16 января 2007
3101

Борис Вишневский: Пенсионные накопления граждан могут достаться отнюдь не им

К началу августа российские граждане должны были получить из Пенсионного фонда России (ПФР) первое из "писем счастья" (выражение главы ПФР Михаила Зурабова), содержащее информацию о состоянии их пенсионных счетов. Не уложились, и срок отодвинут на конец августа - начало сентября ("из-за летнего периода"). Впрочем, этот вопрос вряд ли является главным для будущих пенсионеров. Гораздо более их волнует другое: куда будут вложены их деньги, какой они принесут доход и какую пенсию они в итоге будут получать? Уже на этой неделе получил старт марафон под названием "получение права на инвестирование пенсионных накоплений". В понедельник Минфин сообщил, что направил на регистрацию в Минюст приказ о продлении до 29 августа приема заявок от негосударственных управляющих компаний на участие в этом марафоне. А во вторник состоялось первое заседание только что созданного общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений. Общественный совет будет контролировать процесс накопления и формирования пенсионных средств, а также их расходование.

Уже сейчас средства накопительной части пенсии оцениваются примерно в 4-5 миллиардов долларов и борьба за право ими управлять идет достаточно острая. Еще когда пенсионная реформа только замышлялась, нетрудно было предсказать, что этот ресурс станет предметом серьезного "капиталистического соревнования". И соревнование действительно развернулось...

Для начала выяснилось, что в прошлом году налоговые службы собрали 313 миллиардов "пенсионных" рублей, предназначенных для формирования страховой и накопительной частей пенсии, но не все они успели дойти до ПФР. Разница - 64 миллиарда рублей, которые так и не попали на индивидуальные счета и соответственно не смогут в 2003 году принести будущим пенсионерам какой-либо инвестиционный доход. Следующая проблема касается денег "молчунов" - граждан, которые сами не выбрали частную компанию для управления своими пенсионными накоплениями. Известно, что до 15 октября 2003 года каждый гражданин должен определиться с выбором этой компании, которая будет заниматься инвестированием накопительной части его будущей пенсии. Но, по оценкам экспертов, "молчунов" может оказаться от 80 до 90% от общего числа. Почему так много? Да потому, что информации о пенсионной реформе до смешного мало. Даже профессионалы, работающие в отделениях ПФР, испытывают трудности с пониманием законодательных норм, невнятно трактующих важнейшие для граждан вопросы. В итоге государственная управляющая компания, которая будет распоряжаться деньгами "молчунов", становится могущественной структурой. И понятно, что за право стать этой компанией ведется жестокая борьба. Чем завершится история с "молчунами" - пока неизвестно.

Но суть дела не только в этом. Ведь введенная система инвестирования пенсионных накоплений имеет несколько системных недостатков.

Во-первых, индексирование накопительной части пенсии по закону должно проводиться ежегодно, но... "с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений". Скажут нам, что не было доходов, плохо инвестировали, - что же поделать... Или, как выражался один из правительственных пропагандистов, "увы, это и есть тот самый риск, без которого не выпьешь шампанского". Непонятно, впрочем, почему пенсионное обеспечение, являющееся конституционной функцией государства, должно содержать в себе для граждан элемент риска?

Во-вторых, накопительная система может нормально работать только при условии надежной защиты их от инфляции. Между тем при нынешнем уровне инфляции за десять лет накопления похудеют в шесть раз, за двадцать - почти в сорок раз. Однако, несмотря даже на то, что об отсутствии механизмов "антиинфляционной защиты" говорилось в заключении на один из пенсионных законов, подписанном президентом Владимиром Путиным, никаких государственных гарантий сохранности пенсионных накоплений так и не было установлено.

Да, государство вправе инвестировать пенсионные средства через уполномоченные им структуры, но при этом оно обязано взять на себя риск и в случае, если доходность операций по инвестированию этих средств оказалась меньше уровня инфляции, возместить разницу. Заметим, в первом полугодии 2003 года, по вполне официальным данным Госкомстата, реальный рост пенсий (с учетом инфляции) составил всего 3%. Что получается? Получается, что, позволяя ПФР вести масштабную игру с нашими деньгами, правительство хочет за счет пенсионеров поупражняться в игре на финансовых рынках с сомнительным финансовым результатом.

В-третьих, согласно закону пенсионные накопления объявлены... государственной собственностью (!). И родственники пенсионера смогут унаследовать накопленные им пенсионные средства только в том случае, если он хотя бы на один день, но не дожил до пенсионного возраста. В противном случае все уходит в бюджет. Несправедливость этого положения очевидна. С какой стати родственники умершего пенсионера не смогут унаследовать накопленный им капитал?

Между тем в рамках накопительной системы десятки миллионов работающих россиян выдадут государству беспроцентный кредит величиной примерно в 10 миллиардов долларов на десятки лет, оставшихся им до пенсии. И не будут иметь возможности ни потребовать возврата хотя бы части этого кредита досрочно, ни получить с государства причитающиеся им деньги, если оно по каким-то причинам откажется платить. А мы все хорошо знаем, как государство оплачивает свои долги нам.

В-четвертых, все ключевые решения в пенсионной сфере законом оставлены либо на усмотрение правительства, либо на усмотрение ПФР. Иными словами, гражданам становится известен лишь окончательный результат. А как же гарантии сохранности накоплений? Ведь не составляет труда представить себе, что отобранные государством управляющие компании впоследствии пошли по миру вместе со своими инвестициями. А родное государство разведет руками и в очередной раз объяснит своим гражданам, что рынок есть рынок, от риска никто не застрахован и вообще в жестоком капиталистическом мире выживает сильнейший, а слабейший сам виноват, что не смог приспособиться.

И последнее, в результате проведенной пенсионной реформы - уже третьей по счету за последние 13 лет - процент ВВП, направляемый на выплату пенсий, не увеличивается ни на йоту. Как был 6%, так и остается 6%, в то время как в любой из европейских стран, включая страны Восточной Европы, он в 2-2,5 раза больше и составляет 12-15%. Так откуда же взяться росту уровня жизни стариков?

В общем, гражданам, надеющимся на получение в старости нормальной пенсии, стоит почаще перечитывать сказку про Буратино, которому лиса Алиса и кот Базилио советовали инвестировать его накопления в Поле чудес в Стране дураков. Что называется, "и в полночь вашу пенсию заройте в землю там"...
ЭКСПЕРТ НОМЕРА

Алексей Громыко, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН:

- Накопительная пенсионная система - вещь хорошая, особенно в теории. Западные страны всю первую половину ХХ века корпели над ее созданием. Но эта система никогда не заработает, пока средний уровень зарплаты в нашей стране не перестанет представлять из себя такое жалкое зрелище - не с чего накапливать. Поэтому надо запасаться терпением и молиться о профессиональности управленцев, отвечающих за эту реформу. Пока же главное, чтобы государство не воспользовалось этой новацией, чтобы сложить с себя ответственность по обеспечению населения государственной базовой пенсией.


8 августа, 2003
Борис Вишневский ("Родная газета")
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован