Важное направление официальной пропаганды - обвинение протестующих во всех смертных грехах, включая очевидно высокую инфляцию 2005 г. (по данным Росстата, только за январь она составила 2,6%). Это обвинение представляется ложным прежде всего потому, что главная причина инфляции - произвол монополий, а не рост денежной массы. В 2004 г финансовая политика была резко ужесточена: по данным Банка России, рост широкой денежной базы замедлился с 55,3% в 2003 г до 24,7%, а рост денежной массы - с 50,5% до 35,8% . Эта сверхжесткая финансовая политика, начатая после отставки Касьянова, кстати говоря, стала одной из причин дестабилизации банковской системы в мае-июле. Однако на темпы роста инфляции она не повлияла: 2004 год стал единственным за все время реформ (не считая "дефолтного" 1998), когда инфляция почти не снизилась, составив 11,7% по сравнению с 12,0% в 2003 г. Неэффективность монетарных методов снижения инфляции доказывает ее немонетарный характер. Ее основные очаги - ЖКХ, рынки бензина, зерна и мяса - одновременно и наиболее монополизированные части потребительского сектора. Нежелание государства ограничивать аппетиты монополий вызвано не только сложностью задачи, но и сложившимся симбиозом либеральных фундаменталистов и силовых олигархов. Если первые не позволят монополистам отбирать деньги у потребителей, вторым будет нечего отбирать у монополистов. Но, даже если государство возьмется наконец за антимонопольную политику, инфляция 2005 г, скорее всего, будет выше прошлогодней из-за "инфляционного навеса" в промышленности. Темпы роста цен промышленных производителей, по данным Росстата, увеличились более чем вдвое - с 13,1% в 2003 г до 28,3% в 2004 г. - и превысили уровень инфляции, которому раньше примерно соответствовали, в 2,4 раза . Этот ценовой взрыв в промышленности вызван злоупотреблениями монополистов-сырьевиков и неминуемо распространится на другие сектора экономики, дойдя в итоге до потребительского рынка. Данный инфляционный процесс не монетарен, и потому рост выплат пенсионерам, каким бы он ни был, не повлияет на него. Тем более, что дополнительные выплаты пенсионерам незначительны. На увеличение пенсий намечено направить 115 млрд. руб., из которых около 45 млрд руб уже были предусмотрены бюджетом. Повышение пенсий равномерно распределено по месяцам и обеспечивает ничтожный прирост среднемесячных расходов федерального бюджета - менее чем 3%. А среднемесячные доходы населения и вовсе возрастут менее чем на 1%. Инфляционное воздействие этой суммы пренебрежимо мало. Чтобы окончательно оценить инфляционные перспективы 2005 г и влияние на них борьбы пенсионеров за право на жизнь, надо ответить на вопрос, отчего так резко - на 1,9% - подскочили цены в первой половине января. Льготники в это время, хотя уже и начали свою борьбу, но еще ничего (кроме искалеченных при перекрытии трасс) не добились. Рост регулируемых тарифов был плановым и не мог быть неожиданным для государства. Кто же пустил под откос планы правительства по снижению инфляции до 8,5%? Ответ парадоксален, но привычен для экономической политики России - Минфин. По давней "антиинфляционной" традиции министерство в течение всего года замораживает деньги на счетах бюджетополучателей. Формально они получают средства вовремя, а реально - в силу тех или иных причин - лишаются возможности их использовать до конца года. Расходы разрешаются лишь в декабре, когда они уже не могут испортить годовой статистики: инфляционный эффект переносится на следующий год. В минувшем декабре средства бюджетополучателей, накопленные на их счетах в январе-ноябре, а затем разом выплеснутые в экономику, оказались необычно велики и превысили, как следует из данных Минфина , 242 млрд.руб. Именно это чудовищное "денежное цунами", существенно превосходящее аналогичные эффекты прошлых лет , и нанесло инфляционный удар по экономике (ибо при таких масштабах вброса денег инфляция становится уже неизбежно монетарной). Инфляционный эффект дополнительных выплат пенсионерам, не превышающих 70 млрд.руб., более чем втрое слабее последствий попыток либеральных фундаменталистов приукрасить инфляционную статистику 2004 г, а в месячном выражении - слабее более чем в 30 раз (так как декабрьские расходы бюджета осуществляются залпом, а дополнительные выплаты пенсионерам растягиваются на 10 месяцев). Впору заняться измерением темпов роста непорядочности и экономической безграмотности руководства страны.
"Ведомости"
09.02.2005 г.