25 сентября 1998
4005

Антикризисной программы как не было, так и нет

От вчерашнего заседания правительства ждали программу выхода из кризиса. Не дождались. Зато представленные документы однозначно подтверждают, что центр экономической политики России находится не в Белом доме, а на Неглинке.

Ъ публикует документы, подготовленные ко вчерашнему заседанию правительства тремя ведомствами, призванными в первую очередь реагировать на финансовый кризис и его последствия: ЦБ, Минфином и Пенсионным фондом.
С Пенсионным фондом все предельно ясно. Практически Василий Барчук перефразировал Герцена: мы не врачи, мы - боль. Фонд без затей уповает на налоговую полицию. Но есть и оригинальный ход: предлагается разрешить Пенсионному фонду принимать ГКО в счет погашения просроченной задолженности предприятий и организаций. Барчук не без основания считает, что ему будет проще дать этим бумагам вторую жизнь при взаимоотношениях с правительством и ЦБ.
Задорнов своими предложениями по выходу из кризиса удивил. Конечно, не покаянными словами о необходимости корректировки порядка реструктуризации государственных обязательств, принятого при его непосредственным участии 17 августа. Он удивил тем, что на первый взгляд предлагает то, что фактически не относится ни к прерогативам Минфина, ни даже правительства. Задорнов прежде всего говорит о том, как следует преодолевать банковский кризис, а это - зона ответственности ЦБ. На самом же деле банковский кризис спровоцировал непомерный дефицит бюджета, за который в первую голову отвечает Минфин, и именно Минфин был заказчиком злополучной пирамиды ГКО. И Михаил Задорнов нашел чем оправдаться, придумав этим неликвидным бумагам весьма достойное применение. Изюминка его предложений в том, что ГКО со сроком погашения до 31 декабря 1999 года могут стать инструментом платежа по обязательствам форвардных контрактов, заключенных между нерезидентами и российскими банками. Идея хороша, дело за малым - за согласием зарубежных кредиторов российских банков принимать бумаги с такой скандальной репутацией. По Задорнову, выстраивается двойная схема: российские банки меняют ГКО на "низкодоходные конвертируемые облигации", которые могут быть использованы в дальнейшей приватизации. Или всучивают их нерезидентам, расплачиваясь по форвардам. Что делать нерезидентам, из предложений Задорнова непонятно. Ясно лишь, что им предстоит договариваться о новом порядке реструктуризации долгов по ГКО с российским правительством. Вот только исходные позиции западным банкам заведомо не понравятся. В предложениях Задорнова они без труда смогут разглядеть рецидив 17 августа. Не в полном объеме, конечно, теперь с ними будут договариваться, прежде чем оглашать условия расплаты. Однако утешение слабое, нерезиденты снова оказываются не в равных условиях с российскими банками.
Единственный, кто действительно представил программу,- это Виктор Геращенко. Только он признал факт "развертывания новой волны инфляции". Не утаил, и как эта волна будет "развертываться" дальше. При падении курса до уровня 20 рублей за доллар инфляция с декабря 1997 года к декабрю 1998 года составит 240-290%. На вопрос, как выходить из кризиса, у Геращенко целых три ответа. Он считает, что можно пытаться повернуть курс на 180 градусов и опустить доллар до 9-10 рублей; можно стабилизировать его на уже занятых высотах - 18-20 рублей за доллар; можно сложить руки и ждать. Дальше Геращенко бросает доллару смелый вызов и ставит на первый сценарий развития событий. Его уверенность главным образом строится на том, что экспортеров, как и писал Ъ вчера, обяжут продавать 75% валютной выручки (50% - на ММВБ и 25% - непосредственно ЦБ). А жесткий контроль за выполнением банками обязательств перед клиентами заставит их ценить рубли.
Признание Геращенко о том, что ЦБ не поддерживает идею эмиссионного решения "всех проблем", не должно вводить в заблуждение. Признается он и в том, что уже есть предложения эмитировать до 120 млрд рублей, которые ЦБ не разделяет. Главное в денежной политике ЦБ, с чем до сих пор не согласен Задорнов,- Геращенко готов кредитовать Минфин.
У Геращенко есть подробно прописанный план повышения ликвидности российских банков. Самое важное - разрешается передача банками ГКО в счет платежей по кредитам ЦБ.
Не забыты и в очередной раз обиженные вкладчики. Банк обещает разработать специальный закон о защите вкладов. Однако такой проект в Думе уже есть, он гарантирует возврат с отсрочкой на несколько лет даже валютных вкладов. Вот только в самом ЦБ подтверждают, что средств для реализации этой нормы у банков нет.
Возрождение банковского сообщества, по Геращенко, связано с его дифференциацией. Речь идет о выделении привилегированной группы банков-партнеров ЦБ, совместно с которыми "можно осуществлять реструктурирование банковской системы и запускать финансовые рынки". Это новое издание уполномоченных банков. Но уполномоченных уже не правительством, а ЦБ.
Последнее обстоятельство символично. По существу, сегодня антикризисные меры осуществляет только ЦБ. Правительство переставляет кресла. Реальная экономическая власть переехала из Белого дома в офис ЦБ. Но это вовсе не значит, что Геращенко лучше Задорнова или Примакова знает, как выйти из кризиса. Ни у того, ни у другого, ни у третьего нет программных шагов, которые могли бы остановить уже развернувшуюся инфляцию. Если они не появятся, то программа так и не выйдет из стадии подготовки неотложных мер. За которыми стратегической экономической политике, которая не должна терять перспективу подъема, просто не останется места. А это значит, что Россия еще только погружается не только в финансовый, а и в полнометражный экономический и социальный кризис.

www.kommersant.ru

25.09.1998
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован