Австралопитеки и первые жесты (Гипотеза "На заре жестового языка". 2 часть)

6-1 млн. лет назад на территории Южной и Восточной Африки жили австралопитеки (от лат. australis – южный и греч. pithẽkos – обезьяна). Они – последние из недолюдей. Одни археологи выделяют целых семь видов австралопитека, другие предлагают вместо них только два: крупные австралопитеки (крупного телосложения; Australopithecus robustus, boisei) и мелкие (щуплые и маленького роста; небольшого вполне человеческого тела длиной в среднем 120-130 см; Australopithecus afarensis, africanus). Одних было легко узнать по грубым и сильно выдававшимся вперёд чертам лица, по выступавшему надбровью, по низкому лбу. Они малоразвитыми невеликими по размеру клыками и резцами перемалывали семёна и корни. У других же гоминидов были менее грубые черты лица, уже не так сильно выраженное надбровье и не слишком скошенный лоб. Они питались мясом (о котором – далее) благодаря более развитым клыкам и резцам. Таким образом, как крупные, так и мелкие австралопитеки имели отчётливые черты лицевой мимики.

Австралопитеки не умели говорить в течение 5 млн. лет. Обладали ли они за этот период жестовым языком? В науке на этот счёт нет данных.

Австралопитеки жили в ветвях деревьев, безопасно устроились на ночь в гнёздах, творимых их руками, и общались между сородичами жестово либо выкриками. Это всего лишь домысел: ни от этой «постели», ни от языка никаких отблесков не могло остаться. Были ли глухие особи среди австралопитеков? Никто не знает. Но смею полагать, что встречались потомки с наследственными дефектами слуха (в результате радиации либо мутации), что у австралопитеков органы речи вообще не развиты, а звуки, издаваемые ими, не могли быть словами. Очевидно, что выкрики, исходящие в виде приказа, и выкрики, исходящие в виде ответа (согласия или несогласия), в языке слышащих не составляли труда, но для глухой особи предмет представлял ценность не сам по себе, а лишь в связи с тем или иным эмоциональным состоянием или пищевым рефлексом. Сигнализация жестами, на которые способны глухие особи, имела явное преимущество по сравнению с сигнализацией выкриками. Выкрики же, совершённые глухим человеком в иной раз, мгновенно воспринимались слышащими соплеменниками и могли выражать гораздо более разнообразные эмоциональные состояния глухого человека. Поэтому выкрики иногда бывали информативно несравненно богаче жестовых форм сигнализации. Поведение глухих особей, как и других, зачастую сводилось по большей своей части к утилитарному удовольствию инстинктов: полового, пищевого и т.д., когда речь шла о деятельности, имеющей своей целью ознакомление с самыми разнообразными категориями предметов.

Между 6 и 4,5 млн. лет разошлись пути развития человекообразных обезьян и человека, носителя языка отдельных выкриков и жестов. Археология вышла на намеченный рубеж, т.е. стало ясно, что раньше австралопитека у нас, людей, своих собственных предков уже нет, а жестовый инстинкт не уходил из бытия. Между тем человекообразные обезьяны продолжают иметь богатую мимику до наших дней. Шимпанзе можно обучить примитивному языку жестов в наше время.

Примерно 5 млн. лет назад наши предки спустились с деревьев и, как водится, развязали себе руки, что переходить от грубой растительной пищи к мясной пище. На земле было достаточно живности, с которой можно было справляться без затруднений.

Следовательно, жизнь на деревьях научила наших предков не только удивительной сноровке, но и превосходно развила жестовый инстинкт, который им пригодился и на земле.

Австралопитеки с более короткими руками и пальцами, способными на жестикуляцию, питались фруктами, ягодами, клубнями. Они жили бродячими группами, разбросанными по обширной территории, держались возле реки, в тени деревьев.

Прямохождение как первое новшество, при котором руки остаются свободными, послужило самым первотолчком, давшим начало всей истории жестового языка. Прямохождение позволило австралопитеку выйти из леса и оглядеться вокруг, в высокой траве и среди кустарника, получить лучший обзор с высоты и при необходимости подавать сородичам какие-то сигналы.

Именно прямохождение привело к возникновению особого образа жизни: сложное стадное поведение, охота, собирательство, делёж добычи, изготовление орудий, образование семьи, язык. Со временем австралопитеки осваивали все новые навыки и научились передавать их друг другу благодаря тому, что у австралопитека, в отличие от обезьян, большой палец, как наукой установлено, был довольно хорошо развит, а значит, он мог хватать и удерживать разные предметы, а также превосходно манипулировать пальцами, способными на жесты. Капля за каплей, шаг за шагом развивался жестовый инстинкт, как бы жестовое «шестое чувство».

Переход к прямохождению вызвал у австралопитеков значительные изменения в организме. Они стали развиваться разными путями, их видов становилось все больше и больше – на некоторый период. А потом все они вымерли – кроме одного – единственного вида, который дал начало как эволюции человека, так и, возможно, жестового чутья благодаря свободным рукам.

Австралопитеки были первыми прямоходящими существами. Прямохождение позволило австралопитеку постепенно расширить фонд интуитивных жестов.

Австралопитеки охотились не в одиночку, а стадом. Они держали в руках палку или камень. Когда они ещё не умели хоть как-нибудь обрабатывать камни, но уже додумались до того, чтобы использовать подручные материалы: ветви деревьев, рога и кости. Даже самые первые примитивные орудия – палка и камень – сделали человека властелином животного царства, а жесты – могучим повелителем природы.

