04 декабря 2009
2864

Артист балета Андрис Лиепа: Провести `Русские сезоны` в Москве дороже, чем в Париже

Александр Волков, 4 декабря 2009 г.

Знаменитый танцовщик, продюсер и постановщик Андрис Лиепа только что вернулся из тура, в ходе которого его "Русские сезоны XXI века" посетили десять городов России: от Иванова до Перми. Впереди - серия концертов в Париже в рамках наступающего Года России во Франции и Франции в России. Тур посвящен 100-летию "Русских сезонов" Сергея Дягилева, ставших в начале прошлого века прорывом России в мировой культуре. О том, какое место занимает балетное искусство сегодня, спросил у мастера обозреватель "Недели"Александр Волков.

неделя: "Русские сезоны" Дягилева были единством музыки, танца, декораций и костюмов. Вы возили в тур полный набор декораций? Оркестр?

андрис лиепа: Два трейлера с декорациями, 85 человек артистов. А оркестр не возим... Это еще сто человек...

н: Получается звучание под "минус"?

лиепа: Как ни парадоксально, это скорее плюс. Хорошо сыграть Стравинского и Римского-Корсакова может только очень профессиональный оркестр.

н: Какой состав танцовщиков был в туре?

лиепа: В каждом спектакле участвовала одна из звезд - Маша Александрова, Артем Ячменников, Ирма Ниорадзе. А также ведущие солисты Мариинского и Большого театров, Кремлевского балета.

н: Чем поездки по России отличаются от французских гастролей?

лиепа: На такой успех, какой мы имеем в Париже, я и не рассчитывал. Тур по России несет скорее просветительскую миссию. Например, в Петербурге к нам подошел молодой человек и признался, что никогда не любил балет. Пришел за компанию, но настолько погрузился в эту историю, что, когда был следующий концерт, купил билет уже осознанно. Сказал: "Когда в "Шехерезаде" шла финальная сцена, у меня даже сердце забилось...". В нашей стране люди, особенно люди занятые, не хотят тратить время на то, чего они не понимают. На Западе напротив: ходят и смотрят, пытаются понять. Вот мы к десятилетию выхода компании "Билайн" на Нью-Йоркскую фондовую биржу готовили концерт звезд современного российского искусства. Там были Дмитрий Хворостовский, Илзе (Илзе Лиепа - балерина, сестра Андриса. - "Неделя"), Николай Цискаридзе, звезды из Мариинки, Юрий Башмет с оркестром, пианист Денис Мацуев. И я видел глаза людей, которые пришли на этот концерт. Один из президентов Нью-Йоркской фондовой биржи сказала, что не могла поверить, что все эти люди приедут в один вечер и выступят для них. Это другой уровень восприятия бизнесом того, что им предлагают!

н: У нас еще только формируется этот бизнес-класс, его психология...

Андрис Лиепа на репетиции в Вашингтонелиепа: На Западе компании часть своих доходов тратят на благотворительные цели, спонсируют спектакли, новые постановки. Причем не только по велению сердца - так они меньше заплатят налогов. А в прибыли - зрители этого спектакля. У нас же все исковеркано. Почему к нам бизнес не идет? Потому что ему здесь делать нечего! Если ты сам не любишь балет, если у тебя нет трепетного отношения к истории русской культуры, то зачем тратить на это деньги? Лучше отдать их на баскетбольную команду, потом продать трансляцию, майки-бейсболки и пригласить друзей на матч.

н: Сколько стоили билеты на "сезоны" в туре по России?

лиепа: Порядка полутора тысяч рублей. Для провинции - это большие деньги. А по московским меркам - когда приезжает Элтон Джон и билет на него стоит 180 тысяч - просто смешные. У меня есть друзья в Петербурге - любительницы балета, которые всегда могли купить контрамарочку за 100-200 рублей. Сейчас вопрос о контрамарках вообще не стоит. Идешь - покупаешь билет, а он стоит полторы тысячи, и настоящие любители балета могут себе это позволить раз в месяц, не чаще. Удивительная вещь - сейчас в театр попадают не те, кто хочет, а те, кто может.

н: Будут ли "Русские сезоны" в ближайшее время ставиться в Москве?

лиепа: Нет. Это очень дорого. Дороже, чем в Париже. Мы делали фестиваль Дягилева, в прошлом году сделали премьеру "Павильона Армиды". На один спектакль - на премьеру - я могу найти спонсоров. Организовать последующие показы намного труднее.

н: Хотелось бы, чтобы государство активнее включалось в решение вопросов высокой культуры.

лиепа: Я удивлен, что наше государство не пользуется теми уникальными возможностями, которые есть у балета. Знаменитая строчка "в области балета мы впереди планеты всей" сегодня осознается далеко не всеми. Когда посол России в центральной ложе Theatre Des Champs-Elysees увидел реакцию французов на "Русские сезоны", то, думаю, он понял: наш балет - это именно то, что работает на имидж России. В наше время из высоких руководителей только Михаил Горбачев регулярно ходил на балет. Владимир Путин, знаю, приходил на вечер Плисецкой. Светлана Владимировна (супруга президента Дмитрия Медведева. - "Неделя") вроде бы любит балет. Наши гастроли в Париже практически совпадают с визитом туда Медведева. Президент будет там 2-3 марта. А с 4-го мы даем спектакли в Theatre Des Champs-Elysees. Очень хочется, чтобы хотя бы первые леди пришли к нам.

н: До них донесут информацию?

лиепа: До госпожи Саркози-Бруни точно донесут... Надеюсь, и до Светланы Медведевой тоже. Я однажды слышал от Никиты Михалкова потрясающую фразу: "Замечательно, что Борис Николаевич теннисом занимается. Представляете, что было бы, если бы он прыгал с шестом..." Понимаете, не в том дело - придет президент или премьер-министр на наш спектакль или нет, а в том, что высокая культура должна быть частью сознания нашей властной элиты. Пока мы все знаем, что дзюдо - вот это направление! Соревнования по дзюдо перебивают любую премьеру в Мариинке или в Большом. Первый "Сезон" у Дягилева был музыкальный, потом оперный, потом балетный, и он понял, что балет пробивает любую стену! Мы когда-то с Владимиром Васильевым выезжали в Аргентину, и там люди держали советские флаги и кричали, как это здорово. Человек из нашего посольства сказал: "Ребята, мы за десять лет меньше сделали, чем вы за один день!"

"Дягилев мне ближе Нижинского"

н: Расскажите об успехе в Париже. Сколько там было спектаклей?

лиепа: Три, а в 2010-м будет четыре. И уже продано больше тысячи билетов на март. А мы еще даже с рекламой не выходили! Причем цену на билеты мы ставим самую дорогую, которая существует в Theatre Des Champs-Elysees, - 89 евро. Билеты на спектакли Сильви Гильем - звезды "Опера" - стоят так же.

н: Почему "Русские сезоны" для Запада так интересны?

лиепа: Это история нашей общей культуры. В начале прошлого века культура в Париже была довольно в застойном состоянии, а благодаря "Русским сезонам" расцвела на глазах. Реформы, которые провел Дягилев - в организации, Фокин - в танце, Стравинский - в музыке, стали огромным сдвигом в головах. Проникли во все сферы жизни. С "Сезонами" сотрудничали Шанель и Кокто, Пикассо и Дебюсси...

н: Где пройдут гастроли кроме Парижа?

лиепа: В марте после Франции у нас запланирован концерт в Мадриде, в зале "Реал". Из Эмиратов приезжал представитель - им понравилась идея. Хотим в Лондон поехать со спектаклем, но уже сами.

н: Кого бы вы выделили из солистов, которые выступали на премьере "Дягилев-Гала" в клубе "Велес"?

лиепа: Коля Цискаридзе сейчас абсолютно адекватен тому, что делал Нижинский. Хотим сделать для него "Нарцисса", а для Илзе "Клеопатру", но она очень подходит и для образа Иды Рубинштейн. Дягилев репертуарный театр отменил и сделал спектакли для исполнителей. Я делаю так же. У нас есть Коля Цискаридзе - для него делается "Синий Бог", есть Илзе Лиепа - для нее делается "Синий Бог", "Болеро" и "Шехерезада", Маша Александрова будет танцевать "Павильон Армиды", для Ирмы Ниорадзе ставится "Тамар". Поэтому исполнители хотят с нами работать.

н: Вы себя чувствуете продолжателем дела Нижинского или Дягилева?

лиепа: Дягилева, конечно. Нижинский был очень конкретен, а я большой такой суп варю. Работаю абсолютно в разных жанрах - и балет, и опера, и детские шоу, и цирковые шоу. И новогодние феерии большие делаю. Снимаю клипы. Мне это очень нравится, потому что в рамках одного балета мне тесно. При этом я и балет переношу в другие области, и наоборот - из других областей что-то переношу в балет. Но так как балет очень профессионален в своем изначальном виде - я свою профессию переношу на любую другую платформу. Вот Галина Павловна Вишневская попросила поставить "Евгения Онегина". Тяжело он мне давался, я на него потратил два с половиной месяца. Но ни секунды об этом не жалею. Вчера был на спектакле, посмотрел. Вишневская сказала, что это лучший спектакль ее оперной студии. Делал Шуфутинскому красивый концерт - тоже не жалею, понравилось работать с ним. Тамаре Гвердцители делал концерт, Аните Цой - две концертные программы, Жасмин, Хору Турецкого. С удовольствием с ними работаю. Сделал сейчас в Париже две передачи про Дягилева, Нижинского, Нуреева, Лифаря - для телеканала "Культура"... Делали про Иду Рубинштейн очень интересный материал. Мы пишем пьесу про нее.

Компромисс искусства и масс-медиа

н: Есть несколько спектаклей, посвященных "Русским сезонам". Вы отслеживаете постановки, параллельные вашей работе?

лиепа: Меня просят сходить, но не попадаю... Я участвовал в постановке Нижинского, которую делали Каплевич, Меньшиков, Феклистов, - хороший спектакль.

н: Из Анны Нетребко cделали поп-звезду. Нельзя ли нечто подобное сделать и с балетными артистами?

лиепа: Анна - не поп-звезда! Она не исполняет поп-репертуар! Она пела в Мариинке, и никто ею не увлекался. Но у нее был совершенно феноменальный успех в Европе, она снялась в двух-трех фильмах, и это дало фантастический результат.

н: Она участвовала в нескольких постановках, которые были очень нетрадиционны по сценографии, по решению.

лиепа: Думаю, она и певица, и женщина уникальная. Если человек талантлив, его начинают везде использовать.

н: А не думали вы что-то подобное сделать в рамках балетного искусства? Мне кажется, некоторая доля эпатажа соответствовала бы духу Дягилева в наше время.

лиепа: "Русские сезоны 21-го века" начинаются как реставрационный проект, но вовсе не исключают поиска новых форм. Просто для этого надо созреть, подойти к этому хорошо подготовленными. Я бы, например, очень хотел поехать по странам СНГ и показать наши спектакли в Армении, в Азербайджане, в Казахстане. Вдумайтесь, балеты "Жар-птица" и "Шехерезада" в марте 2010 года отметят 100 лет! В истории искусства не существует других спектаклей, которые за 100 лет не изменились - те же декорации, та же хореография, та же музыка, те же костюмы - и при этом остались абсолютно актуальными! Обычно спектакль идет 10 лет. The Cats шли на Бродвее 21 год. И всё - считается, что это лимит. А наши - именно те спектакли, которые Дягилев привез в Париж, - идут по сей день. Мы возобновили даже декорации Головина, которые были якобы утеряны!

н: Расскажите про DVD "Возвращение Жар-птицы" - он вышел в 2002 году и остается главным "документом", рассказывающим о вашей работе. Как он продается?

лиепа: Я отдал его тогда компании "Юниверсал". И мы уже выдержали третье переиздание. Английский "Юниверсал" - фирма Decca дала нам рейтинг priority product: мы стояли на одной полке с новым диском Бочелли и новым Паваротти. Мне один из экспертов DVD-department Decca прислал письмо, такое маленькое резюме, и оно является самым большим для меня комплиментом, который я получал по отношению к этому продукту. Он написал: "Thank you very much. It`s timeless product". И он был абсолютно прав - это вневременной продукт. Его можно продавать через 20, 30, 50, 100 лет.

н: Дягилеву и в общем смысле удался именно вневременной продукт...

лиепа: Мы в прошлом году выезжали вместе с фестивалем "Черешневый лес" в Венецию - там могилы Дягилева и Стравинского. Я каждому положил на могилу по DVD. Цветы, туфли балетные и прочее кладут все, а я положил диски с их спектаклями... И тот, и другой опередили время настолько, что их только начали оценивать по большому счету. Нас Theatre Des Champs-Elysees попросил к 2013 году восстановить спектакль "Весна священная", потому что им открывался сезон в 1913 году в Париже. Тогда спектакль был освистан, прошел всего четыре раза, и его сняли - не поняли. Теперь он считается классикой XX века.

н: Балет иногда пытаются сравнивать со спортом. Как вам это сравнение?

лиепа: Достижения только физические в балете считаются оскорбительными. Представьте - спектакль. Человек сделал десять пируэтов. Это считается хорошо? Ну, хорошо... Но это больше цирк или спорт. У нас, когда говорят - "это спорт", это значит, что это плохо для балета. Потому что есть какие-то вершины, которые достигаются в угоду эффекту, который не влияет на состояние души и на интеллект, и потому они считаются у нас неправомерными.

н: Как относитесь к фигурному катанию?

лиепа: Очень люблю.

н: А к тому, что происходит в телетанцах на льду?

лиепа: Я поражен достижениями, которые есть у артистов, которые там катались. На самом деле это даже несколько принижает достоинство того, что делалось ранее спортсменами! Так, как, например, каталась Чулпан Хаматова... Честно говоря, я ее отправил бы на какие-нибудь соревнования! И я очень рад, что массовое хорошее отношение к фигурному катанию вернулось благодаря этим проектам.

н: Но это все же компромисс искусства и масс-медиа. До какой степени он может доходить? Например, как вы относитесь к дуэту Крутой - Хворостовский? Многие находятся в некотором недоумении...

лиепа: Диму Хворостовского очень люблю. Он сейчас настолько в самом расцвете, что может делать все что хочет! Ну вот Илзе с Крутым делала номер - очень красивый! Я не считаю, что расширять жанры - это плохо. Моего отца (знаменитый танцовщик Марис Лиепа. - "Неделя") долго упрекали за то, что он участвовал в бенефисе Гурченко. Но какое это было счастье для артиста, что он мог сделать то, чего не делал в Большом театре! Я был на съемках и видел его счастливые глаза - он гордился этой работой, и я до сих пор получаю огромное удовольствие от пленки, которая осталась.

н: Есть ли в вашей работе место такому понятию, как корпоратив - когда приглашают, приезжайте к нам тогда-то.

лиепа: Мы делали в прошлом году нечто подобное для одного банка... Но не в офисе банка, а в хорошем театре. Руководство попалось просвещенное, они хотели провести именно интеллектуальный вечер.

"Я - москвич"

н: В перерыве между гастролями вы живете в Москве? Или за пределами России?

лиепа: Я - москвич. Интересную фразу когда-то Барышников сказал: "Андрис, я нахожусь в таком возрасте и таком положении, когда могу себе позволить не делать то, чего я не хочу". Я сегодня могу эту фразу повторить. Если бы я не хотел жить в Москве, я мог бы себе это позволить. Но все, что происходит здесь, мне с творческой точки зрения очень импонирует.

н: На какой вопрос журналистов вы устали отвечать?

лиепа: Часто спрашивают: будет ли Ксюша (дочь. - "Неделя") балериной? Нет, не будет... Возможно, она пойдет по моим стопам и станет режиссером, такие задатки у нее есть.

н: Ваша знаменитая сестра ждет ребенка... Можете ли вы рассказать, как у нее дела? Как ее здоровье?

лиепа: Мне бы не хотелось касаться этой темы. Илзе сейчас нужен комфорт и покой - во всех смыслах. Мы все стремимся оградить ее от ненужных вопросов.

н: В начале века балет был объектом поклонения... Есть ли сейчас у вас, у других звезд фанаты, докучают ли они вам?

лиепа: У нас не фанаты, а балетоманы, которые помнят еще моего отца, дарят программки его спектаклей, а некоторые приезжают на наши концерты из Петербурга, помня мои спектакли в Мариинском театре.

н: То, что приходится совмещать творческую работу с продюсерской, вам не мешает?

лиепа: Просто продюсеров профессиональных мало. Я бы с удовольствием отдал какому-нибудь хорошему человеку всю эту кухню, а сам ходил бы репетировал, занимался декорациями и костюмами. Есть английское слово "destiny". Не могу найти эквивалент в русском языке. Вот я чувствую - потому что вот destiny - и делаю! А почему делаю, не знаю. Романтика во всем этом присутствует, но я делаю все очень конкретно. Спрашивают: "Зачем вы делаете "Русские сезоны", если вам это денег не приносит..." Ну, сказать, что мне просто нравится (а мне нравится!), - ничего не сказать.

 

www.inedelya.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован