15 сентября 1996
2921

Андрей Гусев: `Оставьте свой реквием после сигнала!

рассказ

Ровно в двенадцать дня Марина оставила в покое мой питер, вскочила с постели, натянула на себя ужасно сексуальную мини-юбку и сказала, что идёт голосовать. Я подумал, что у девочки поехала крыша, либо она начиталась Московского комсомольца. Ну и бог с ней, с кандидатами и с самими президентскими выборами. Лично я голосовать не собираюсь. Это дьявольский выбор, а когда дьявол предлагает вам выбор - ни в одной руке у него нет истины.

Выбирается не личность, а путь, по которому пойдёт Россия! Это громогласно заявил патриарх Московский и всея Руси. Забавно! Лично мне всегда казалось, что президент - это некий модернизированный царь, а вовсе не колея... Чего ж тогда толковать о сакральности власти, если у самого патриарха такое отношение к царю?! Все эти мысли существовали в моей голове, пока я продолжал валяться в постели. Постель в виде роскошного дивана, обитого плюшем и размером с посадочную площадку для вертолёта, находилась в доме на Покровке, в самом центре Москвы. Обтянутые чёрной сморщенной кожей часы на журнальном столике рядом с диваном, не мигая, показывали 16.06.96.

С некоторых пор у меня исчезли страхи и предчувствия. Стали появляться какие-то дурацкие мысли, меня мучают совершенно идиотские вопросы. К примеру, интересно узнать, как муха садится на потолок: с петли или с переворота?.. Тогда летом 96-го я работал ведущим на одной оппозиционной радиостанции. Впрочем, чего темнить?! Радиостанция существовала на деньги компартии, и с каждым днём, приближавшим страну ко второму туру выборов - 3 июля - её позиция становилась все более оголтелой и прозюгановской. Я уже провёл часовые программы в прямом эфире с Сергеем Бабуриным (тогда он был вице-спикером Госдумы), Аманом Тулеевым (недошедшим до выборов кандидатом в президенты), Алексеем Подберёзкиным (депутатом Госдумы, правой рукой дядюшки Зю). В последнюю субботу перед выборами у меня был Юрий Иванов - думский зампред комитета по законодательству, доверенное лицо Зю.

Я отчаянно пытался сохранить свой взгляд на проблему. Это не значит, что я был за Ельцина. Просто мне хотелось оставаться наблюдателем рыбок, находясь вне аквариума; меня же всё время толкали прыгнуть в аквариум и бороться с одними рыбками, помогать другим... Конечно, закон о выборах президента оставлял шанс для честных людей - голосовать против обоих кандидатов. А что ещё остается делать, когда нам предлагают выбирать между чумой и холерой?! Если большинство голосов будет против всех... только это тщетные надежды! Некоторые говорили, что надо выбрать меньшее зло. Почему-то им не приходило в голову, что зло нельзя выбирать ни при каких условиях. Теперь настало время собирать камни: меньшее зло утвердилось до начала третьего тысячелетия. Fucking lousy! - вроде бы так выражаются англоязычные граждане в подобных случаях.

...Юрий Иванов оказался человеком с правым сердцем, в биологическом смысле. Если говорить о политических убеждениях, то его сердце находилось, конечно же, слева. Узнав, что у меня медицинское образование, он энергично приложил мою ладонь к правой стороне своей грудной клетки.

- Слышите, как бьётся? - восхищённо произнёс он.

Пришлось согласиться, что слышу.

- А печень у меня слева, и апендэктомию тоже делали слева, - проникновенно добавил он.

У меня появилась дурацкая мысль - выяснить, где у него мозги. Однако сей непростой вопрос я благоразумно отложил на время после эфира.

Тогда накануне выборов очень модной была тема задержания в Белом Доме Сергея Лисовского с коробкой, начиненной полумиллионом баксов. С этого я и начал прямой эфир.

- Итак, коробка, в которой было 500 тысяч долларов, нигде не оприходованных и предназначенных на избирательную кампанию Ельцина. Коробка, которую пытались вынести из российского Белого Дома. Впрочем, когда я смотрю на молодых парней и девчонок - панков, роллеров, рейверов - которые на полном серьёзе произносят заклинание: голосуй за Ельцина или проиграешь! - я понимаю, что Сергей Лисовский очень хорошо потрудился. И, наверно, это стоит полмиллиона баксов.

После такой подводки мой визави долго распространялся о том, что в стране людям зарплату не платят, а эти ельциноиды жируют. Потом он долго пинал кабаре-дуэт Академия, бисексуала Леонтьева, всяких там Пугачёвых; весьма злобно высказался о прислужнике Ельцина - футбольном морже в кепке, то бишь о столичном мэре... Я ему не мешал, было даже забавно: до какого маразма дойдёт самый известный адвокат оппозиции?

Где-то в середине программы я объявил музыкальную паузу и поставил Виктора Цоя: Я не люблю, когда мне врут; и от правды я тоже устал. Потом я сам повторил эту фразу в эфире. Наверно, наши прокоммунистические учредители скрежетали зубами. А Ю. Иванов, похоже, ничего не понял и продолжал долдонить свою антиельцинскую ахинею.

К Бороху Эльцину - как пишут на своих плакатах патриоты - я никаких симпатий не испытывал. Мне он представлялся слегка порозовевшим осколком красной номенклатуры, мёртвой хваткой вцепившимся в царский трон. Но критикуя даже столь отвратительного кандидата, всё же следует соблюдать приличия.

Второй тур выборов российского царя-президента я встречал у своего друга в старинном подмосковном городке. Поутру, выпив по гранёному стакану водки местного разлива, мы занялись ремонтом моей машины - надо было поставить хомут на прогоревшую трубу глушителя. Когда ремонтная эпопея успешно завершилась - сами понимаете, ремонт пустяковый - мы повторили по гранёному стакану и поехали на избирательный участок. Мой друг исправно проголосовал против обоих кандидатов. Я одобрительно оценил занятую им позицию: действительно, если предлагают на выбор дерьмо крысиное и дерьмо мышиное, то выбирать почему-то не хочется. Потом мы поехали смотреть город. Гидом была жена моего друга Лида. На центральной площади по-прежнему стоял Ильич. Своей простирающейся до небес рукой он показывал единственно верное направление в сторону магазина Сталкер. В Сталкере продавали местную водку за девять двести - самую дешёвую в городке. Чуть в стороне от Сталкера была поляна или газон, не знаю как правильно сказать, на которой пасся роскошный чёрно-белый козел. Он был ужасно одинок на этой изумрудно-рыжей поляне. Впрочем, в её дальнем углу стоял ещё один, цвета бронзы - это был Феликс Дзержинский: грудная фигура, масштаб 2 к 1. За исполинским Феликсом начиналась тропинка в местное отделение КGВ...

Потом я вернулся в Москву. Из окна моей квартиры на Таганке был виден массивный рекламный щит, на котором господин Лужков прощается (или здоровается?) с президентом Ельциным. Пролетарские шутники (а я живу у метро Пролетарская) оторвали плакатному Лужкову голову. Под ней оказалась предыдущая картинка, на которой изображена лошадь. Так что Ельцин прощался с Лужковым, имеющим голову лошади.

Самое забавное, что этот массивный рекламный щит стоимостью в сотни долларов - как стоял до выборов с головой лошади, так и продолжал веселить народ. Кто знает, может, в этом есть некий потаённый смысл?! Теперь, когда мэра избрали, ему наплевать на эстетические чувства москвичей.

Почти сразу после второго тура выборов в прямом эфире в моём авторском канале на радиостанции был Валерий Зорькин - первый председатель Конституционного суда России. Наш эфир длился один час двадцать минут. Валерий Дмитриевич сказал, что это его личный рекорд - так долго он не выступал ни ни одной радиостанции. В той программе с Зорькиным я работал в режиме Talk show; вопросов я задал ему массу, но больше всего я уважаю себя за такой:

- Второй год продолжается восстановление конституционного порядка в Чечне. Сегодня по сообщениям информационных агенств были убиты трое российских солдат. Необъявленная война продолжается. В то же время согласно Женевской конвенции бомбардировки по площадям запрещены и расцениваются как преступление против человечности. Вспомним о ковровых бомбардировках в Грозном. Как Вы думаете, Верховный главнокомандущий когда-либо понесет за это ответственность?

Зорькин ответил уклончиво; впрочем, его можно понять: статус судьи Конституционного суда предполагает определённую осторожность в высказываниях. Ну и Бог с ним...

* * *

Всё это было тем, что я с гордостью мог бы назвать настоящей жизнью. К сожалению, всё настоящее почему-то имеет тенденцию внезапно обрываться. Так случилось и в этот раз.

Учредители радиостанции платили мне очень скромную зарплату. Жадничали, попросту говоря. Из этих чисто символических денег я не смог выкроить сотню баксов, чтобы пройти очередную диагностику и техническое обслуживание своей машины. И белая крыса - так я называл машину - подвела меня по-крупному. Это произошло на трассе Москва - Горький, когда я вместе с Мариной ехал к своему другу в тот самый старинный город, где провёл день выборов. При обгоне на скорости в 130 отказало рулевое управление. Белая крыса вылетела на обочину, совершила гигантский прыжок и врубилась в лесополосу. Удар оказался запредельным: мотор ушёл в задний багажник, а кузов превратился в груду металлолома...

Теперь, находясь в совершенно ином мире, мне кажется, что каким-то третьим чувством я предвидел подобный поворот событий. Иначе зачем накануне поездки стал бы писать на автоответчике в своей квартире новую фишку: Все умерли. Оставьте свой реквием после сигнала!

На самом деле мы, конечно же, не умерли; это происходит другим образом; мы есть! Только теперь всё иначе. Появилось много новых мыслей; здесь можно такое, о чём я раньше и не догадывался. Например, перемещаться во времени в обратную сторону; или прошвырнуться в бар на 380 вольт. Поначалу здесь, в вертикальном мире, все выгдядит непривычно. Луна - какая-то перекрашенная, энтропия газа Ван-дер-Ваальса оказывается отрицательной. Но потом осваиваешься, и сознание приходит в норму. Конечно, по здешним меркам.

Иногда я с улыбкой думаю о коммунистах, о прошедших выборах, о своей суетной работе на радиостанции... короче, о всём том, что называл настоящей жизнью. Как мне такое только в голову могло придти?!

Ещё я частенько общаюсь с Мариной. Она почему-то с ностальгией вспоминает нашу прежнюю любовь и мой роскошный питер, как она изволит выражаться. А по мне, так теперь гораздо интересней...


1996 год.

www.geocities.com
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован