23 марта 2004
3802

Чахоточный румянец путинского процветания

Экономика выросла на 30%, инвестиции - в полтора раза, реальные доходы населения - в 1,6 раза. Золотовалютные резервы Центробанка увеличились в 7 раз, инфляция упала втрое (с 36,5% в 1999 году до впервые соответствующих прогнозу 12,0% в 2003), профицит бюджета стал нормой. Чистый отток частного капитала упал в 8,6 раза - с 24,8 млрд.долл. в 2000 году до 2,9 млрд. в 2003, фондовый рынок ставит рекорды; он за 3,5 месяца компенсировал падение котировок (более чем на четверть), вызванное агрессивными действиями государства против бизнеса.

Успехи вызваны не только исключительно благоприятной внешней конъюнктурой, но и "микроэкономической революцией": средние компании в потребительском секторе промышленности и сфере услуг модернизировали значительную часть систем управления и даже оборудования.

Их усилия улучшили динамику, но не изменили модель развития. Именно в 2000-2003 годах в России окончательно оформилась экспортно-сырьевая модель развития. Девальвация 1998 года дала шанс и другим секторам, но пассивность государства, вернувшегося к брежневской модели паразитирования на нефтедолларах, не позволила реализовать его.

Сырьевая модель развития не позволит поддерживать высокие темпы роста даже при дорогой нефти. Они будут снижаться и к 2008 году не превысят 3-4%; с 2007 года начнут нарастать трудности, связанные с сокращением добычи газа и экспорта оружия.

Формальные показатели могут позволить ставить Россию в один ряд с наиболее крупными и динамичными экономиками мира - китайской, индийской и бразильской. Однако ее отличия от стандартных моделей велики и заключаются прежде всего в незащищенности собственности.

Наиболее прибыльный бизнес в России (кроме наркоторговли) - это захват предприятий при помощи коррумпированных судов и законов, сознательно принятых в несовершенном виде. В последние годы усилия частных хищников, насколько можно понять, дополнены действиями компаний, связанных с чиновниками или действующими в их интересах.

Несмотря на исключительную монополизацию экономики (во многом унаследованную от СССР), антимонопольная политика практически отсутствует. Реорганизация правительства снизила статус антимонопольного ведомства и уничтожила даже институциональные предпосылки борьбы с повсеместным злоупотреблением монопольным положением.

Существенна роль государства, практически освободившегося за последние годы от ответственности перед населением. Суть путинской "управляемой демократии" - в предоставлении бюрократии полной свободы действий в обмен на лояльность руководству. Демократия как институт принуждения государства к ответственности перед общест-вом практически искоренена.

Авторитарная модернизация невозможна, так как требует ответственности элиты перед обществом, а такая ответственность органически недоступна нынешней элите России, сформировавшейся в процессе осознанного разрушения и разграбления собственной страны.

Из-за пассивности бюрократии и ее неспособности сформировать образ желаемого будущего экономическая повестка дня определяется крупным бизнесом. Ельцинские олигархи, связанные с исполнением бюджета или проведением приватизации, при Путине, как можно понять, заменяются компаниями, находящимися под контролем высоко-поставленных сотрудников силовых структур - "силовой олигархией".

Несовпадение интересов крупного бизнеса с интересами общества не позволяет такой экономической политике модернизировать Россию. Олигархи защищают свою собственность политическими инструментами, и для них "защита прав собственности" как таковая невыгодна: это защита чужой собственности от их экспансии. Антимонопольная политика невыгодна им, так как они злоупотребляют монопольным положением наиболее явно. Развитие депрессивных территорий и борьба с бедностью просто находятся вне сферы интересов крупного бизнеса.

В результате реальная экономическая политика сводится к созданию новых видов бизнеса в новых сферах. Иногда это грозит дезорганизацией унаследованным от СССР системам жизнеобеспечения (например, электроэнергетике).

Государство делегирует функции разработки и реализации ре-форм заинтересованным и при этом государственным участникам соответствующих рынков. Так, пенсионная реформа не обеспечивает интересов ни будущих пенсионеров (им не обещают даже сохранности пенсионных взносов), ни модернизации экономики (пенсионные взносы инвестируются преимущественно в госбумаги). Она проводится в интересах профессиональных участников фондового рынка, работающих с пенсионными деньгами и не несущих ответственность за последствия своих действий (при этом государственный Пенсионный фонд, организовав "информационную блокаду" населения, сконцентрировал у себя взносы 98% будущих пенсионеров).

Сложившаяся модель развития России объединяет худшие черты советской и олигархической моделей и потому нежизнеспособна. Накопленный запас прочности позволяет ей просуществовать 2-3 года после удешевления нефти до 22 долл/барр (этот уровень заложен в бюджет-2004), после чего неизбежен системный экономический, политический и инфраструктурный кризис. Он завершится либо политической модернизацией России и формированием в ней эффективной демократии, либо распадом по образцу СССР.

Этот кризис неизбежен даже при сохранении высоких цен на нефть (хотя и позже - в течение 5-7 лет), так как перманентный передел собственности, тотальный произвол монополий, бедность основной массы населения и разложение госаппарата (системная коррупция - лишь один аспект этого разложения) тормозят экономику, блокируют технологический прогресс и снижают конкурентоспособность России.


Михаил Делягин, ИПРОГ

23.03.2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован