14 июля 2006
1113

Андрей Ашкеров: Держаться за Гиренка!

Мы живем в эпоху, когда мысль глушится. Глушилками многообразных шумов. Звук навсегда и бесповоротно опередил смысл. Главное - издать звук. Громкий звук.

А смысл к нему приложится. И мысль присовокупится.

Шумим

В какой-то момент с производством шумов стала ассоциировать себя и философия. Ролан Барт сказал: "Гул языка". И добавил: "...в шуме работающего удовольствия ничей голос не выделяется особо, ничей голос не возвышается, не становится ведущим, ничей голос не может даже возникнуть". Как только слетело с бартовских губ последнее слово этой фразы, все в миг загудело, вокруг начался сплошной: "Гур-гур-гур-гур-гур". Все обнажили жала, и обратились в критиков. Общность массы перестала строиться на восприятии, требующем единодушия и громогласности. Она оказалось воздвигнутой на оценке, отсылающей нас к индивидуализму и искушенности.

Коллективное тело заколыхалось, запульсировало, стало ритмично подскакивать. Оно обнаруживает истину в шоппинге, искренность - в клаббинге, жизненные правила - в менеджменте, творчество - в Живом Журнале, красоту - в гламуре, гармонию - в фен-шуе, духовность - в фитнесе; подлинной же литературой начало считать сочинения премудрого пескаря Паоло Коэльо (в этом, как и во многих других вопросах, тон, как известно, задает наш президент Владимир Владимирович Путин). До России эта мутация дошла с опозданием - зато и проявила себя с невиданной силой: все-таки не каждый день великая цивилизация порождает варваров, которые относятся к ее достоянию как непонятному анахронизму.

Спустя пятнадцать лет после мутации, у нас в моде упоительное сочетание красного и зеленого, легкоперость и крепкое слово "фошизьм". Все осознают себя как ценители. Арбитры вкуса. Оценка уже не привилегия избранных. Это обобществленный оргазм, когда все - пусть и по чайной ложке - получают свою порцию сахарно-сладенького. Это маленький праздник для всех, наподобие 15 минут славы, о которых говаривал когда-то магистр возвышенной художественной попсы Энди Уорхолл. Налицо полнейший триумф массового общества и поп-демократии: никто не остался в стороне, праздные толпы коротают дни, изнывая от все более рутинного досуга. Все бодры, веселы. Каждый пляшет, ликует. Лепота!

Что может остаться в этой ситуации от философского познания, представить несложно. Мне уже доводилось писать о том, что наше время не терпит философии, поскольку философия перестает восприниматься как действие. Однако ситуация еще хуже: человек, склонный к философским занятиям, обречен на роль социального инвалида.

Компенсировать это можно по-разному. Однако любая из форм компенсации будет выглядеть в глазах обывателя имитацией бурной деятельности.

Философия в нищете

Одни, наиболее прямолинейные, берутся за политику, и пускаются во все тяжкие. Другие, более искушенные, превращаются в тех, кто делает "журнальчеги", то есть в философствующих мещан, которые комментируют и обозревают все, что плохо лежит. Третьи, самые проницательные, одним махом совмещают политику и философию. В итоге, возникают странные кентавры: розовая лысинка Ленина может сочетаться с суетливым серебряным копытцем Розанова, запотевшее пенсне Троцкого - с простоватым сервилизмом Молчалина, назидательная одышка Ильина - с сальными привычками Гумберта Гумберта, аскетичный лик буквоеда-дерридианца с крепким задом барыжника-книголюба, мутновато-суровый взор поповича с титановой сталинской волей идейного вдохновителя больших скачков по ухабам, да кочкам.

А, в общем, сорви весь этот маскарад, и под одежками иных витий окажутся лишь упитанные тушки инженеров обывательских душ. Гладкие и плотные, как оседлавшие вертел цыплятки. На лацканах потертых инженерских жилетов гордо поблескивают значки: "Хочешь приобщиться - спроси меня как!". Толкая друг друга, они проходят мимо витрин, на которых ярко сияют буквы: "Это не распродажа, это ликвидация! Ликвидация смысла!"

Эрефия без места

Обладатели упитанных тушек и сами те еще душки: поскреби и обрящешь в них феноменологов - творцов и адептов кондового мышления. При таком раскладе от перемены мест слагаемых - ничего не меняется. Являют ли они себя либералами, или же относятся к числу консерваторов, каждый из них подобен хрестоматийному акыну, который, как известно, тоже был большим поклонником феноменологии и "жизненного мира". Живописуя то, что попадает в поле их зрения, они целиком оказываются во власти явлений. И все было бы ничего, если бы хоть что-то из этих явлений имело бы какие-то отличия от простых видимостей: миража, декорации или дымовой завесы.

Этим живописаниям весьма соответствует покрывшейся буро-серой плесенью стиль церковно-приходской дидактики, о котором позабыли даже заправские мастера художественного слова. С некоторых пор снова в ходу. Более того, теперь это образец философского литературного языка.

Феноменологическая ангажированность современной русской философии оборачивается бытописательским солипсизмом, который подменяет исследование бесконечным тупиком (само)манифестаций. Причина тому проста: в современной Эрефии просто нечего исследовать. В ней нет ничего, что имело бы отношение к той подлинной, настоящей реальности, которую извечно пытается обрести философия, и в которой она с момента своего возникновения хотела бы обретаться.

Напротив, все, что здесь есть, и существующим-то назвать нельзя. Эта "страна" без бытия, а значит и без онтологии - неслучайно так многое в ней поражает своим неправдоподобием, какой-то дурной, даже нарочитой невсамделишностью. Из страны производства всемирно-исторических смыслов она стала страной всемирно-исторической бутафории. Местом, где воцарилась подделка и китч.

Подобную бутофорщину и симулякром-то обозначить язык не поворачивается: симулякр предполагает какое-то бытие, а значит, и какую-то онтологию - пусть даже и онтологию изолганности или зазеркалья. Однако Эрефия представляет собой территорию, в которой онтология напрочь отсутствует - здесь все может быть наделено статусом сущности, но ничто не обладает существованием. Это страна местничества, местечковости и мелкотемья.

И без того чуждая современному миру, философия не удостаивается в Эрефии даже почетного места в заповеднике реликтовых форм жизнедеятельности (подобно тому, как это происходит в Соединенных Штатах, с легкой руки Кен Уилбера озабоченных созданием "краткой истории всего", или во Франции, начиная с бурных 1960-х занятой сотворением "краткой истории ничто".)

Произведенная исключительно для экспортного потребления, Эрефия представляет собой страну лубка, точнее, страну-лубок. В ней все напоминает приключения героев комикса, написанного на "народный сюжет". И философия здесь тоже лубочное произведение, комикс. Пишется она на смеси французского с нижегородским людьми, которые надевают воротник косоворотки как манишку - для чужих глаз и по особо торжественным случаям. Это значит, что даже если бы в Эрефии не было бы Гиренка, его следовало бы для нее выдумать.

Перст Данилевского

Слышишь слово "Гиренок" и кажется тебе, что и в какафонии звуков чуткое ухо способно распознать нечто чуждое шуму. Простое и ясное обетование. Искренний взволнованный голос. Слово надежное, долговечное. И не просто слово, а мысль. Ясную - как июньская заря. Чистую - как хайдеггеровский промысел об истине. Строгую - как кантовское суждение о морали. За этим и тянутся люди к философии. Неистребима эта тяга. И вознаграждены они издревле за нее мудростью и добродетелью. И вот уже на улицах сотни тысяч, да что там сотни тысяч - миллионы чепчиков в воздухе. Люди поют и скандируют: "Гиренок - наш лубок!"

Оно и понятно, ведь на пути к мудрости и добродетели встречают люди разных поводырей. Бывают среди них и фокусники-шарлатаны, они трехглавы, девятируки и девятиноги. Зовут их Маркс-Ницше-Фрейд. Они хорошему не научат, а научат только заподазривать. Бывают и сумасшедшие лже-пророки, всякие Фихте с Шопенгауэрами. Да еще Гегель - в него вообще абсолютный дух вселился. Они тоже хорошему не научат. Только возбудят в вас гордыню. Бывает и кудесник какой галльский попадется с задними мыслями - то ли Фукот, то ли Дидерот. Он предложит вам свою французскую энциклопедию, будете вы ее читать, а окажется она потом и не французской вовсе, а... китайской. Тут-то и осуществят они свою подлую ментальную интермиссию.

Но если стремление к философии в человеке подлинно, он все превозможет, всем витиям даст отпор. И найдет обязательно свой путь истинный. Точнее, свою никем еще не проторенную дорогу правды. И встретится ему на этой дороге веселый мудрец. Федор Иваныч Гиренок.

"Нужно держаться", - скажет он вам. "Держаться?" - переспросите вы. "Уже Н. Данилевский поставил под сомнение цивилизацию. Поэтому нужно держаться за "почву", традиции и быт. А там видно будет. Так думаю и я". Услышите такое - и поймете: "Вот за кого нужно держаться, за Федора Иваныча. Он и есть наша почва, за него зацепимся, в него мы пустим корни. Он и есть сама традиция - вот, по отношению к кому необходимо блюсти преемственность. Наконец, он и есть бытование философии - в нем прорастает она и получает продолжение".

В общем, сами не заметите, как в воздухе окажется и ваш маленький чепчик.

Дорогой правды

Думаешь о Федоре Иваныче, и ловишь себя на мысли. Это ж последний философ истины. И первый философ правды. И пусть эта мысль покажется вам не новой, пусть вы даже решите, что слышали когда-то уже нечто подобное, не сомневайтесь: так оно и есть.

Вы можете спросить, а в чем, собственно, разница между правдой и истиной? В том, что истину исследуют, ее открывают или отстаивают. Правда же - как и любой другая конструкция кондового мышления - дарована, дана. При этом, в отличие от истины, она не столько "дар" (с которым всегда не до конца понятно, что делать), сколько ресурс (обязательно снабженный "инструкцией к применению".) Истина всегда устанавливает пределы собственной инструментализации. Проще говоря, ее можно использовать лишь до определенного предела. Напротив, правда обозначает безграничную инструментализацию истины, которая похищается у самой себя. Прав всегда тот, кто прав. Ибо у него больше сами знаете чего.

Правда не нуждается в исследовании, поскольку с ней и так всегда "все ясно". Она не нуждается в борьбе, потому, что ее обличьем выступает любая победа. Не нуждается правда и в том, чтобы ее открывали - она и так "одна" (и думайте, что у каждого своя). Именно поэтому настоящий философ правды рано или поздно должен стать человеком государственным. И хочет этого до чрезвычайности.

Философ, призванный государством, становится чем-то большим, чем человек. Он превращается в социальный институт, отвечающий за мудрость и добродетель. При этом возведенному в ранг чиновного лица философствующему субъекту государственная инстанция вовсе не поручает ведать самонаблюдением общества. У него другая, более ответственная миссия: своим авторитетом философ, находящийся при исполнении служебных обязанностей, наделяет статусом правды то, что государство хочет о себе знать.

Станет таким государственным философом Федор Иваныч - и жизнь наша окончательно улучшится.

Да и как иначе, если он за правду горой? И вся философия его на правде держится?!

Новая искренность

Что может делать человек, которому выпало стать философом в эпоху, когда ценности обесценились, а от философии, ведавшей некогда их общими мерками, давно уже ничего не ждут? Все опять-таки зависит от выбора между истиной и правдой.

Приверженец истины найдет философию в действии - точном и беспощадном. Единственным знанием, которым он вооружится, будет знание о том, когда начинать философствовать молотом. И займется делами, далекими, казалось бы, от философии, но дающими ей единственный шанс возродиться.

Приверженец правды поступит иначе. Сначала он перечислит все мерзости современного мира: тут и деантропологизация человека, и формирование номадических империй, и обессмысливание труда, и установление культа извращенца, и разложение сознания и бессознательного, и много чего еще. Всего не перечислишь. Да и суть не в перечислении. А в том, чтобы вовремя сделать вид, будто лично тебя эти перемены его не коснулись. И не могут. Ибо правдолюбие срабатывает как оберег - высказал нечто и заговорил бяку.

Тут еще важно как сказать. Чтобы искренность чувствовалась. Чтобы говорил о правде, и все понимали: "Правду говорит".

Тут еще важно верить в то, что изрекаешь. Иного критерия искренности не существует. Искренности Федору Иванычу не занимать. Чего-чего, но этого у него в избытке. В том-то "загадка" его успеха и состоит. Но дело не в ней, не в "загадке", а в том, что более всего он искренен в самом главном. Он верит в то, что предмет его занятий и есть философия.

Что внушает ему эту веру? Хитрая и модная французская мысль переложена им на кондовый язык пасторального пророка. Понятного массам. Широким - до невероятности, народным - до поросячего визга.

От этого с языком кондовости случилось необычное превращение. Он сделался единственно возможным средством истолкования всего и вся. Теперь это даже больше чем феня.

Это дискурс. Русской философии.

Так Гиренок неожиданно для самого себя затерся в узкий ряд мыслителей (представителей аналитической философии, философии коммуникации, семиотиков, структуралистов, поклонников лакановского психоанализа и пр. и пр.), искренне считающих язык высшей и последней реальностью, заслуживающей философского рассмотрения.

По-настоящему прикладной интерес к повседневному бытованию языковых конструкций делает Гиренка самым "постмодернистским" представителем наивной философии.

Проще, еще проще

Гиренок любит произносить речи, любит протягивать руки. В его глазах мольба. Мольба о внимании и понимании.

Гиренок только хочет показаться простаком. В действительности он совсем не прост. Он еще проще. Его высказывания, выводы и наблюдения облечены в форму кондовой мысли. Кондовость выступает риторикой правды. Однако когда кондовость заявляется как мировоззрение - в ней сразу чувствуешь нечто большее. Чувствуешь: она претендует стать философской правдой. Более того, философией правды.

Кондовость вовсе не исключает ума, но ум этот издавна зовут в России "задним". Кондовость вовсе не предполагает некой неустранимой "тормознутости", она просто воплощает мысль, которая "чего-то не догоняет" - иногда совсем чуть-чуть. И, наконец, кондовость вовсе не чужда философии, только философия превращается в кондовую лишь при одном условии - она обрекает себя на цитатность, в которой ни в коем случае не должна отдавать себе отчет.

Если считать принцип цитатности, главным критерием постмодернистского "дискурса", Гиренок предстанет самым наивным постмодернистом из всех возможных. Он может написать: "...капитал вовлекает в свое движение сознание, превращая его в свой главный ресурс. Эксплуатация сознания приносит прибыль. Поэтому капитал производит сознание и потребляет его. И сам состоит из производных сознания: из лейблов, марок, знаков, акций, статуса, престижа и проч." Написать и поверить в то, что это он сам, Федор Иваныч, так замечательно придумал.

Смело, почти самоотверженно перечисляет Федор Иваныч и атрибуты скромного обаяния мелкой буржуазии, забывая о том, что аналогичный список лет тридцать тому как уже был прописан у Ж.Ф. Лиотара: "Средний класс стоит в очереди в "Пиццу-хат", смотрит "Матрицу", читает "Властелина колец", покупает порошок "Тайд", мечтает о "Хонде", засыпает на противохраповой подушке". "Будь его воля, - продолжает негодовать Гиренок, - он (т.е. средний класс - А.А.) в Большом театре устроил бы казино, а в Зимнем дворце - элитный жилой комплекс. Прежде всех он (опять-таки средний класс, а не то, что вы подумали - А.А.) любит себя и не думает о целом, элементом которого является. Поэтому ему показывают "За стеклом", "Слабое звено" и юмор Петросяна".

Будь воля Гиренка, попомните мое тихое слово, он просветил бы их всех. Вечернее и предрассветное "чтение Федора Иваныча" было бы обязательным. "По крайней мере начали бы задумываться". О целом. В частности.

Рыцарь империи

Самая главная тема Федора Иваныча с недавних пор - имперское сознание и то, что принято теперь элегантно называть идентичностью русских людей. Оно и понятно: что не было дано Хайдеггеру, вполне по плечу Гиренку. "Русские никогда не были нацией, никогда не ставили перед собой и не решали национальных задач. Мы не умеем этого делать. Для этого у нас нет национального самосознания [...]".

По сравнению с Хайдеггером это, по крайней мере, облегчает миссию философа - и одним махом снимает вопрос об ответственности мысли; и ее политике. Да и какая ответственность, ведь: "Русские всегда были и будут идеей. Тем, чего нет, что невозможно осуществить" [здесь и далее цит. работу 2005 года "Эйдос русской империи"]. Иными словами, удел русских - быть продуктом творческих усилий философа, музой его и грезой. Для патриотически настроенного философа (а как же без этого!) - самой любимой музой и грезой.

Далее Федор Иваныч продолжает: "Мы всегда существовали в невозможности своего существования. Определяя себя как идею, мы определяем себя в качестве апофатиков-нигилистов, антиглобалистов. И одновременно в качестве романтиков, социально наивных людей. Всеединство - это отказ от возможности быть идеей. Призыв к растворению в фактичности". Ах, увольте, Федор Иваныч, какая уж там фактичность! Пустое это! Пустое! Лишь бы философия была жива, лишь бы вы философствовали! Вся политика мысли - говори, пока можешь. Ибо в слове твоем и есть мысль.

"Конечно, глупо искать какую-то содержательную русскую идею". И правильно: глупо. Глупее некуда - да и сложно. Особливо потому как: "Мы не американцы". И то верно: не похожи. "Это у них есть какая-то идея, мечта. А у нас ее нет". Ну нет - так нет. На нет, сами знаете, и суда нет. "Если бы она у нас была, то мы бы ею владели, как владеют вещью. И овладев, стали бы нацией. Наша идея - это мы сами в невозможности нашего национального существования. Мы необратимо имперский народ. Быть для нас - значит быть империей".

То есть быть для нас значит и не быть вовсе. Или "быть всем". Фокус, однако, в том, что это то же самое. В том-то, по Федору Иванычу, и наша идея и есть. А помимо этой идеи ни у русских, ни в самих русских ничего не наблюдается.

Материальна - и неоспорима в своей материальности! - у русских только одна инстанция.

Сам Гиренок.

Вместо заключения

Нет, мы против вещизма. Не к лицу он нам. Нечего нам идеями владеть, не наше это. И "Тайдом" мы пользоваться не будем - просыпем всем назло. И пиццу жрать не пойдем. Еще чего - блины ж есть и клюква развесистой уродилась.

А подушки вспорем. Все вспорем!

Да и заснешь тут разве, когда такие тексты читаешь?!!


www.apn.ru

14.07.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован