ГУП "Камчаткоммунэнерго" готов принимать к злостным должникам суровые, но справедливые меры
Государственное унитарное предприятие "Камчаткоммунэнерго" - основная компания, снабжающая жителей Камчатского края теплом - сегодня находится на распутье. Практически классика русского фольклора: направо пойдешь - голову потеряешь, налево - тоже ничего хорошего... Прямой путь, он же - естественный и единственно конструктивный, заключается в том, чтобы продолжать работу в нормальном режиме. Но сегодня это невозможно - в отсутствие дисциплины платежей со стороны населения и правильно выстроенной организационной работы муниципальных образований.
"Сегодня над предприятием висит либо уголовное дело по факту неуплаты налогов, либо банкротство - других выходов нет. Сидеть в тюрьме ни за что никто не хочет. А чтобы заплатить налоги - надо собрать деньги", - с этой невеселой ноты мы начали беседу с генеральным директором ГУП "Камчаткоммунэнерго" Андреем Абоимовым.
В Крутогорове "Камчаткоммунэнерго" приняло от бывших горе-хозяев всю систему жизнеобеспечения, которая сегодня приводится в работоспособное состояние.
Масла в огонь добавляет суровая и непредсказуемая местная природа: море неотвратимо подступает к поселку. Во время очередного шторма стихия повредила дамбу и затопила участок, на котором находится электростанция и топливный резервуар...
- Андрей Александрович, откуда "растут ноги" нынешних проблем предприятия?
- В 2008 году "Камчаткоммунэнерго" сработало с убытками. Наибольший урон мы понесли в связи с тем, что нам была списана дебиторская задолженность - около 480 млн рублей. Именно таким образом муниципалитеты нашли выход, как не платить нам за тепловую энергию. Они попросту банкротят свои муниципальные унитарные предприятия. Так был обанкрочен, в частности, "Жилремсервис", в результате чего в Петропавловске нам списали 99 млн рублей.
Муниципальные образования, в том числе - администрация краевого центра, по сути, не занимаются сбором денежных средств с населения. Общий долг в городе по квартплате сейчас составляет около 1 млрд 350 млн рублей, из них более 60 процентов - это средства за предоставленную тепловую энергию. Это огромная сумма, которой хватило бы и на топливо, и на оплату местных долгов по налогам, и на многое другое.
- Почему так происходит?
- К сожалению, законы написаны так, что нужно прыгать с одного на другой, чтобы найти истину. Хотя все нормы можно сконцентрировать в одном законодательном акте. В результате этой правовой неразберихи у нас 6 лет не было договора с городом на подачу тепловой энергии. Все это время работали по факту. В результате - потери в размере около 400 млн рублей. Это то, что еще не списали, но в перспективе это станет нашими убытками, потому что определенные объемы тепла у нас, в результате, не принимают, возвращают потом счета, мы занимаемся судебными тяжбами, выигрываем, но это занимает время...
Судиться приходится и с организациями, которые муниципалитеты нам навязывают для заключения договоров. Например, МУП "Горсеть", с которым мы долго бились, наконец-то в этом году оно прекратит свое существование. Этого удалось добиться благодаря тарифной политике правительства Камчатского края, направленной на стабилизацию теплоснабжения. Теперь тарифы на тепловую энергию и ГВС у нас одинаковые с ОАО "Камчатскэнерго", мы работаем в равных условиях, можем конкурировать между собой только качеством. Эта позиция позволила убрать "Горсеть" - как ненужного посредника между населением и нами. Отныне будем работать напрямую с управляющими компаниями.
- Но и с ними у вашего предприятия отношения складываются не очень гладко.
- Потому что ни в одном муниципалитете нет единой политики работы с управляющими компаниями в плане организации работы с энергоснабжающими организациями. Хотя в соответствии с ФЗ-131 об общих принципах местного самоуправления говорится, что к полномочиям органов местного самоуправления относится организация системы теплоснабжения. Но что такое организация теплоснабжения - ни этот, ни другие законы не поясняют. Принято считать, что это - наличие на территории муниципалитета котельных. Но это не так. Само наличие котельной не говорит о том, что она должна работать. С ней надо, как минимум, заключить договорные отношения потребителю. Если же одним из потребителей является население, в лице, например, управляющей компании, автоматически включается Жилищный кодекс, с многочисленными постановлениями правительства и оценочными нормами. Вот здесь должна быть единая политика на территории края, но муниципалитеты этой политики придерживаться не хотят. Каждый - "сам себе велосипед". К большому сожалению, органы субъекта РФ вычеркнуты из этой системы самим законодательством РФ: они не имеют права участвовать в этом процессе. Это очень плохо. Если власть, как указано в законе, обязана "предотвращать аварии, связанные с инженерными системами жизнеобеспечения населения", значит, региональная власть должна влиять на весь процесс в целом. Но законодательство построено так, что здесь задействованы только органы местного самоуправления. В результате этого постоянно банкротятся муниципальные унитарные предприятия, в результате чего мы и потеряли 480 млн рублей.
- В то же время вам продолжают передавать дополнительные объекты?
- Действительно. Причем нам передаются котельные этих же обанкроченных предприятий, хотя мы сами, по сути, банкроты, пусть таковыми пока не признаны. Выровнять свой финансовый баланс сегодня невозможно. Вопрос стоит ребром: либо баланс, либо жизнеобеспечение населения. Разумеется, баланс в имеющихся условиях становится на последнее место. Но здесь возникает множество проблем, в том числе у города, ведь если состоится банкротство "Камчаткоммунэнерго", другого предприятия, куда можно передать котельные, нет. Должен заметить, что все объекты - котельные, которые достаются нам от обанкроченных МУПов, от военного ведомства, порой - от частных предприятий, находятся в аварийном состоянии.
Наглядный пример - Ичинское сельское поселение Соболевского района. Частное предприятие "Ича-Вест" имело в эксплуатации дизельную электростанцию, но не получило лимиты на рыбу и бросило дэзку. В сентябре мы ее приняли.
Обанкротилось предприятие в Крутогорове Соболевского района. Органы местного самоуправления до сих пор не выполнили требования Жилищного кодекса - не провели конкурсы по выбору способа управления, и сами, как собственники жилого фонда, не приняли никаких решений. В результате, там до сих пор нет ни одной управляющей жилфондом организации. Мы подаем в дома и тепло, и свет, и воду, но внутри дома даже воздух спустить некому. Люди сами себя согреть не хотят. Не хотят провести и собрание по выбору способа управления.
Мне приходится летать в командировки по стране. Да, беспорядка везде хватает. Но такого, как в ряде муниципальных образований края, нет нигде.
- В каких еще муниципальных образованиях есть подобные проблемы?
- Специфические проблемы - в Елизовском районе. Администрация района провела конкурс среди управляющих компаний всего на год. В результате, некоторые из них даже построили красивые детские площадки. А нам недоплатили собранные с населения деньги - 48 млн рублей. На очередной срок эти компании конкурс не выиграли. Их сменили другие. Но и они отказываются подписывать с нами договор на поставку тепловой энергии. Их замысел предельно понятен: как и их предшественники, они хотят собрать с населения средства и не доплатить "Камчаткоммунэнерго".
- Как же заставить их подписать договоры?
- Подавать тепловую энергию мы обязаны. Но возникает маленький нюанс: нет договора - нет товара. Нам, как теплоснабжающей организации, могут быть предъявлены санкции в том случае, если мы не подали тепло и горячую воду жильцу, ТСЖ или управляющей компании при наличии соответствующего договора. Но если договора нет - я не могу потребителю навязывать свои услуги. Может быть, им и не нужны эти услуги. В Елизове мы пока топим, потому что там стоят морозы. Но как только морозы спадут, если управкомпании не заключат с нами договоры и не начнут платить, подачу тепла и ГВС мы прекратим. Думаю, это предстоит в конце февраля - начале марта. Кстати, в прокуратуру Елизовского района мы неоднократно обращались с просьбами помочь нам вернуть деньги, но безрезультатно.
Подобные "опыты" мы уже проводили в Усть-Большерецке. Но не с населением, а с объектами социальной сферы. Администрация поняла суть вопроса, и началась более или менее нормальная работа.
А между тем и в Петропавловске появились такие "умные" управкомпании, которые, глядя на пример соседей, почувствовали безнаказанность и безответственность. Одно дело, когда управляющие организации имеют долги при наличии договора. Но они пытаются заведомо, открыто увести деньги в сторону. При этом органы местного самоуправления не желают нормально организовать эту работу. Прокуратура тоже молчит.
- Андрей Александрович, перед новогодними праздниками вы обращались к населению через СМИ с просьбой вернуть долги. Помогло?
- Увы, нет. Хотя в ту же "Шамсу" перед Новым годом заехать было невозможно... Люди привыкли: я не плачу, никто не требует, значит, никому не надо.
- Может быть, люди не хотят платить, потому что недополучают многие услуги, которые должны оплачивать?
- Знаете, я заметил, как тщательно женщины выбирают в магазине колготки. Натянут их на руку, испытают на прочность... А стоят они - ну, максимум, тысячу. А квартплата? Ведь на 100 процентов речь идет о здоровье, о благополучии. Так посмотрите внимательно в свои квитанции, кому вы платите и за что. Вы получили тепло, горячую воду, другие услуги? Так оплатите их! А дальше нужно собирать собственников и ставить вопрос перед управляющей компанией о том, чтобы коммунальные услуги оплачивать отдельно, а текущий ремонт и содержание - отдельно. И еще должна быть в квитанции строка: плата за управление жилым домом. Эту строку в квитках такой компании, как "УЖКХ", вы не увидите. А в частных компаниях она прописана, потому что именно за эти деньги они живут. Поэтому у них дисциплина платежей - 98 процентов, а в "УЖКХ" едва наберется текущих платежей 60 процентов.
- Андрей Александрович, каковы все-таки перспективы предприятия? Не останется ли Камчатка без тепла в свете проблем, которые вы перечислили?
- Трудовой коллектив работает. Надеюсь, что отопительный сезон мы пройдем успешно. Постараемся сохранить оборудование и сети, чтобы летом их подлатать, если будут средства, и войти в новый отопительный сезон. И так - по кругу. Пока есть возможность работать, мы настроены оптимистично. Если таковой не будет - не обрадуемся ни мы, работники "Камчаткоммунэнерго", ни жители Камчатского края, потому что отсутствие тепла и ГВС в наших домах станет общей бедой. Хотелось бы, чтобы главы местного самоуправления задумались на эту тему. Им, как выборным лицам, следует более внимательно относиться к своим обязанностям в части организации теплоснабжения. Пусть они внимательнее присмотрятся к тому, как работают управляющие компании. И если те им приносят фотографии новых детских площадок, нужно не хлопать радостно в ладоши, а посмотреть, заплатила ли компания за услуги поставщикам тепла.
www.kamkrai.com
04,02,2009