23 октября 2002
2305

`Базэл` и ИАПО хотят купить авиазавод в Германии

Немецкий маневр

Совладелец "Русского алюминия" и "Базового элемента" Олег Дерипаска и Иркутское авиационно-производственное объединение (ИАПО) решили интегрироваться в мировую авиастроительную индустрию, а заодно поучаствовать в тендере "Росавиакосмоса" на разработку регионального самолета. Две российские компании подали заявку на приобретение активов немецкой компании Fairchild Dornier (FD) , специализирующейся на выпуске региональных самолетов.

Руководитель департамента внешних связей "Базового элемента" Алексей Дробашенко сообщил "Ведомостям", что его компания и ИАПО направили в Fairchild Dornier совместное предложение о приобретении активов этой авиастроительной компании. По оценке экспертов EADS, участие в этом проекте может обойтись российским компаниям примерно в $1,5 млрд. Однако Дробашенко отказался раскрыть детали предложения. Не стал говорить об этом и управляющий директор FD Эберхард Браун. По его словам, "заявка российских компаний будет рассматриваться с юридической и финансовой точек зрения, а окончательное решение будет принято на собрании акционеров FD 5 ноября".

FD специализируется на выпуске и разработке региональных самолетов, а также производит комплектующие для Airbus. На FD приходится около 20% продаж региональных самолетов в мире. Владельцами FD являются американская инвестиционная компания Clayton Dubilier & Rice Inc. и немецкая страховая компания Allianz AG. К апрелю FD накопила $670 млн долгов и объявила себя банкротом.

Тем не менее Fairchild Dornier представляет интерес для российских компаний. Дело в том, что компании принадлежат права на производство регионального самолета 328JET, а также новой модели - 728JET. Ее производство пока не началось, поскольку запуск проекта требует больших инвестиций. Но западные авиационные аналитики полагают, что новое поколение этого самолета будет участвовать в тендере по созданию российского регионального самолета, объявленном "Росавиакосмосом" еще в прошлом году. По условиям тендера государство компенсирует победителю 15% стоимости разработки самолета. На тендер уже поданы две коллективные заявки - от Boeing, ОКБ Сухого и АК "Ильюшин", разрабатывающих самолет RRJ, а также от АНТК им. Туполева и РСК МиГ с самолетом Ту-334, который уже летает и должен получить сертификат в 2004 г. Но приобретение активов Fairchild Dornier даст шанс побороться за победу в тендере и альянсу "Базэла" с ИАПО.

Именно на это, похоже, и рассчитывает владелец "Базэла" Олег Дерипаска, раньше почти не уделявший внимания авиапрому. "Российские авиакомпании остро нуждаются в небольшом самолете, который заменит устаревшие лайнеры Як-40 и Ту-134, а 328JET вполне может прийти им на смену", - объясняет представитель "Базэла" интерес к активам Fairchild Dornier. ИАПО же сможет диверсифицировать бизнес, построенный в основном на производстве военной авиатехники. "По мере того как конкуренция на международном рынке военных самолетов становится все более жесткой, мы вынуждены принимать участие в большем количестве гражданских проектов", - признает сотрудник ИАПО.

Получив контроль над активами Fairchild Dornier, "Базэл" также сможет найти применение самарскому заводу "Авиакор", приобретенному еще в 1999 г. Тогда компания Дерипаски обещала вложить в завод около $40 млн. Деньги планировалось потратить на запуск в серийное производство самолетов Ан-70 и Ан-140, а также реактивного пассажирского Ту-334. Но эти наполеоновские планы не сбылись: до последнего времени завод зарабатывал ремонтом Ту-154, которые выпускал прежде. Если же заявка российских компаний будет удовлетворена, то, по словам гендиректора "Базэла" Евгения Толкачева, производство ряда компонентов для самолетов Fairchild, например элементов фюзеляжа и крыла, может быть перенесено на "Авиакор".

Правда, обещает Толкачев, основное производство самолетов Fairchild будет продолжено на мощностях компании в Баварии. "Наше конкурентное преимущество состоит в том, что мы собираемся сохранить целостность компании, - говорит он. - Это делает нас привлекательными для кредиторов, равно как и для правительств Баварии и Германии".

Несмотря на оптимизм российских компаний, некоторые эксперты скептически оценивают их шансы на успех. "Русские нередко имеют благие намерения, но им часто не хватает инфраструктуры для завершения проектов, подобных этому, - считает один из бывших топ-менеджеров Fairchild. - И если все рабочие места не будут сохранены в Германии, едва ли (этот проект) окажется для германского правительства настолько привлекательным, чтобы выступить в его поддержку".

Источник: газета "Ведомости"

23.10.2002

www.aviaport.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован