Выступление Головатюка А.М. на пленарном заседании Государственной Думы 20.10.2006 г.
Головатюк А.М. Уважаемые коллеги, странно, конечно, слышать в нашем здесь зале о том, что во всём виноват министр и остальные люди и что в основном виноваты самолёты по их техническим характеристикам. А давайте проанализируем ситуацию, сколько в этом году было происшествий, погибли люди и где виновата техника. Ни в одном из происшествий, которые в этом году были, это и Адлер, и Анапа, и Иркутск, и Владикавказ, вертолёт с военными упал, нигде нас техника не подвела, потому что везде работал человеческий фактор. В Адлере пилоты отключили автопилот, в Анапе лётчик не смог принять решение о том, чтобы обойти эту грозу, в Иркутске какой-то, то ли второй, то ли первый пилот случайно отключил двигатель на взлёт, во Владикавказе генерал дал команду лётчику лететь в непогоду. Почему об этом-то никто не говорит?
Отрицательно сказалось на развитии авиационной промышленности и ликвидация Министерства гражданской авиации Российской Федерации, что во многом привело к потере управления авиационной отраслью. Сегодня отечественная авиация донашивает то, что осталось в стране с советских времён. Это касается не только авиационной техники, но и подготовки кадров. То пополнение, которое выпускают ныне лётные училища, не обеспечивают даже потребности одной авиакомпании "Аэрофлот". А в небе России работают сотни авиакомпаний.
То время, когда, не вкладывая ни копейки в подготовку кадров, можно было получить максимальную прибыль, прошло. Особую роль в осуществлении современной кадровой политики в отрасли, качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отводится учебным заведениям гражданской авиации, закладывающим фундамент и базу для всей последующей трудовой деятельности авиаспециалистов. В гражданской авиации, как ни в одной другой производственной отрасли огромное значение имеет человеческий фактор особенно при решении вопросов связанных с обеспечением безопасности полётов, технической эксплуатации авиационной техники.
И что же мы видим сегодня? Сегодня нет взаимопонимания между учебными заведениями и авиапредприятиями, нет кардинальных решений и практических действий государственной службы гражданской авиации Минтранса России и работодателей в подготовке авиаспециалистов. В обозримом будущем из-за нехватки квалифицированных кадров способных в полном объёме обеспечивать выполнение задач использования авиационной техники, поддержания лётной готовности самолётов и решения вопроса эксплуатации может привести к ликвидации авиапредприятий. Уровень мастерства лётного состава заметно снизился. Инструкторский состав лётных учебных заведений значительно постарел. Лучшие кадры ушли туда, где выше заработная плата.
Кроме того, у Министерства авиационной промышленности даже в советское время не было единого научного центра. На эту роль претендовали и ЦАГИ, и ЛИИ, и НИАС, и ЦИАМ, и ВНИАМ.
Первый осуществлял политику в области аэродинамики летальных аппаратов.
На втором проводились испытания всех новых и опытных машин.
Третий занимался эффективностью и моделированием процессов на самолётах, вертолётах и других. Два других работали над перспективными материалами и двигателями. Но фирмы, которая бы формировала развитие авиационной техники по всем направлениям, не было, а сейчас, тем более. Потому что каждый из авиационных гигантов вырабатывает и проводит экономическую и техническую политику в своих интересах.
В связи с изложенным, в целях приведения состояния гражданской авиации, авиационной структуры и авиационной промышленности в Российской Федерации в соответствие с современными требованиями обеспечения безопасности полётов гражданских воздушных судов фракция ЛДПР в Государственной Думе предлагает поручить Правительству Российской Федерации подготовить предложения:
- приостановлении неконтролируемого процесса сокращения производства гражданских воздушных судов Российской Федерации;
- создании специального федерального органа исполнительной власти по вопросам гражданской авиации, что позволит улучшить управление авиационной отраслью, организацию государственного регулирования в области авиации, координацию производства гражданских воздушных судов и объектов инфраструктуры;
- разработке федеральной целевой программы развития отечественной и гражданской авиации для создания конкурентоспособных образцов гражданских воздушных судов, сохранения и развития авиационной инфраструктуры, научно-технического потенциала, авиационной промышленности и обеспечения производства не менее 100 гражданских судов в год;
- создании центра переподготовки лётного состава;
- решении вопроса об укреплении диспетчерской авиационной службы и служб авиационной безопасности;
- проведении в установленном порядке инвентаризации гражданских воздушных судов.
На заседании Госсовета было сказано, что центральным вопросом об обновлении нашей транспортной политики является достижение принципиально нового качества услуг на транспорте, нового уровня и доступности, и надежности. Из этих слов вытекает, что граждане России должны летать на современных и безопасных самолётах.
25 октября 2006 г.
http://www.ldpr.ru/press/deputat/deputat_158.html