Опираясь на исследования многих учёных, я полагаю, что именно тогда существовавшая радиация заставила австралопитеков систематически изготовить каменные орудия, использовать их благодаря рукам. При этом появилась активная взаимопомощь – зародыши общественных связей посредством языка, возникшего в жестовом состоянии. Видимо, увеличивающаяся естественная радиоактивность формировала длительный толчок к становлению жестовой позы, жестовой конъюнктуры, далее к жестовому положению, жестовой интуиции.

4-3 млн. лет назад австралопитеки были широко распространены по Африке: Восточной, Южной, Центральной (ныне государство Чад), за 2500 километров до Рифтовой долины. За миллионы лет существования австралопитеки изменялись, а их жестовый инстинкт, на мой взгляд, носил прогрессивный характер. Эти существа всё больше похожи на людей. У них постепенно увеличивался рост: 1,5 м у самца, 0,9-1,2 м у самки. Самец весил 68 кг, а самка – от 27 до 32 кг. У них разрастался объём мозга.

Австралопитеки – первые из гоминидов, кто в отличие от обычной «животной» позы, совокуплялся в положении лицом к лицу, глаза в глаза, всматриваясь в мимику лица, в объятии рук, которыми они манипулировали. Но потом они – первые существа, рожающие в муках. Свободные руки к этому очень кстати. Вся внезвуковая двигательная коммуникация – позы, жесты, движения, выражающие страх, угрозу, подчинение, – действительно эффективна только при дневном свете, что бы ни писалось о ночном зрении глухих особей, для которых в ночное время эта коммуникация могла осуществляться, очевидно, с помощью запахов.

Мужчины собирали пищу, строили упрощённые укрытия – всё это им диктовало закалку и интенсивность и требовало знаковой сноровки. А малые женщины ухаживали за детёнышами и требовали у мужчин держать их под своим крылышком. Ведь древние детишки рождались так же не умеющими ходить, бегать, вообще быть самостоятельными, требовались не недели или месяцы, как обычно у животных, а год, два и более. Всё это время дитя нуждалось в родительской опеке – значит, матери посвящали уходу за детьми, научению их чутью жестов, а самцы добывали пищу и для себя, и для самок, и для детёнышей.

Продолжительность жизни австралопитеков составляла в среднем 17-22 года.

3,2 млн. лет назад хорошо сохранились останки «Первой семьи» знаменитой «Люси» из 13 австралопитеков афарских – взрослых и детёнышей. Эти существа испытывали чувства привязанности друг к другу, вполне эвентуально, жестовую солидарность. И неудивительно, что они окончили жизнь все вместе в пещере, затопленной во время наводнения.

3 млн. лет назад (по другому источнику, 2,5 млн.) появились первые первобытные орудия труда на Земле. Кто их творил? Пусть у науки нет данных, что австралопитеки сознательно изготавливали орудия, отесывая камни. Они жили как в поросшей деревьями саванне или селились по берегам озёр и рек (Восточная Африка), так и в пещерах Южной Африки (Сварткранс, Стеркфонтейн), используя, возможно, огонь. Именно пещеры Южной Африки служили им домом тысячелетия. Традиция заселения таких вертепов продлилась миллионы лет. Вот там-то и зародился пещерный инстинкт жестов, без чего австралопитеки не смогли бы общаться при обработке костяных и каменных материалов (осколки, кварц, кварцит) для изготовления орудий (скребки, рубила…). Так австралопитеки постепенно приспособились к жизни в открытой местности. Они охотились на антилоп, кабанов, зубров, жирафов, носорогов, гиппопотамов, крупных обезьян, саблезубых тигров, дикобразов, громадных черепах, крокодилов… Убить крупное животное или отбиться от хищника с такими примитивными орудиями можно было только сообща. Стая австралопитеков нуждалась в средстве общения. Значит, уже тогда усовершенствовалась лицевая мимика, улучшалась жестикуляция сообщения, разнообразной стала знаковая система. Они ловили рыбу, ящериц, пресноводных крабов, водных улиток, ели насекомых, яйца, птиц, плоды, клубни, сочные побеги. Ими использовались кости антилоп как палицы, рога – как кинжалы, зубы – как пилы или скребки, лопатки – как лопатки. Всё это тоже нуждалось в жестовой согласованности. Несомненно, что именно из охоты и собирательства развивалось жестовое сообщение, факел которого передался «человеку умелому» (о котором – дальше).

Таким образом, первые гоминиды собирались в стаю, в которой совместно жили, занимались охотой и собирательством, и самцы, и самки, и детёныши разного возраста. Так что руки были заняты не только орудиями и пищей, которую нужно было отнести на стоянку, но и жестами. Австралопитеки заметно «поумнели» в прямохождении, коллективной охоте, употреблении в пищу мяса (не будь перехода австралопитека с растительной пищи на мясную, мы с вами до сих пор питались бы жучками-червячками), использовании орудий из костей и дерева, в жестовом «нюхе». Разве они не достойны почётного семейства «хомо», человеков? Разве не они проложили первозданный путь в историю жестового языка, языка человечества?

2,6-2,5 млн. лет назад австралопитеки на реке Гона в Эфиопии сделали несколько тысяч орудий из кварца. Пока что это – рекорд древности.

 

Гусев Владимир Матвеевич

Член Союза журналистов России, бакалавр психологии,

член Российского Общества историков-архивистов,

отличник здравоохранения России,

отличник Всероссийского Общества глухих,

член Московского клуба глухих историков

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован