключила свое выступление Л.И.Гладкова, - недовольны сложившейся ситуацией и готовы к дальнейшему диалогу и обсуждению проблемы экспертизы. Противостояние антикваров и журналистов должно завершиться мировой. Пресса может формировать позитивный облик отечественного антиквара. Именно у антикваров можно поучиться подлинной любви к старому искусству. Антиквары отвечают за свои слова и поступки собственным делом, которое "строится" годами кропотливого и тяжелого труда. А неправедные, скоропалительные и непроверенные публикации в прессе могут нанести непоправимый урон репутации. Музейщики и антиквары предлагают свое сотрудничество в подготовке образовательных передач на телевидении и развернутых публикаций в прессе.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=706&pub_id=831872&rubric_id=1003331&crubric_id=1003332

No14 (7575) 12-18 апреля 2007г.

Надежда НАЗАРЕВСКАЯ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован