25 декабря 2008
1189

`Благодаря тем мерам, которые государство приняло в упреждающем порядке, запланированные цели Стратегии развития авиационной промышленности будут достигнуты несмотря на кризис`

Директор Департамента авиационной промышленности Владимир Бабкин об итогах 2008 года и планах на 2009 год

Среди результатов я бы сначала отметил то, что за четыре с половиной месяца, прошедшие с момента образования департамента авиационной промышленности, нам удалось создать дееспособный коллектив. В новый департамент вошли представители бывшего департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго России, ныне упраздненного, и управления авиационной промышленности бывшего Роспрома. Сейчас, думаю, нам еще рано говорить о каких-то грандиозных успехах. Но кое-что на нашем счету уже есть. Прежде всего, нам удалось обеспечить преемственность: работа, начатая в рамках Минпромэнерго и Роспрома, не прерывалась и после реорганизации министерства продолжена. В первую очередь это организация НИОКР по федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники РФ на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" в соответствии со Стратегией развития авиационной промышленности РФ до 2015 года. Программа по развитию гражданской авиации предусматривает как выведение на рынок ранее созданных образцов авиатехники, так и создание ряда прорывных образцов. Что касается ранее созданных, то это самолет-амфибия Бе-200, среднемагистральный самолет Ту-204, дальнемагистральный Ил-96 и ближнемагистральный Ту-334. Согласно программе продолжается "доводка" этих самолетов - чтобы они отвечали тем требованиям, которые диктует рынок и которые, кстати говоря, постоянно ужесточаются. Так, в мае нынешнего года Ил-96-400 получил сертификат Авиарегистра МАК, и, кроме того, ему выдан сертификат по шуму на местности. А в октябре, что особенно важно, получил сертификат европейских авиационных властей Ту-204-120 SE. После этого самолет Ту-204-120 СЕ был поставлен в Китай - первый из пяти заказанных. У КНР есть опцион еще на десять "тушек". Вполне возможно, что будут заказы и в дальнейшем. Отмечу, что Ту-204 получил первый сертификат еще в 1994 году, но только сейчас начинается по-настоящему серийный выпуск этого самолета. А Ту-334 был полностью сертифицирован в 2003 году. Но пока мы находимся только на стадии организации его производства на Казанском авиационном производственном объединении. Что касается перспективных проектов, то это в первую очередь региональный самолет Sukhoi SuperJet 100. В мае он совершил своей первый полет, а сейчас проходит сертификационные летные испытания, которые завершатся в будущем году. Отмечу, что китайский конкурент SSJ 100 - самолет ARJ-21-700 - еще не совершил ни одного полета, хотя работы по его созданию начались раньше. Еще один перспективный проект - ближне-среднемагистральный самолет МС-21, называемый самолетом будущего, - должен быть создан в 2015 году. В нынешнем году разработан аванпроект этого лайнера. Также в рамках ФЦП ведутся работы по вертолетам Ми-38 и Ка-62. Следует отметить и то, что мы внесли коррективы в программу по развитию гражданской авиационной техники, которые утвердило правительство. В результате в программе осталось два приоритетных проекта в части самолетостроения - Sukhoi SuperJet 100 и МС-21. Кроме того, в ФЦП вводится новый раздел о разработке ряда технологий: они будут использованы при создании суперсовременного двигателя для проекта МС-21.

Планы на будущий год вытекают из Стратегии развития авиационной промышленности РФ до 2015 года. В соответствии с этой стратегией была создана Объединенная авиастроительная корпорация, которая разработала свою собственную стратегию - уже на период до 2025 года, уточняющую и развивающую федеральную стратегию. В то же время в соответствии с указом президента будут продолжены работы по развитию корпорации "Оборонпром", которая сейчас занята созданием Объединенной двигателестроительной корпорации. Также предстоит работа по развитию другого субхолдинга "Оборонпрома" - "Вертолеты России". А впереди интеграция единственного сектора отрасли, в котором до сих пор существуют ассоциативные связи. Это бывший десятый главк Минавиапрома - авиационная наука. Представляется целесообразным создать один или несколько научно-исследовательских центров на базе ЦАГИ имени Жуковского, ВИАМ и др. и придать им статус национальных научных центров.

Авиастроение - весьма инерционная отрасль. Она развивается циклами, но эти циклы очень продолжительные. Сегодня российский гражданский авиапром еще не вышел на значительные объемы производства, пока наша основная продукция - это военные самолеты и вертолеты. А рынки военной техники меньше подвержены конъюнктуре, поскольку функционируют главным образом на основе политических решений. Экспорт военных самолетов спас нашу авиаотрасль в 1990-х годах. А поскольку портфель заказов Рособоронэкспорта весьма внушителен, военные поставки поддержат гражданский сектор авиастроения и на сей раз. При этом государство еще до кризиса приняло беспрецедентные меры по поддержке отрасли. И на сегодняшний день уже организован серийный заказ на российские самолеты: Ту-204 (более 40 единиц), SSJ (более 100). Таким образом, мы рассчитываем, что благодаря тем мерам по поддержке авиапрома, которые государство уже приняло в упреждающем порядке и которые планирует предпринять в ближайшей перспективе, запланированные цели Стратегии развития авиационной промышленности до 2015 года будут достигнуты несмотря на кризис.


www.minprom.gov.ru

25.12.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован