12 июля 2005
1307

Бондаренко В. М.: Новый методологический подход к обоснованию концепции и стратегии построения информационного общества.

Проблема построения информационного общества - это проблема обществоведческая, общесистемная.
Приведу несколько примеров.
В начале 80-х годов прошлого столетия началось внедрение компьютеров в народнохозяйственный комплекс СССР и на их основе создание различных типов АСУ. Академик В. Глушков был первопроходцем этих разработок. Но в итоге он пришел к заключению, что использовать компьютер в той системе отношений, которая сложилась в СССР - это все равно, что ставить на телегу реактивный двигатель. Система оказалась невосприимчивой к достижениям научно-технического прогресса.
Сегодня наступило время информационных и генных технологий, виртуальной реальности, биологических компьютеров из молекул ДНК, время, когда можно непосредственно соединить мозг человека с компьютером и создать человеко-машинный кибернетический организм - киборг. Появление самообучающихся роботов создает угрозу замены и отставания людей от машин уже в области интеллектуальной деятельности. Появилась реальная угроза превращения людей в рабов машин.
Особенно важно понять, что сегодня многие страны, в том числе и Россия, приступили к разработке своих национальных инновационных систем, в арсенале которых разработки шестого технологического уклада: нанотехнологии, биотехнологии, фантастические информационные технологии и технологии систем безопасности. Но нет никакой гарантии, что эти достижения не будут использованы в разрушительных целях.
Например, сейчас ведутся разработки новых вооружений, ещё более мощных и опасных. Это в первую очередь относится к области нанотехнологий: учёные работают над созданием микроскопических роботов, которые могут выполнять любые действия и при этом постоянно воспроизводить свои копии - по тому же принципу, как размножаются живые клетки. Это с одной стороны. С другой - сегодня нет противостояния двух сверхдержав, но появилась другая опасность - терроризм. В печати появились сообщения о том, что, используя передовые информационные технологии и вооружившись самыми современными образцами вооружения, лидеры и идеологи террористических организаций вынашивают планы по использованию оружия массового поражения вплоть до миниатюрных атомных бомб. Преступные группы, тесно связанные с террористами, также внедряют в своей работе новейшие достижения науки и техники.
Экстремисты и террористические организации с помощью ИКТ устанавливают в реальном времени тесные взаимосвязи между собой и могут превратиться в мощные террористические интернационалы, способные подчас бросить вызов целым государствам. В связи с этим возникает реальная угроза появления совершенно новых разновидностей технологического терроризма. Более того, как показывает мировой опыт, использование информационно-телекоммуникационных технологий ускоряет поляризацию мира, увеличивает разрыв между богатыми и бедными, технологически передовыми и отсталыми странами, что является главным источником нестабильности, питательной средой сегодняшних и будущих конфликтов, в том числе глобального характера.
Между тем, прогресс науки и техники продолжается, и на повестку дня встал вопрос о построении информационного общества. Но существующие сегодня социальные, экономические, политические, организационные, научно-технологические различия не позволяют разным странам в одинаковой степени воспользоваться возможностями цифровых технологий и объединить их использование на глобальном уровне.
Недавно в сети Интернет появился доклад "Национального разведывательного совета (НРС) США "Набрасывая глобальное будущее". В нем предпринимается попытка дать прогноз мирового развития до 2020 года. Доклад привлек огромное внимание международного экспертного сообщества не только глубиной своих оценок, а также тем выводом, что на фоне быстро меняющегося мира все меньше стран сохраняют интеллектуальный капитал, достаточный для комплексного анализа и прогнозирования этих изменений. По моему мнению, происходит это потому, что современная наука подошла сегодня к опасной черте незнания, когда весь имеющийся у нас методологический инструментарий различных теорий исчерпал всю свою аналитическую и прогностическую функцию. И приводит к тому, что знания человека об экономической реальности, нарастая лавинообразно, мгновенно устаревают, т.к. в момент использования этих знаний и получения выводов картина мира уже совершенно другая и не отражает действительности.


"Информационное общество" No3, 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован