12 июля 2004
1138

Бондаренко В. М.: Философия искусственного интеллекта в свете новой методологии познания

Проблема создания искусственного интеллекта - эта проблема не только и не столько техническая или социокультурная, это проблема обществоведческая. Почему? Сделаем попытку ответить на этот вопрос.
В начале 80-х годов прошлого столетия началось внедрение компьютеров в народнохозяйственный комплекс СССР и на их основе создание АСУТП и АСУП. Академик В. Глушков был первопроходцем этих разработок. Но в итоге он пришел к заключению, что использовать компьютер в народнохозяйственном комплексе СССР - это все равно, что ставить на телегу реактивный двигатель. Система оказалась невосприимчивой к достижениям научно-технического прогресса.
Сегодня наступило время информационных и генных технологий, виртуальной реальности, биологических компьютеров из молекул ДНК и ферментов, время компьютеров с логическим мышлением на его самом современном, математическом уровне, способных активизировать мыслительную и в целом психическую деятельность человека не только путем использования компьютерных программ, но и путем непосредственного соединения мозга человека с компьютером и создания человеко-машинного кибернетического организма - киборга. Появление самообучающихся роботов создает угрозу замены и отставания людей от машин уже в области интеллектуальной деятельности. Появилась реальная угроза превращения людей в рабов машин [4, 5].
Иными словами сегодня, как и двадцать лет тому назад существующая модель (при всех ее происшедших за этот период трансформациях) развития человеческого сообщества входит в противоречие с достижениями науки и техники. Человечество стоит сегодня на грани самоуничтожения с помощью своих же интеллектуальных наработок.
Но если на эту проблему посмотреть сразу из будущего, а не из прошлого и настоящего, как это принято в традиционном научном знании, то получается, что человек может познать законы развития своего существования и научиться управлять этим развитием. Такой подход я использую в своих исследованиях уже давно. Накопившиеся данные и практическая апробация позволили мне сформулировать совершенно новую методологию познания закономерностей в развитии человеческого сообщества [1].
Вот ее основные константы: в основу новой методологии положен системный, междисциплинарный и синергетический подход; развитие всего человеческого сообщества и его частей в любом разрезе рассматривается как развитие целостной системы с позиции достижения единой цели. Выявлено, что такой целью должен быть конкретный человек во всем многообразии материальных и духовных потребностей, вплоть до потребности достичь образа и подобия Создателя, при обеспечении условий равного и свободного доступа к благам при их бесконечном разнообразии; развитие человеческой системы по отношению к цели рассматривается через один единственный показатель - время; показатель времени между возникновением материальной и духовной потребности каждого конкретного человека и общества в целом и моментом ее удовлетворения и его непрерывное сокращение я определила как главный критерий эффективности достижения цели.
Таким образом, под этим будущим я понимаю такое состояние в развитии общественной системы, когда время между возникновением потребности конкретного человека и общества в целом и ее удовлетворением сокращается и всемерно стремится к нулю.
Как же это новая методология соприкасается с проблемой искусственного интеллекта? В теоретическом плане, с позиции новой методологии, время между возникновением потребности и ее удовлетворением с точки зрения достижения цели - это вектор времени (или ось времени) от бесконечности до нуля. Развитие человечества, его разных структур вплоть до конкретного человека распределилось на этом векторе в разных точках, причем в каждый момент времени можно приближаться или удаляться от цели. Вектор времени - это линейное видение проблемы, и о нем можно говорить, если рассматривать жизнь человеческого сообщества в статике, на конкретный момент времени. Но в динамике все происходит гораздо сложнее. Сегодня время между возникновением потребности и ее удовлетворением для разных сообществ - свое, и оно не совпадает ни на момент времени, ни в динамике. Более того, процессы изменения времени могут быть положительными и отрицательными, эволюционными и инволюционными, цикличными и волнообразными, прямыми и возвратными. Если рассмотреть эти процессы применительно не к сообществам, а к конкретному человеку, то численное значение этого многообразия будет определяться цифровыми значениями со многими степенями. Так, каждый человек живет как бы в своей сфере, в своем микрокосмосе - не совпадающем с космосом других. Таким образом, если цивилизации, народы, страны, мелкие и крупные сообщества и конкретные люди находятся в разном линейном и сферическом временном пространстве, то имеют разные уровни сознания, и они никогда не согласуют свои интересы, никогда не поймут друг друга, и вместо диалога между ними возникнут столкновения.

2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован