Эксклюзив
07 сентября 2009
3101

Антонец В.А., Веселов А.С.: Стратегическое равновесие стандарта потребления и инновационного потребления и инновационного вызова

В качестве вступления следует отметить, что для обеспечения роста экономики государство должно следовать весьма сложной стратегии, каждый раз выбирая политику, адекватную той или иной стадии модернизации, и своевременно изменяя ее при переходе от одной стадии к другой. Не удивительно, что лишь немногие страны оказались способными решить эту задачу. Как раз соблюдение равновесия уровня стандарта потребления и стадии развития экономики стимулирует инновационный вызов.

Стратегическая необходимость перехода российской экономики на инновационный путь развития кажется настолько очевидной, что с разной интенсивностью она используется в России как политический лозунг с начала 90-х годов прошлого века.

В то же время, существует нужда в исследованиях того, как конкретно должен происходить этот переход, а именно, чем он может быть объективно стимулирован, на какие цели ориентирован, какие политико-экономические и технологические условия и механизмы необходимы для его реализации, существуют ли они в России, и если нет, то как они могут быть созданы. Развернутые достоверные ответы на большинство из этих вопросов не получены ни теоретически, ни в действиях государственного и корпоративного менеджмента. Все согласны, однако в том, что этот переход возможен и должен происходить только на основе технологического развития. Вывод, относящийся к текущей стадии развития российской экономики, состоит в том, что на внутреннем рынке она должна быть ориентирована на развитие механизмов заимствования технологий, а на внешнем - на улучшение объемов и качества маркетинговых исследований, что позволит дать ориентиры российским разработчикам новых товаров, услуг и технологий.

В настоящей работе инновационная деятельность обсуждается только применительно к предпринимательской деятельности, т.е. к бизнесу. При этом бизнес рассматривается как одна из важнейших человеческих ценностей, а именно, как инструмент поставки обществу товаров и услуг.

Чтобы потребитель выбрал ваш товар или услугу в условиях рыночной экономики нужно либо производить и предлагать ему оригинальные продукты и услуги, которые не умеют или не имеют права производить другие производители, либо делать и предлагать то же, что и другие, но лучше и дешевле. В нынешнее время оба эти способа достижения победы поставщиков товаров и услуг в конкурентной борьбе могут быть основаны только на непрерывном синхронизированном с бизнес-процессами обновлении используемых производственных технологий и контролируемых знаний и умений персонала. Это и есть инновационная стратегия.

Таким образом, основным мотивом инновационной технологической деятельности в бизнесе всегда является повышение или поддержание его конкурентной способности.

При этом эффективность инновационно-технологической деятельности сильно зависит от общих условий осуществления бизнеса, т.е. условий осуществления поставки обществу товаров и услуг. Таких фундаментальных условий всего два:

- покупатель свободно осуществляет свой выбор и добровольно платит за приобретаемые им продукты и услуги;

- на рынке соблюдается равенство в конкуренции между поставщиками.

Главным следствием соблюдения фундаментальных принципов рыночной свободы и равенства в конкуренции является гармонизация стремления общества получать высококачественные продукты и услуги по справедливым ценам и стремления законопослушных компаний к увеличению собственной стоимости, т.е. капитализации.

Таким образом, увеличение капитализации становится главной целью инновационной технологической деятельности компаний.

Строго фундаментальные принципы рыночной свободы не реализуются ни в одной из экономик мира и нарушаются, в основном, из-за проявлений коррупции и монополизма. При некотором уровне этих нарушений инновационная деятельность как средство повышения конкурентоспособности бизнеса становится бессмысленной. Негативное влияние этого явления заключается не столько в том, что кто-то обогащается несправедливо, сколько в том, что с рынка вытесняется производитель, понимающий потребителя и способный разрабатывать и поставлять ему по справедливым ценам (1) качественные товары и услуги, и некому становится развивать экономику.

Наблюдается зависимость характера инноваций от стадии развития экономики.

Так как свободный потребитель приобретает товар или услугу исключительно для реализации своих нужд и потребностей, то рыночные предложения должны соответствовать его текущему стандарту потребления. Значительное отклонение уровня предложений от стандарта потребления порождает риски потери актуальности предложения, т.е. попросту потери спроса. Следовательно, и характер а, значит, и источники технологических инноваций, обеспечивающих конкурентное преимущество, оказываются зависимыми от стандарта потребления. Для сопоставления одного и другого воспользуемся результатами работ В.Полтеровича и В.Попова.(2)

В этих работах со ссылкой на мировой опыт модернизация экономики рассматривается как процесс, проходящий 4 различных по содержанию стадии "догоняющего" развития:

- начальную стадию модернизации (индустриализации);

- стадию инициации экспортно-ориентированного роста;

- стадию стимулирования ускоренного развития;

- стадию развитого рынка.

Начальная стадия модернизации характеризуется "переоснащением внутреннего производства", сильной зависимостью от импорта, активным заимствованием технологий, поощрением "ввоза инвестиционных товаров", установлением "низких тарифов на их импорт" и др.

Стадия инициации экспортно-ориентированного роста характеризуется необходимостью "выхода на внешний рынок", "слабостью рыночных институтов", "относительно низким развитием человеческого капитала и технологий", серьезным вмешательством государства в экономику и его поддержкой крупных предприятий ...

Стадия стимулирования ускоренного развития характеризуется "уменьшением прямого вмешательства государства в экономику, замещением "селективных инструментов неселективными", "постепенным снижением барьеров на пути экспорта и импорта", "поддержкой малых предприятий", усилиями по "привлечению инвестиций".

Стадия развитого рынка характеризуется тем, что "большинство инструментов селективной промышленной политики теряют свое значение либо используются лишь в экстраординарных ситуациях", а также вмешательством государства "в экономику на стадии спада и ослаблением его в периоды благоприятной конъюнктуры".

Так как цели и условия на каждой из стадий развития различны, то различны и портреты предпринимательских рисков, определяющих конкурентоспособность. В цитируемых работах указывается на необходимость изменения "инструментов и методов стимулирования экономического роста по мере приближения показателей благосостояния (ВВП на душу населения) и качества институтов страны к уровню передовых экономик". В связи с этим возникает и естественный вопрос об адекватных способах технологического обеспечения различных стадий догоняющего развития.
Согласно четырехуровневой "лестнице технологических возможностей", разработанной в Остине, существует 4 формы трансфера, т.е. передачи технологий в реальную экономику, отличающиеся объемом передаваемых рыночных и технологических знаний:

- сборка и операции "под ключ";

- локализация и адаптация компонентов;

- повторное проектирование;

- самостоятельное проектирование.

Трансфер технологии на уровне сборки и операций "под ключ" обеспечивает организацию производства и продаж пользующихся спросом товаров и услуг на новом рыночном пространстве, путем передачи туда готовых рыночных решений, необходимых материалов и комплектующих и минимальных инструкций по сборке. Экономическая целесообразность такого способа по сравнению с поставкой готовой продукции (товаров) обеспечивается оптимизацией логистических и таможенных операций и издержек, а также разницей в стоимости рабочей силы. Получатель же технологии практически не способен самостоятельно реагировать на возникающие вызовы рынка из-за ограниченного объема полученных рыночных и технологических знаний, а также из-за ограниченного объема прав на объекты интеллектуальной собственности, т.е. прав на использование этих знаний или их главных частей.

Трансфер технологии на уровне "локализации и адаптации компонентов" предполагает приспособление технологии к местным условиям и частичное использование местных ресурсов - материалов, комплектующих, квалифицированного персонала. При этом объемы прав и, в основном, технологических знаний, необходимых и передаваемых получателю технологии, неизбежно возрастают, так как без этого не могут быть сформулированы и реализованы требования к локализуемым компонентам.

Трансфер технологии на уровне повторного проектирования означает возможность ее самостоятельной коррекции получателем в соответствии с изменившимися условиями рынка. Например, речь может идти о переработке программного обеспечения сложных электронных устройств при переходе на новую элементную базу. Объем необходимых знаний и прав, передаваемых получателю технологий, возрастает в еще большей степени. Он узнает заложенные в продукт технологические и потребительские опции и связи между ними.

Трансфер технологии на уровне самостоятельного проектирования означает, что получатель технологии обладает таким объемом рыночных и технологических знаний и прав на коммерческое использование этих знаний, которые позволяют ему самостоятельно сформулировать рыночные требования к продукту или услуге и разработать технологии их реализации.

К этой классификации, возможно, следует добавить и нулевой уровень трансфера технологий, а именно прямую поставку товаров и услуг, которая не предполагает передачи никаких знаний и прав относительно технологий производства и поставки.
В любой из развитых экономик используются все уровни передачи технологий. Однако, в отличие от неразвитых и догоняющих экономик, доля высоких уровней передачи в них гораздо более значима. При этом даже для передачи на уровне "локализации и адаптации компонентов", необходим достаточно развитый научно-технический потенциал. Таким образом, даже этот уровень, не говоря уже о более высоких уровнях "повторного" и "самостоятельного проектирования", оказывается недостижимым самостоятельно для стран, не имеющих национальной науки, обеспечивающей необходимую технологическую восприимчивость экономики страны.

Если рассматривать стадию развития экономики нашей страны, то для всех отраслей, кроме сырьевых и производящих продукцию военного назначения, уровень развития находится между уровнем "сборка и операция под ключ" и "локализация и адаптация компонентов". И если мы хотим поднять экономику страны, поднять уровень жизни населения, перевести на другой уровень стандарт потребления, необходим переход на другой уровень "повторное проектирование". Это и новые возможности, новые предприятия, новые рабочие места, дополнительные инвестиции, рост уровня жизни - а отсюда и рост стандарта потребления. Вот в чем стратегическое равновесие стандарта потребления и инновационного вызова.


_______________________________________________________________________________
1. Под справедливой понимается цена сделки, которая равно выгодна ее участникам. В соответствии с терминологией международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) в значительном числе случаев под справедливой понимается цена сделки, осуществленной хорошо информированными партнерами.

2. Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики. Часть 1. Опыт быстрого развития // Вопросы экономики. - М., 2006. - N 7; Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики. Часть 2. Необходимость своевременного переключения // Вопросы экономики. - М., 2006. - N 8.


Антонец В.А. - д.ф.-м.н., к.б.н., профессор ННГУ, профессор АНХ, генеральный директор Нижегородского агентства наукоемких технологий

Веселов А.С. - генеральный директор ООО "ХимПродьюс

07.09.2009 г.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован