01 сентября 2004
1358

Благоприятный инвестиционный климат не избавляет от решения насущных экономических проблем, считает губернатор Калининградской области Владимир Егоров

КАЛИНИНГРАД, 5 мая. /`ФК-Новости`/. Благоприятный инвестиционный климат в Калининградской области не избавляет от решения насущных экономических проблем. Такое мнение высказал губернатор Калининградской области Владимир Егоров в беседе с корреспондентом `ФК-Новости`.

- Владимир Григорьевич, как Вы оцениваете инвестиционный климат в Калининградской области? Есть ли специфика в социально-экономическом развитии региона и системе вложения средств в его экономику?

- Инвестиционный климат области и определяется, прежде всего, спецификой территории. Единственному в России анклаву приходится строить свою экономику, исходя из местоположения в геополитическом пространстве и нашей страны, и Европы.

С городами наших ближайших соседей - Литвой и Польшей широкое сотрудничество осуществляет Ассоциация муниципальных образований - юридически самостоятельный орган, имеющий право законодательных инициатив. Эта Ассоциация тесно связана не только с городами приграничных государств, но с соответствующими муниципальными образованиями Дании и некоторых земель ФРГ. Разумеется, прочные межгосударственные связи Ассоциация муниципалитетов Калининградской области имеет с районными центрами республики Беларусь. Ассоциация обеспечивает примерно четверть всего инвестиционного оборота. Напрямую в области работает капитал из 65 стран. В регионе действует 2189 совместных предприятий. Общая сумма инвестиций по шкале их уставных капиталов на начало 2004 года составила 2,1 млрд, а вложения в экономику области в целом 12,1 млрд рублей.



`Расклад` по партнерским предприятиям таков: Литва - 603, Польша - 568, ФРГ - 358. Бизнес Латвии представлен в 136, Беларуси - в 79, КНР - в 35 предприятиях. В целом же иностранные инвестиции в экономику нашего региона на начало нынешнего года составили 56 млн долларов. На первом месте по динамике прямых инвестиций ФРГ, на втором - Польша, на третьем - Литва. Поэтому у нас есть все возможности испытать на месте технологии, автоматику, механизмы, материалы и другие образцы достижений Запада. Но практически вся продукция, выработанная в Калининградской области, идет на российский рынок. И только небольшая часть товаров, произведенных с участием иностранного капитала, обретает редкую возможность продаваться в зарубежных странах.



В сотрудничестве с Западом есть и серьезный социальный аспект. За три последних года предприятия с участием иностранного капитала образовали в области 9300 новых рабочих мест.



- Имеет ли какие-то последствия для сложившейся системы межгосударственного сотрудничества вступление основных экономических партнеров Калининградской области сначала в НАТО, а теперь в Евросоюз?



- Польша уже несколько лет в НАТО. Еще на посту командующего Балтийским Флотом мне довелось вместе с коллегами из Польской республики разработать и принять пакет документов, регламентирующих совместные действия по обеспечению безопасности морских рубежей. Отношения с этой соседней страной не ухудшились. Не стали напряженными отношения и с другим соседом - Литвой даже после демонстрационного полета натовских истребителей вдоль российско-литовской границы.



Надеемся, что не принесет лишних `сюрпризов` и `первомайское` вступление бывших стран СССР и социалистического содружества в Евросоюз. В будущем федеральная власть нашей страны отработает систему транзита грузов через западные страны. И, прежде всего, транзита по железным дорогам. По ним на сегодняшний день перевозится 90 процентов грузопотока Калининградской области. `Наш` железнодорожный грузооборот на начало года составил 17,5 млн тонн. А в ближайшие 5 лет, согласно экономическому прогнозу, он увеличится в 3 раза. Мы намерены открыть железнодорожную линию Калининград - Берлин, а в последующем - Берлин - Калининград - Санкт-Петербург. Обидно, если вновь возникнут искусственные барьеры на путях развития `калининградского` транзита. Если проблемы с ним все же возникнут, прямые потери нашего региона составят 200 млн долларов. Это поставит нас в катастрофическое положение. И тут не поможет ни статус области как особой свободной экономической зоны `Янтарь`, ни Федеральная целевая программа социально- экономического развития области, рассчитанная до 2010 года.



- Владимир Григорьевич, куда, по Вашему мнению, больше смотрят предприниматели Калининградской области на Россию или на Запад?



- Вообще-то, голову можно повернуть так, чтобы смотреть одновременно и туда, и сюда. Поэтому то, что можно взять хорошего с Запада, мы берем. И активно берем. И это касается, прежде всего, экономики. А экономика Калининградской области после демонтажа СССР коренным образом изменилась. Раньше была ориентирована исключительно на ВПК, то теперь имеет преимущественно гражданский характер. По сути дела, военно-промышленный сектор экономики остался, главным образом за заводом `Янтарь`. После многих модификаций производства как на `оборонку`, так и на западные судоверфи, он остался без крупных заказов. И сейчас основу доходной части предприятия обеспечивает изготовление готовых корпусов для судов, строящихся на верфях Великобритании, Германии, Голландии, Норвегии. При этом найти заводу партнеров помогла администрация области в условиях отсутствия заказов от ВМФ, торговых и рыболовецких флотилий. Но, если видеть в Вашем вопросе подтекст, то скажу так: наши головы всегда были повернуты на Восток, на Россию.



И все разговоры о `калининградском сепаратизме` беспочвенны. На территории анклава, к примеру, проживает всего 6 тысяч немцев. При этом, подчеркну, большинство их не говорит на немецком языке. Да и насущные проблемы области больше подходят к российской глубинке, нежели к европейскому региону. Это, во-первых, газификация. Газ в Калининград пришел только в 1985 году. И потребовалось целых 18 лет, чтобы о газе узнали в одном из городов региона. В 2003 году `голубое топливо` получил Советск. В остальных городах, включая такие стратегически важные с точки зрения экономики, как Черняховск, газа нет. Поэтому 80 процентов промышленного производства сосредоточено в Калининграде. А в ряде городов и районов области - Краснознаменском, Полесском, Славском и других вообще нет промышленных предприятий. В Озерском районе - одно предприятие, численностью 60 человек. Изготавливает свечи для зажигания автомобильных двигателей. По программе газификации в ближайшие 3 года газ `дойдет еще до 9 из 22 районов области. Но ведь этого явно недостаточно для нормального экономического развития.



Вторая `земная` проблема региона - обеспечение электроэнергией. Устойчивое энергоснабжение в Калининградской области будет только тогда, когда мы построим электростанцию, работу которой, согласно проекту, тоже будет обеспечивать природный газ. Но только 1-ый энергоблок строящейся станции будет потреблять газа столько, сколько сейчас потребляет вся область. Станция необходима потому, что это требование европейских стандартов электроснабжения.



Третья проблема - экология. Большинство городов области, в том числе и Калининград, не имеет нормальных очистных сооружений. В некоторых городах их нет совсем. И поэтому рядом со своими соседями мы выглядим неприглядно. Сливаем все отходы в водоемы, в том числе и в реку Неман, которыми пользуются приграничные территории. Право же неловко, если учесть, что Литва очищает 95 процентов своих отходов. У нас этот показатель значительно ниже - очистка составляет не более 5 процентов. И в настоящее время регион практически не способен выполнять международные обязательства по охране природы в акватории Балтийского моря. А это в будущем грозит огромными штрафами, суммы которых могут нейтрализовать инвестиционные вложения.


`ФК-НОВОСТИ` - www.fcinfo.ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован