Биосоциальные архетипы и их функции в социальных процессах

В своей биологической и социальной эволюции наш вид Homo sapiens прошел две большие стадии – матриархат и патриархат. Глагол «прошел» вполне уместен, так как в настоящее время есть признаки окончания классического патриархата и перехода к новому социальному укладу. Однако спрогнозировать, каким именно будет социальный уклад людей будущего невозможно, не изучив досконально программы социального поведения современных людей, от которых зависит формирование социальной системы.

В начале существования нашего вида социальное устройство в общинах основывалось на матриархальных отношениях, обусловленных мужскими и женскими программами социального поведения биологического происхождения. В эпоху перехода от матриархата к патриархальному укладу жизни сформировались новые мужские и женские программы социального поведения, но и программы, существовавшие в матриархальный период эволюции нашего вида, остались в геноме человека. Таким образом, социальное поведение современных и мужчины, и женщины зависит от того, какого образца, или биосоциального архетипа, досталась им программа социального поведения от родителей.

Авторство открытия двух моделей социального поведения принадлежит гениальному русскому поэту А.С.Пушкину. Содержание романа в стихах «Евгений Онегин» говорит о том, что это произведение поэт задумал и осуществил как научный трактат, написанный в художественной форме. В нем Пушкин выделил две мужские модели поведения – матриархальную и патриархальную, но подробно описал только матриархальную модель, создав развернутый социальный портрет главного героя романа Евгения Онегина.

Создавая литературный образ современного мужчины с матриархальной программой социального поведения, Пушкин наделяет Онегина лишь теми особенностями социального поведения, которые могли быть присущи мужчинам только в эпоху матриархата.

Наше знакомство с главным героем романа начинается с того, что мы узнаем о равнодушном отношении Онегина к своему дяде, который «не в шутку занемог». Евгений страдает от одной мысли, что ему придется ухаживать за умирающим родственником, «Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя?». Ни горя, ни чувства сострадания к больному Онегин не испытывает, но дядя – человек состоятельный и племянник готов лишь «денег ради на вздохи, скуку и обман». У представителей мужского пола матриархального биосоциального архетипа не возникает чувства привязанности к родным и близким, потому что во времена матриархата, выполняя функцию обмена генетической информацией, мужчинам приходилось в юном возрасте покидать материнские общины, навсегда расставаясь со своими родственниками – матерями, братьями, сестрами, тетками и бабками.

Следующая важная черта мужчин с матриархальной программой социального поведения, которая свойственна и Онегину, – это непостоянство в отношениях с женщинами и неспособность создавать крепкую семью. В эпоху матриархата семьи как таковой не было, мужчины не связывали свою жизнь с одной женщиной и даже с одной женской общиной. Для них важно было оставить как можно больше потомства, поэтому они старались нравиться всем представительницам противоположного пола. Вот и Евгений довольно рано научился вызывать к себе интерес у женщин. Более того, Пушкин подчеркивает, что «в чем он истинный был гений», так это в любовных похождениях. Но Онегин даже в мыслях не допускал своей женитьбы и об этом свидетельствует его речь, обращенная к Татьяне:

«Когда бы жизнь домашним кругом,

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый…»

И чтобы Татьяна не питала никаких иллюзий по поводу их общего будущего, он ей открыто говорит: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас».

Так как мужчины, наделенные матриархальной программой социального поведения, по природе своей индивидуалисты, то и большого круга друзей у них не бывает. Не удивительно что, поселившись в деревне, Онегин избегал дружбы с соседями. Сначала, правда, они ездили к нему, но он уезжал из дому, когда узнавал, что о приезде гостей. Как и следовало ожидать, «Поступком оскорбясь таким, все дружбу прекратили с ним».

Есть и еще одно важное качество, присущее многим мужчинам матриархального архетипа и ставшее причиной всех главных событий в романе. О важной черте характера Онегина Пушкин говорит в своем обращении к Татьяне: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью; Ты в руки модного тирана Уж отдала судьбу свою».

Онегин – тиран, можно сказать, мелкий тиран. Тираны большого масштаба решают судьбы стран и народов, но ими бывают мужчины, наделенные программой социального поведения патриархального архетипа. Уровень Евгения гораздо ниже, он играет лишь судьбами отдельных людей, попавших под его влияние. Владимир Ленский и Татьяна Ларина оказались во власти обаяния Онегина, в итоге сердце Татьяны было разбито, а Владимир убит на дуэли.

Пушкин заметил еще одно важное качество, присущее мужчинам матриархального архетипа, но оно касается не взаимоотношений их с окружающими людьми, а отношение к природе. В эпоху матриархата не существовало искусственной среды обитания (городов, деревень и других населенных пунктов) и люди жили в естественной среде обитания. Именно поэтому обычная для Онегина скука покидала его летом, когда он много времени проводил на природе. Пушкин довольно подробно описал летнее времяпрепровождение Евгения, его умение наслаждаться простой деревенской жизнью, «Забыв и город, и друзей, И скуку праздничных затей».

Онегину с его матриархальной программой социального поведения в романе противопоставлен другой герой – муж Татьяны. В отличии от Евгения, ведущего свободный образ жизни, он посвятил свою жизнь служению государству. Как заметила Татьяна, «муж в сраженьях изувечен», то есть, звание генерала он получил за боевые заслуги. Но Пушкин не стал создавать социальный портрет мужчины патриархального биосоциального архетипа. Это сделал другой великий русский поэт.

М.Ю. Лермонтов разгадал замысел Пушкина и, продолжив работу своего гениального современника, создал в романе «Герой нашего времени» социальные портреты мужчин и с матриархальной программой социального поведения, и с программой патриархального архетипа. Надо отметить, что образ Печорина – это калька с образа Онегина. Как и у Онегина, у Печорина не сформировалось чувство привязанности к родителям и родственникам, семейная жизнь также противоречила его природе: он всегда старался влюбить в себя понравившуюся женщину, но добившись своей цели, терял к ней интерес. Товарищество, братство, мужская солидарность – все эти понятия тоже ничего не значили для Печорина, да и сам он признавался «я к дружбе не способен». Желание властвовать над окружающими людьми, к тому же более слабыми, вызывая у них и любовь, и страх, выдает в Печорине мелкого тирана, коим был и Онегин.

Есть и еще одно качество, которое роднит двух литературных героев – это «охота к перемене мест». Более того, Печорин умирает во время путешествия, «возвращаясь из Персии». Мужчины матриархального биосоциального архетипа не привязываются не только к людям, но и к определенным местам проживания. Ни родные люди, ни родные места не являются необходимым условиям для их комфортного существования. И даже уютная искусственная среда обитания современной цивилизации у мужчин матриархального социального архетипа вызывает дискомфорт. Поэтому Печорин кажется странным для его бывшего сослуживца Максим Максимыча: «Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…».

Полная противоположность Печорину старший его товарищ по службе Максим Максимыч. Лермонтов не случайно противопоставил образу мужчины-индивидуалиста (Печорину) собирательный образ русского офицера, прослужившего на Кавказе практически весь свой срок военной службы. Мужчины патриархального биосоциального архетипа – это, прежде всего воины, для которых государственные интересы выше личных интересов, и которые, часто ценой собственной жизни, выполняют свой долг по защите рубежей Отечества. Такое отношение к государственной службе у мужчин патриархального социального архетипа связано с тем, что государство, как высшая форма социальной системы, появилось в эпоху патриархата и является для них главной ценностью.

В эпоху патриархата появилась и семья, поэтому у Максим Максимыча совсем иное отношение и к родственникам, и к браку. Мужчины патриархального социального архетипа стремятся к созданию семьи; они умеют заботиться и о родителях, и о детях, и о других близких людях. Максим Максимыч из-за постоянного нахождения в горячих точках на Кавказе так и не обзавелся семьей, поэтому у него постоянно возникает чувство привязанности к людям, с которыми его сводит судьба. О Бэле он говорит: «Я к ней, наконец, так привык, как к дочери, и она меня полюбила». И к Печорину Максим Максимыч относился очень тепло, но тот при их последней встрече даже не соизволил найти время, чтобы поговорить с бывшим сослуживцем. Огорченный старый офицер высказался о Печорине так: «Да я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться… А, право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!.. Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..».

Лермонтов на примере двух художественных образов показал мужчин с разными программами социального поведения, которым приходится сосуществовать в одном обществе. Мужчины патриархального социального архетипа – основа любого общества и опора государства. Они дисциплинированные, ответственные, надежные и исполнительные в любом деле. Им свойственна установка «быть как все», поэтому они сдержаны, скромны и часто об их незаурядных способностях и талантах знают только близкие люди. Словом, они не годятся в герои романов. Мужчины с матриархальной программой социального поведения, наоборот, стараются выделиться из общей массы и быть в центре внимания всего общества, но они эгоистичны и свои таланты, и энергию тратят на достижение лишь своих собственных целей.

Исследованием женских программ социального поведения матриархального и патриархального архетипов занимался А.П. Чехов, которому удалось понять интеллектуальное достижение двух гениев русской литературы – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Все мужские и женские образы в пьесах «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад» Чехов создавал на основе матриархальных и патриархальных моделей социального поведения, и это стало содержанием подтекстов в его драматургических произведениях. В создании социальных портретов мужских образов он использовал опыт своих предшественников, а вот разбираться с женскими архетипами ему пришлось самому. В пьесе «Три сестры» в одной из сюжетных линий драматург показывает взаимоотношения женщин, наделенных разными программами социального поведения: Наташи (жены брата Андрея), которую автор наделил матриархальной моделью социального поведения и сестер, у которых патриархальная модель поведения.

Чехов показал, как Наташа, ставшая членом семьи Прозоровых, постепенно берет в свои руки власть в доме и к концу пьесы сестры покидают дом, не пытаясь даже отстаивать права на отцовское наследство. Сестры поступили по принципу, высказанному одной из сестер: «Гонят, стало быть, надо уходить». Антон Павлович определил главное различие в двух женских биосоциальных архетипах: для женщин с матриархальной программой социального поведения приоритетом является территория (дом), в жизни женщин с патриархальной моделью социального поведения главное место занимает мужчина.

Это различие в социальном поведении женщин сформировано разными укладами социальной жизни. В матриархальную эпоху женские общины занимали определенную территорию и были полновластными хозяйками своих угодий. Мужчины лишь на время поселялись на их территориях и не были равны в правах с женщинами общины, поэтому для женщины матриархального архетипа так важно иметь собственную территорию и быть полновластной ее хозяйкой. С установлением патриархальных отношений право на собственность территории перешло к мужчинам, а женщины с наступлением брачного возраста покидали своих родственников, и им необходимо было налаживать отношения с мужьями, во власть которых они попадали. Так как благополучие женщины стало зависеть от мужчины, приоритетом в жизни женщин патриархального архетипа является мужчина.

В русской литературе достаточно собирательных образов представительниц как того, так и другого социального архетипа. Например, Марфа Кабанова (Кабаниха) в пьесе А.Н. Островского «Гроза» и барыня в рассказе И.С. Тургенева «Муму» наделены всеми главными чертами характера женщин с матриархальной моделью поведения; в образах Катерины из пьесы «Гроза» и чеховской «Душечке» легко узнаются женщины, наделенные патриархальной программой социального поведения.

Формирование патриархальной программы социального поведения и сохранение матриархальной поведенческой программы в геноме человека поспособствовало усложнению биосоциальной системы Человека разумного и повышению его адаптивности в условиях изменения среды обитания, а также позволило людям освоить пригодные для жизни территории на всех континентах. Разделение социального поведения мужчин и женщина на два архетипа произошло в период важных изменений в социальной жизни нашего вида, а именно, во времена перехода от матриархального уклада жизни к патриархальному, когда мужской пол стал играть ведущую роль в социальной системе. Со времени установления патриархальных отношений в первобытную эпоху мужской пол был, и остается поныне, главной движущей силой истории. Мужчины занимают ведущие места в политике, экономике, культуре и других сферах общественной деятельности, но представители разных мужских биосоциальных архетипов всегда выполняли разные функции в общественных процессах.

Общественные процессы создают необходимые условия для постоянного изменения структуры социальной системы. Изменение иерархической структуры на сетевую структуру и сетевой на иерархическую является основой механизма эволюции социальной системы. Формирование иерархической структуры происходит, когда в обществе наблюдается центростремительное движение, а сетевая структура формируется при усилении центробежного движения. За центростремительное движение в обществе отвечают мужчины патриархального биосоциального архетипа, за центробежное – мужчины программой социального поведения матриархального архетипа. Возникновение в социальной системе эволюционного механизма, основанном на структурном изменении при взаимодействии двух противоположных сил, обусловлено тем, что этот механизм является универсальным для всех систем живой и неживой природы. Чередование иерархической и сетевой структуры – это алгоритм постоянного движения материи на всех масштабных уровнях Вселенной.

Так как мужчины с патриархальной программой социального поведения по природе своей коллективисты, наделенные способностью жить по законам жесткой иерархии, и склонны к созданию постоянных сообществ, то именно они, объединившись в военные сословия, создавали государства и цивилизации. Можно сказать, современная цивилизация – это модель патриархальной цивилизации.

Мужчины матриархального биосоциального архетипа вынуждены были приспосабливаться к патриархальному укладу жизни и занимали в общественной жизни ниши, которые соответствовали их способностям. На протяжении всей истории существования человеческой цивилизации мужчины матриархального архетипа отвечали за накопление и распространение научных знаний, культурный обмен между разными обществами. Их усилиями развивалась торговля, ремесла, литература, искусство, медицина, и именно их творческий потенциал способствовал развитию научно-технического прогресса.

Таким образом, разделение социального поведения людей на два архетипа обусловило эволюционный и цивилизационный успех нашего вида. Но, как уже было сказано, человечество вошло в эпоху глобальных социальных перемен, поэтому изучение программ социального поведения матриархального и патриархального архетипа, их особенностей и различий имеет важное значение для глубокого понимания сути общественных процессов и основополагающих тенденций в жизни современного общества, а также для составления краткосрочных и долгосрочных прогнозов будущего развития общества.

Литература

1.Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1990.

2. Пушкин А.С. Избранные сочинения: в 2 т. М.: Художественная литература, 1978.

3. Суслова М.И. Биосоциология: развитие социальной системы в доисторический период: эссе. М.: Логос, 2011.

4. Суслова М.И. Иерархия – понятие мужского рода. М.: Университетская книга; Логос, 2009.

5. Суслова М.И. Космобиосоциология: диалектическая концепция истории пространства, времени и материи. М.: Логос, 2014.

6. Чехов А.П. Драматические произведения: в 2 т. Л.: Искусство, 1985.

 

Суслова М.И.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован