Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
20 декабря 2023
731

Благородная миссия науки

 

Научные достижения и успехи во многом зависят от государственной стратегии. Если науке не выделяются материальные и финансовые средства, достаточные для полноценных фундаментальных и прикладных исследований, то она, конечно же, обречена на деградацию. Каких практических результатов можно ожидать от исследований, если государство на земле русской не выделяло и не выделяет, например, по 100 тыс. долларов в год в расчете на одного ученого, как это делается на Западе. Такие немалые деньги нужны, например, биологу на проведение эксперимента, на реактивы, приборную технику, на инфраструктуру, зарплата же в эту сумму не входит.

Сколь высоко ни ценили бы себя российские ученые, наивно считать, что, получая для тех же исследований в десять, а то и в сто раз меньше, можно конкурировать в науке с другими странами. Талант и умственные способности исследователя, конечно же, в какой-то мере компенсирует отсутствие материальных и финансовых средств, но не всегда и не настолько, чтобы быть успешным в науке. Талантливый ученый на сегодняшний день – это не только опытный и профессиональный исследователь, обладающий умственными способностями и умением самостоятельно решать непростые научные задачи, но и хороший предприниматель в современном представлении. Его личный интерес к дальнейшему научному познанию природы, человека и окружающего мира может реализоваться как у продюсера и режиссера кино, которым нужны деньги, нужен творческий коллектив, нужно знать и прогнозировать, будут ли востребована их интеллектуальная продукция…

Влияние государства на науку далеко не всегда ограничивалось и ограничивается только товарно-денежными отношениями, нацеленными на конечный результат с практическим выходом. Известны случаи, когда государственные чиновники высокого ранга, не обладавшие в полной мере ни фундаментальными, ни профессиональными знаниями, вмешивались во внутренние дела науки, что приводило к печальным и трагическим последствиям для ученых и науки в целом. Один из характерных примеров такого чиновничьего, безумного вмешательства в недалеком прошлом – объявление кибернетики и генетики лженауками, которое сопровождалось незаконным преследованием и репрессией выдающихся российских ученых. Другой пример из современности – в последние десятилетия при покровительстве некомпетентной власти, самозваные горе-реформаторы, едва овладевшие устным счетом и ориентированные на западный дефективный менеджмент, привели к полному разрушению отечественной науки. Очевидно, подобные грубые вмешательства невежественных блюстителей власти, граничащие с преступлениями, сдерживают развитие разных отраслей науки и нарушают сбалансированный ритм работы ее огромного и сложнейшего механизма организации и управления.

Воздействие науки на государство и общество гораздо сложнее и не всегда однозначно с точки зрения объективной необходимости и разумной целесообразности. Чтобы снять с себя ответственность, государственные властители стремятся ни одно важнейшее решение не принимать без участия ученых. Поэтому правительства и разные ведомственные структуры обрастают всякого рода научными комитетами, комиссиями, советниками и консультантами. И таким положением вряд ли можно восхищаться: демократия в управлении наукой нередко становится своеобразной ширмой, ведь советниками, особенно в государстве Российском становятся люди, о «научных достижениях» которых знают лишь весьма ограниченный круг приближенных товарищей, а лукавые советы и убогий интеллект выводит их на чистую воду. Многим достойным ученым, своими трудами внесшим весомый вклад в отечественную и мировую науку и ставшими академиками и лауреатами государственных премий, не находится места в тесно сплоченных правительственных и ведомственных рядах. А плачевный результат таких, якобы научно обоснованных государственных решений на земле русской всем известен – рукотворный кризис не только науки, не только образования, но и, как следствие, всех других сфер деятельности человека, включая экономику, превратившуюся в сырьевую, эфемерную и цифровую, лишенную главной и основной ее составляющей – производства отечественной промышленной продукции.

Естественно-научные достижения в значительной степени определяют развитие современного общества во всех цивилизованных государствах. Существенный прирост валового внутреннего продукта в развитых странах обеспечивает разработка наукоемких технологий, которые зарождаются в недрах естественно-научных исследований. За последние десятилетия созданы уникальные устройства и приборы, нашедшие широкое применение и позволяющие совершенствовать технологии разного производства, например, увеличивать быстродействие и объем памяти компьютеров многих модификаций – от мощных вычислительных комплексов, или суперкомпьютеров до портативных смартфонов, или компьютеров в кармане. Объем научной информации с каждым годом неуклонно и стремительно растет. Совершенствуются и информационные технологии. Расширяется и их спектр практических приложений с пользой для дела.

 Казалось бы, во всем мире наука продолжает успешно развиваться. Почему же в наше время растет скептицизм по отношению к науке, особенно в нашей стране? Научно-исследовательская работа все меньше и меньше привлекает молодежь. Можно назвать две основные причины такого безрадостного положения. Во-первых, это – прямое следствие тех поспешных и преступно ошибочных стратегических решений, которые принимались и принимаются на государственном уровне без серьезного научного анализа и без должного логического обоснования. И печальный, трагический результат всем известен – отечественная наука под влиянием западного менеджмента деградации полностью разрушена и не оставлено все лучшее и прогрессивное от прежней системы организации научных исследований. И об этой рукотворной беде знают все благомыслящие люди, в том числе и каждая домохозяйка, которой «вождь мирового пролетариата» заповедовал управлять всеми и всегда при построении «светлого будущего», которое в реальной жизни нисколько не стало светлым, а омрачилось до предела многомиллионными жертвами русского народа и навсегда кануло в Лету.

Другая причина скептического отношения к науке кроется в организации самой науки, хотя и вытекает из непродуманной государственной стратегии развития общества: в последние десятилетия принципиально изменилась мотивация научно-исследовательского труда: получение грантов, высоких званий и научных степеней стало более значимой целью, чем поиск естественно-научной истины и достижение научных результатов с практическим применением и их внедрением в технологии…

Если мысленно все же вернуться в 1960-е годы, когда наука во всем мире, включая Советский Союз, была на подъеме, а ученые были в почете, то станет ясно, что она во многом не смогла оправдать возлагаемых на нее больших и радужных надежд. В то время общество ожидало, что благодаря научным достижениям в ближайшие десятилетия основные проблемы человечества будут решены. Такие ожидания формировались как в недрах самой науки, преимущественно фундаментальной, так и в значительной степени в околонаучной среде, включающей фантастику. Что же мы имеем в конечном итоге?

Многие научные идеи, практическая и технологическая реализация которых казалось тогда не за горами, так и остались в области гипотез и фантастики. К ним относятся гравитационные волны и антигравитация, погружение человека в анабиоз, укрощение старения живых организмов, возможность использования гипотетического антивещества для производства энергии, искусственный интеллект, превратившийся в губительную компьютерную зависимость, и др. А в последнее время в околонаучной среде активно обсуждается еще одна фантастическая гипотеза – о существовании таинственной темной материи, по своему противоречивому названию и содержанию похожей не некую черную дыру, способную поглотить все и всех при любых обстоятельствах, включая непредвиденные. Смекалистые люди, но не истинные ученые, предлагают способы обнаружения такой выдуманной материи и вместе с ее авторами пытаются отнести эту заумную гипотезу к фундаментальным исследованиям, рассчитывая на выделение финансовых средств…

Разрабатываемые технологии, вполне доступные с позиций фундаментальной и прикладной науки второй половины прошлого века, до сих пор не позволили создать работающие термоядерные электростанции, которые производили бы тепловую и электрическую энергию без больших затрат природных ресурсов, хотя исследовательские работы в этой области ведутся с давних времен, со средины прошлого века и потрачены астрономические суммы денег и немалые материальные ресурсы, и тем самым нанесен огромный ущерб окружающей среде. Не созданы пилотируемый планетолет с ядерным двигателем, гиперзвуковой пассажирский самолет и многое другое из области фантастики. Уже в течение более полувека некоторые исследователи-оптимисты по-прежнему осмеливаются прогнозировать одно и то же: до их создания остается «несколько десятилетий». Давно «заморожены» проекты, наукоемкие и основанные на хорошо освоенных технологиях: полеты человека на Луну и Марс, массовое производство поездов на магнитной подушке и др.

Не следует забывать, что попытка реализации многих фантастических идей требует чрезвычайно больших затрат материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, что неизбежно усиливает необратимое, антропогенное воздействие на биосферу. Кроме того, некоторые заманчивые гипотезы, наряжаясь в заумные математические одеяния, претендуют на роль фундаментальной научной теории и финансируются за счет обретенных чудесным образом грантов в ущерб практически значимых, результативных, экспериментальных исследований.

Несмотря на многие изъяны и недостатки в организации науки во всем мире и особенно в России, она все же продолжает развиваться, хотя и темпы роста научного знания ощутимо замедлились в последние годы и десятилетия, и одна из основных причин такого явного замедления – существенное сокращение бюджетного финансирования. Например, доля расходов НАСА в бюджете США, включающем немалые средства на науку, в настоящее время примерно в 10 раз меньше, чем в 60-е годы прошлого века. В результате такого значительного сокращения освоение Луны отложено почти на полвека: полет человека на Марс, который планировался сначала в 1969 г., а потом в 1982, как предполагается сегодня, станет возможным не ранее 2030 г. Некоторые известные ученые в области космонавтики и в других естественно-научных отраслях, профессионально владеющие своим делом, вполне обоснованно считают, что с точки зрения объективной необходимости проведение таких дорогостоящих работ в дальнейшем нецелесообразно…

Многие здравомыслящие и просвещенные люди начинают постепенно осознавать, что прежние цели: полет человека на Луну либо Марс, дальнейшее освоение космического пространства в безнадежном поиске нормальных внеземных условий обитания, создание гипотетической термоядерной электростанции, сооружение всем миром ускорителей-гигантов и другие, – не оправдывают вложенных на их достижения баснословных материальных и финансовых средств. Вполне очевидно, эти и подобные им фантастические цели не отвечают в полной мере насущным земным запросам и потребностям каждого человека и человечества в целом.

Какие же цели могла бы оправдать новая миссия науки? Очевидно, вновь поставленные цели должны быть мобилизующими и отвечать жизненным интересам каждого человека и всего человечества в целом. Одна из таких важнейших целей – сохранение биосферы в естественном состоянии для нынешних и грядущих поколений.

Для достижения такой благородной цели необходимо на научной основе, сохраняя все лучшее и прогрессивное из прошлого, решить непростые, но практически значимые задачи:

 – наладить высокотехнологичное производство промышленной и продовольственной продукции с минимальным потреблением природных ресурсов и ограниченным воздействием на окружающую среду;

– организовать сбалансированное и высокопродуктивное сельское хозяйство с применением современных биотехнологий и сохранением плодородия почвы;

– внедрить экологически чистое производство электроэнергии с минимальными потерями и максимально используя природные источники тепла и света;

– организовать повсеместно на государственном уровне защиту окружающей среды.

Решение именно этих насущных, земных задач, технологически возможных, вполне достижимых и реализуемых, будет способствовать самовосстановлению природных процессов, которому препятствует широкомасштабное, глобальное вторжение в биосферу человека разумного, но не воспитанного и не просвещенного. Такое глобальное вторжение порождает трудно решаемые экологические проблемы, связанные с чрезмерным загрязнением окружающей среды, которое происходит не только при производстве и потреблении промышленной и продовольственной продукции, но и при бесполезном и весьма затратном освоении космического пространства с гигантскими затратами природных ресурсов и с привлечением лучших интеллектуальных сил. Безрассудно и не в меньших масштабах потребляются природные ресурсы при разработке и серийном производстве дорогостоящих, технологически сложных и наукоемких средств уничтожения всего живого, включая самое мощное и разрушительное ядерное, с целью безраздельно властвовать до скончания века сначала в отдельно взятой стране, а потом и во всем мире. 

Без решения названных и других земных задач, практически значимых, биосфера будет по-прежнему деградировать, а вместе с ней будет и вымирать человечество. Не только ученые всех стран, владеющие достоверной информацией о состоянии окружающей среды, не только все благомыслящие и воспитанные, просвещенные и образованные люди, но и все государственные деятели, по зову совести и по воле Всевышнего, должны осознать такую исключительно важную и благородную миссию науки. Тогда и только тогда станет вполне возможным новый триумф отечественной и мировой науки, которая будет направлена на достижение гармонии человека и природы и выведет человека разумного из виртуальной неволи в реальный мир благоденствия.                               

 

         Библиографические ссылки

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.      

Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.

Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          5-е изд. М.: Директ-Медиа, 2023.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004.

Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.     

Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.

Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.

Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

России. М.: ООО «Традиция», 2018.

Карпенков Степан Харланович                                                

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован