10 ноября 2004
1488

Борис Симонов: Роспатент нашел оригинальный способ борьбы с контрафактной продукцией

Роспатент нашел оригинальный способ борьбы с контрафактной продукцией. На прошлой неделе глава Федеральной службы по интеллектуальной собственности (нынешнее название Роспатента) Борис Симонов предложил присваивать эксклюзивным российским товарным знакам статус объектов культурного наследия с привязкой к конкретной территории производства. В итоге масло "Вологодское" будут делать только в Вологде, а оренбургские пуховые платки - в Оренбурге. Продукция всех остальных производителей "эксклюзива" автоматически станет подделкой.

Культурным наследием - по пиратам

"Эксклюзивным российским товарным знакам должен присваиваться статус объектов культурного наследия", - с такой инициативой, как сообщает РИА "Новости", выступил руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борис Симонов. По его мнению, в настоящий момент многие товарные знаки, содержащие географическое название региона или города, в котором производится товар, используются в России повсеместно. И при этом многочисленные производители не соблюдают ту уникальную технологию, которая была использована "родоначальниками".
Подобные товары, считает Борис Симонов, являются национальным богатством страны. "Необходимо модернизировать закон о патентах, чтобы поднять правовой статус наименований мест происхождения товара, как, например, это сделано для особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия", - сказал господин Симонов. При этом "наименование места происхождения товара должно устанавливаться указом или декретом президента". По мнению Симонова, такая система приведет к снижению доли контрафактной продукции в этой сфере. По данным Роспатента, оборот контрафакта на российском рынке составляет 80-100 млрд. рублей ежегодно, в результате чего экономика недосчитывается 1.5 млн. рабочих мест, а госбюджет - 30 млрд. рублей ежегодных поступлений.

Эксклюзивность на хлеб не намажешь

В настоящее время определить соответствие того или иного продукта этикетке, указывающей место происхождения, не представляется возможным. Так, например, кроме Вологды практически в любом регионе России (и даже в Финляндии) можно встретить сегодня сливочное масло "Вологодское", а 70% рынка бутилированной "брендовой" минеральной воды составляет контрафактная продукция. Всего же, по словам главы Роспатента, в России есть 74 территории, на которых производится уникальная брендовая продукция.
Российские производители восприняли инициативу Роспатента с нескрываемым энтузиазмом. "Мы не против, но только в том случае, если российским производителям будут даны какие-либо преимущества", - отметил исполнительный директор вологодского ГУП "Учебно-опытный молочный завод ВГМХА им. Н.В. Верещагина" Михаил Острецов. По его словам, масло "Вологодское" производят сейчас и в Питере, и в Смоленске, и в Москве. "Повышение юридического статуса товарного знака было бы для нас несомненным плюсом, - заявила "Известиям" начальник отдела качества Тульского ОАО "Лакомка" (производит тульские пряники) Надежда Беловинцева. - Производители "левых" пряников, которые время от времени появляются во многих городах России, наносят фабрике ощутимый урон".
"Да, продукцию "Гжели" сегодня производят все кому не лень - только в московском регионе это порядка 140 предприятий, - заметил в разговоре с "Известиями" гендиректор ЗAO "Объединение Гжель" Виктор Логинов. - Если Борис Симонов проведет свой пакет законопроектов, то это, несомненно, будет шагом по защите исторически сложившихся брендов". "Около 60% минеральной воды "Ессентуки" на прилавках российских магазинов - элементарные фальшивки, изготовленные в Подмосковье и под Питером, в других местах, далеких от наших источников. Они ничего общего не имеют с натуральной минеральной водой", - заявил "Известиям" директор ессентукского завода "Русский дом" Владимир Окул.

Законопроект распишут под "Гжелку"

Юристы отмечают в целом адекватный и позитивный характер готовящихся Роспатентом нововведений, но предостерегают от перегибов в их реализации. "Такие страны, как Франция или Испания, ревностно юридически оберегают места происхождения своих брендов. Классический пример - шампанское и Шампань, - говорит международный партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич. - Однако для присвоения российским товарным знакам статуса объектов культурного наследия в любом случае должна проводиться их экспертиза. Я бы побоялся отдавать ее на откуп какому-нибудь органу вроде Минсельхоза, который нередко преследует свои интересы. Я думаю, в инициативе Роспатента можно проследить интересы российских производителей алкоголя, например "Союзплодимпорта", борющегося за "Гжелку".
Некоторые и вовсе не разделяют инициативу Бориса Симонова. "Для страны с таким богатым культурным наследием это кощунственно - маслу или гжели присвоить статус культурного наследия", - считает член президиума организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Андрей Насонов, пишут "Финансовые известия".


10.11.2004
www.torgrus.com
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован