В качестве вступления следует отметить, что для обеспечения роста экономики государство должно следовать весьма сложной стратегии, каждый раз выбирая политику, адекватную той или иной стадии модернизации, и своевременно изменяя ее при переходе от одной стадии к другой. Не удивительно, что лишь немногие страны оказались способными решить эту задачу. Как раз соблюдение равновесия уровня стандарта потребления и стадии развития экономики стимулирует инновационный вызов.
Стратегическая необходимость перехода российской экономики на инновационный путь развития кажется настолько очевидной, что с разной интенсивностью она используется в России как политический лозунг с начала 90-х годов прошлого века.
В то же время, существует нужда в исследованиях того, как конкретно должен происходить этот переход, а именно, чем он может быть объективно стимулирован, на какие цели ориентирован, какие политико-экономические и технологические условия и механизмы необходимы для его реализации, существуют ли они в России, и если нет, то как они могут быть созданы. Развернутые достоверные ответы на большинство из этих вопросов не получены ни теоретически, ни в действиях государственного и корпоративного менеджмента. Все согласны, однако в том, что этот переход возможен и должен происходить только на основе технологического развития. Вывод, относящийся к текущей стадии развития российской экономики, состоит в том, что на внутреннем рынке она должна быть ориентирована на развитие механизмов заимствования технологий, а на внешнем - на улучшение объемов и качества маркетинговых исследований, что позволит дать ориентиры российским разработчикам новых товаров, услуг и технологий.
В настоящей работе инновационная деятельность обсуждается только применительно к предпринимательской деятельности, т.е. к бизнесу. При этом бизнес рассматривается как одна из важнейших человеческих ценностей, а именно, как инструмент поставки обществу товаров и услуг.
Чтобы потребитель выбрал ваш товар или услугу в условиях рыночной экономики нужно либо производить и предлагать ему оригинальные продукты и услуги, которые не умеют или не имеют права производить другие производители, либо делать и предлагать то же, что и другие, но лучше и дешевле. В нынешнее время оба эти способа достижения победы поставщиков товаров и услуг в конкурентной борьбе могут быть основаны только на непрерывном синхронизированном с бизнес-процессами обновлении используемых производственных технологий и контролируемых знаний и умений персонала. Это и есть инновационная стратегия.
Таким образом, основным мотивом инновационной технологической деятельности в бизнесе всегда является повышение или поддержание его конкурентной способности.
При этом эффективность инновационно-технологической деятельности сильно зависит от общих условий осуществления бизнеса, т.е. условий осуществления поставки обществу товаров и услуг. Таких фундаментальных условий всего два:
- покупатель свободно осуществляет свой выбор и добровольно платит за приобретаемые им продукты и услуги;
- на рынке соблюдается равенство в конкуренции между поставщиками.
Главным следствием соблюдения фундаментальных принципов рыночной свободы и равенства в конкуренции является гармонизация стремления общества получать высококачественные продукты и услуги по справедливым ценам и стремления законопослушных компаний к увеличению собственной стоимости, т.е. капитализации.
Таким образом, увеличение капитализации становится главной целью инновационной технологической деятельности компаний.
Строго фундаментальные принципы рыночной свободы не реализуются ни в одной из экономик мира и нарушаются, в основном, из-за проявлений коррупции и монополизма. При некотором уровне этих нарушений инновационная деятельность как средство повышения конкурентоспособности бизнеса становится бессмысленной. Негативное влияние этого явления заключается не столько в том, что кто-то обогащается несправедливо, сколько в том, что с рынка вытесняется производитель, понимающий потребителя и способный разрабатывать и поставлять ему по справедливым ценам (1) качественные товары и услуги, и некому становится развивать экономику.
Наблюдается зависимость характера инноваций от стадии развития экономики.
Так как свободный потребитель приобретает товар или услугу исключительно для реализации своих нужд и потребностей, то рыночные предложения должны соответствовать его текущему стандарту потребления. Значительное отклонение уровня предложений от стандарта потребления порождает риски потери актуальности предложения, т.е. попросту потери спроса. Следовательно, и характер а, значит, и источники технологических инноваций, обеспечивающих конкурентное преимущество, оказываются зависимыми от стандарта потребления. Для сопоставления одного и другого воспользуемся результатами работ В.Полтеровича и В.Попова.(2)
В этих работах со ссылкой на мировой опыт модернизация экономики рассматривается как процесс, проходящий 4 различных по содержанию стадии "догоняющего" развития:
- начальную стадию модернизации (индустриализации);
- стадию инициации экспортно-ориентированного роста;
- стадию стимулирования ускоренного развития;
- стадию развитого рынка.
Начальная стадия модернизации характеризуется "переоснащением внутреннего производства", сильной зависимостью от импорта, активным заимствованием технологий, поощрением "ввоза инвестиционных товаров", установлением "низких тарифов на их импорт" и др.
Стадия инициации экспортно-ориентированного роста характеризуется необходимостью "выхода на внешний рынок", "слабостью рыночных институтов", "относительно низким развитием человеческого капитала и технологий", серьезным вмешательством государства в экономику и его поддержкой крупных предприятий ...
Стадия стимулирования ускоренного развития характеризуется "уменьшением прямого вмешательства государства в экономику, замещением "селективных инструментов неселективными", "постепенным снижением барьеров на пути экспорта и импорта", "поддержкой малых предприятий", усилиями по "привлечению инвестиций".
Стадия развитого рынка характеризуется тем, что "большинство инструментов селективной промышленной политики теряют свое значение либо используются лишь в экстраординарных ситуациях", а также вмешательством государства "в экономику на стадии спада и ослаблением его в периоды благоприятной конъюнктуры".
Так как цели и условия на каждой из стадий развития различны, то различны и портреты предпринимательских рисков, определяющих конкурентоспособность. В цитируемых работах указывается на необходимость изменения "инструментов и методов стимулирования экономического роста по мере приближения показателей благосостояния (ВВП на душу населения) и качества институтов страны к уровню передовых экономик". В связи с этим возникает и естественный вопрос об адекватных способах технологического обеспечения различных стадий догоняющего развития.
Согласно четырехуровневой "лестнице технологических возможностей", разработанной в Остине, существует 4 формы трансфера, т.е. передачи технологий в реальную экономику, отличающиеся объемом передаваемых рыночных и технологических знаний:
- сборка и операции "под ключ";
- локализация и адаптация компонентов;
- повторное проектирование;
- самостоятельное проектирование.
Трансфер технологии на уровне сборки и операций "под ключ" обеспечивает организацию производства и продаж пользующихся спросом товаров и услуг на новом рыночном пространстве, путем передачи туда готовых рыночных решений, необходимых материалов и комплектующих и минимальных инструкций по сборке. Экономическая целесообразность такого способа по сравнению с поставкой готовой продукции (товаров) обеспечивается оптимизацией логистических и таможенных операций и издержек, а также разницей в стоимости рабочей силы. Получатель же технологии практически не способен самостоятельно реагировать на возникающие вызовы рынка из-за ограниченного объема полученных рыночных и технологических знаний, а также из-за ограниченного объема прав на объекты интеллектуальной собственности, т.е. прав на использование этих знаний или их главных частей.
Трансфер технологии на уровне "локализации и адаптации компонентов" предполагает приспособление технологии к местным условиям и частичное использование местных ресурсов - материалов, комплектующих, квалифицированного персонала. При этом объемы прав и, в основном, технологических знаний, необходимых и передаваемых получателю технологии, неизбежно возрастают, так как без этого не могут быть сформулированы и реализованы требования к локализуемым компонентам.
Трансфер технологии на уровне повторного проектирования означает возможность ее самостоятельной коррекции получателем в соответствии с изменившимися условиями рынка. Например, речь может идти о переработке программного обеспечения сложных электронных устройств при переходе на новую элементную базу. Объем необходимых знаний и прав, передаваемых получателю технологий, возрастает в еще большей степени. Он узнает заложенные в продукт технологические и потребительские опции и связи между ними.
Трансфер технологии на уровне самостоятельного проектирования означает, что получатель технологии обладает таким объемом рыночных и технологических знаний и прав на коммерческое использование этих знаний, которые позволяют ему самостоятельно сформулировать рыночные требования к продукту или услуге и разработать технологии их реализации.
К этой классификации, возможно, следует добавить и нулевой уровень трансфера технологий, а именно прямую поставку товаров и услуг, которая не предполагает передачи никаких знаний и прав относительно технологий производства и поставки.
В любой из развитых экономик используются все уровни передачи технологий. Однако, в отличие от неразвитых и догоняющих экономик, доля высоких уровней передачи в них гораздо более значима. При этом даже для передачи на уровне "локализации и адаптации компонентов", необходим достаточно развитый научно-технический потенциал. Таким образом, даже этот уровень, не говоря уже о более высоких уровнях "повторного" и "самостоятельного проектирования", оказывается недостижимым самостоятельно для стран, не имеющих национальной науки, обеспечивающей необходимую технологическую восприимчивость экономики страны.
Если рассматривать стадию развития экономики нашей страны, то для всех отраслей, кроме сырьевых и производящих продукцию военного назначения, уровень развития находится между уровнем "сборка и операция под ключ" и "локализация и адаптация компонентов". И если мы хотим поднять экономику страны, поднять уровень жизни населения, перевести на другой уровень стандарт потребления, необходим переход на другой уровень "повторное проектирование". Это и новые возможности, новые предприятия, новые рабочие места, дополнительные инвестиции, рост уровня жизни - а отсюда и рост стандарта потребления. Вот в чем стратегическое равновесие стандарта потребления и инновационного вызова.
_______________________________________________________________________________
1. Под справедливой понимается цена сделки, которая равно выгодна ее участникам. В соответствии с терминологией международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) в значительном числе случаев под справедливой понимается цена сделки, осуществленной хорошо информированными партнерами.
2. Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики. Часть 1. Опыт быстрого развития // Вопросы экономики. - М., 2006. - N 7; Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики. Часть 2. Необходимость своевременного переключения // Вопросы экономики. - М., 2006. - N 8.
Антонец В.А. - д.ф.-м.н., к.б.н., профессор ННГУ, профессор АНХ, генеральный директор Нижегородского агентства наукоемких технологий
Веселов А.С. - генеральный директор ООО "ХимПродьюс
07.09.2009 г.
www.viperson.ru