18 июня 2009
1186

Человек, которому удается все

Иногда просто диву даешься, как одному человеку удается осваивать одновременно несколько видов деятельности и при этом добиваться успеха буквально на всех направлениях.

Валентина Ивановича Кудинова без преувеличения знает вся республика, перечень званий и регалий этого человека способен поразить воображение любого: многолетний руководитель компании "Удмуртнефть", депутат республиканских и российских представительных органов власти нескольких созывов, основатель нефтяного факультета УдГУ, заведующий кафедрой разработки нефтяных и газовых месторождений, профессор, доктор технических наук, академик четырех российских, четырех международных и двух зарубежных академий, сопредседатель постоянной комиссии по разработке нефтяных месторождений Министерства природных ресурсов РФ. И, наконец, Валентин Кудинов - председатель Общественной палаты Удмуртской Республики.

Валентин Иванович человек занятой, поэтому время для интервью нам удалось выкроить только в перерыве экзамена, который профессор принимал у студентов-нефтяников.



- Валентин Иванович, как вам удается сочетать несколько видов профессиональной и академической деятельности с общественными обязанностями?

- Такое сочетание, на мой взгляд, идеально мобилизует человека, способствует раскрытию его профессионального и творческого потенциала. В школе я исполнял обязанности секретаря комсомольской организации, в институте с 1-го курса был членом комитета комсомола, а затем стал освобожденным секретарем профсоюзной организации нашего вуза. И уже к окончанию института мне удалось приобрести солидный опыт общения с людьми. А такие навыки просто необходимы руководителю любого уровня. Уже во время учебы исполнение общественных обязанностей приучило меня к тщательному планированию своего времени, грамотному распределению усилий. Даже активный общественник не должен пренебрегать занятиями.

- А как вы нашли свою будущую профессию, почему отдали предпочтение нефтяной отрасли?

- Если честно, то мой выбор был во многом случайным. Голодные послевоенные годы, многодетная семья (работал только отец) особого выбора мне не предоставляли. Я узнал, что в Куйбышеве открылся нефтяной факультет, студентам которого платили повышенную стипендию. Так что мне, наверное, повезло. Ведь в результате профессия нефтяника пришлась мне по душе и стала делом всей моей жизни.

- Как известно, вы стояли у истоков превращения компании "Удмуртнефть" в одно из ведущих предприятий республики. Наверное, это было непросто?

- Когда в 1973 году мне предложили стать начальником объединения "Удмуртнефть", за моими плечами был 10-летний опыт работы в двух регионах - Куйбышевской и Оренбургской областях. После окончания института я освоил все ступеньки профессиональной карьеры: инженер, старший инженер, заведующий промыслом, главный инженер... Мне приходилось решать самые разнообразные технические и хозяйственные задачи. Так что к новому этапу своей биографии я был готов.

Об Удмуртии я тогда знал, что здесь производят оружие и мотоциклы. Я думал, что в таком промышленно развитом регионе к нефтяникам отношение такое же уважительное, как к металлургам и машиностроителям. Но, как оказалось, я ошибался. Ведь первые тонны нефти в Удмуртии были добыты в 1969 году, инфраструктура отрасли находилась тогда в зачаточном состоянии. Поэтому нефтедобыча сопровождалась не самыми приятными эксцессами: розлив нефти на поля, тяжелая техника разбивает дороги... Населению и местной власти это, разумеется, было не по вкусу.

- Как вам удалось переломить ситуацию?

- Я уже тогда понимал (так считаю и сегодня), что развитие отрасли должно проводиться комплексно. Подготовка кадров, развитие производственной базы, прокладка дорог должны проводиться параллельно. Все это надо делать одновременно и сразу. Плюс социальный аспект. Для нас всегда на первом месте стояли строительство жилья, развитие социально-бытовой сферы. А собственно добыча нефти - на втором месте. Но при этом экономические показатели неизбежно поднимутся, если социальные вопросы решены грамотно. Мы еще в "дефицитные" советские годы начали создавать подсобные хозяйства, производили мясо-молочную продукцию, создали прекрасное тепличное хозяйство. Дыни и арбузы собственного производства в Удмуртии!

Политика компании строилась следующим образом: ведем дорогу к месторождению - обязательно отвод к ближайшим деревням. То же и с водоводами, линиями электропередачи, подстанциями. В начале 80-х годов у нас асфальтированных дорог было больше, чем у республики. Будучи депутатом Верховного Совета, я активно лоббировал идею о перераспределении системы налогообложения. В результате несколько лет часть налоговых отчислений отрасли попадала в местные бюджеты. Поверьте, отношение к нам резко изменилось. А в годы перестройки, когда промышленные предприятия встали, когда порядка 50% доходной части бюджета Удмуртии давала наша отрасль, к нефтяникам, естественно, стали относиться с большим уважением.

- Кризис 90-х нарушил сложившиеся технологические связи, что отразилось на состоянии отрасли. Как вы решали эти проблемы?

- В конце 90-х годов мы с рядом руководителей республиканских предприятий нанесли визит в Техас. Буквально за неделю мы провели встречи с руководителями двадцати американских нефтяных компаний. Результатом этой поездки стало создание нескольких совместных предприятий по выпуску передового оборудования для нефтедобычи (например, по выпуску долот для бурения скважин). В Воткинске было налажено первое в России производство оборудования для горизонтального бурения. Мы, кстати, являемся авторами технологии бурения боковых горизонтальных стволов в обводненных скважинах. Ее использование способно повысить дебит скважин в 3 - 4 раза по сравнению с первоначальными показателями. Теперь этот метод применяется по всей России.

- Бурно развивающаяся отрасль требует постоянного притока квалифицированных кадров. Нефтяной факультет - ваше детище. Как проходило его становление?

- В начале 90-х готовить кадры в той же Москве было весьма проблематично: слишком большие затраты. А между тем в Ижевске было все необходимое для открытия нефтяного факультета: в 20 км от города нефтяные промыслы, наличие высококлассных специалистов, собственный учебный комбинат.

В 1993 году мы начали подготовку специалистов по двум специальностям (сегодня на факультете проводится обучение уже по четырем специальностям). Меня, как доктора наук, уговорили годик поработать преподавателем. В результате я уже 15 лет работаю на факультете. За эти годы нефтяной факультет окреп, завоевал заслуженно высокую репутацию. Мы выпустили около 1000 инженеров-нефтяников, среди наших выпускников есть уже генеральные директора компаний, наших специалистов знают и ценят по всей России и за рубежом.

- Как выстраивается образовательная политика нефтяного факультета?

- Мы учитываем специфику нашей нефти (она относится к категории вязких). В связи с этим нами введено четыре новых предмета. Кроме того, мы стремимся выпускать не "молодых" специалистов, а достаточно опытных профессионалов: производственную практику наши студенты проходят уже после 1-го курса, работают на промыслах (и получают зарплату), поэтому за время учебы они получают годичный производственный опыт по различным специальностям. На наших выпускников имеется устойчивый спрос, поэтому проблем с распределением у факультета за все время существования еще не было.

- Валентин Иванович, ваши заслуги известны всей Удмуртии. Поэтому избрание на пост председателя Общественной палаты республики ни для кого неожиданностью не стало. Как вы оцениваете первый опыт работы этого нового для России института гражданского общества?

- Основная задача, стоящая перед палатой, - привлечение общественных организаций к осуществлению общественного контроля над деятельностью органов государственной власти, привлечение граждан и общественных объединений к формированию и реализации государственной политики, и так далее. Конечно, наличие дополнительной контрольной системы никому особенно не нравится, поэтому принятие закона об Общественной палате Удмуртской Республики проходило непросто. Первый год существования палаты ушел в основном на решение организационных проблем, а сегодня мы активно работаем с обращениями граждан. И поток таких обращений не убывает. Какие проблемы нам удалось решить? Мы, к примеру, смогли убедить власти в том, что строительство на Ижевском пруду гостиничного комплекса нецелесообразно, нашим гражданам эта идея не пришлась по вкусу. Надо отдать должное Президенту УР Александру Волкову: когда я встречался с ним в связи с этой проблемой, он сказал, что проект стоит отложить, поскольку общественность против него возражает. Замечу, что Александр Александрович всегда охотно идет на сотрудничество с Общественной палатой, присутствует на наших пленарных заседаниях, никогда не отказывает в содействии при решении наших проблем.

Если говорить о проблемах, с которыми обращается в палату общественность, то много вопросов возникает в связи с внутриквартальной застройкой. На последнем заседании мы рассматривали проблему состояния воздушной среды в Ижевске.

- Что необходимо для повышения эффективности работы Общественной палаты?

- Мы неоднократно обращались в Госсовет республики с просьбой присылать нам на экспертизу принятые к рассмотрению законопроекты. Нам пошли навстречу, но те 8 - 9 дней, которые имеются в нашем распоряжении, не дают возможности провести квалифицированную экспертизу. Сегодня мы работаем над решением этой проблемы.

Осложняет работу Общественной палаты Удмуртской Республики и отсутствие финансирования ее деятельности. Это приводит к тому, что у нас, в отличие от коллег из некоторых регионов России, отсутствует собственный аппарат. Наши комиссии ведут активную деятельность, все члены палаты работают на общественных началах, не за деньги. Но наличие нескольких профессиональных помощников сможет повысить наш коэффициент полезного действия. Думаю, и эта проблема найдет свое решение, особенно по контролю за принимаемыми решениями.

- Валентин Иванович, несколько слов о вашей работе в составе постоянной комиссии по разработке нефтяных месторождений.

- Это территориальное отделение федеральной структуры, которая ведет постоянное научное сопровождение нефтяных месторождений. Оно включает в себя проведение необходимых экспертиз, рассмотрение и выдачу заключений на проекты разработки и технологической эксплуатации месторождений, надзор на всех этапах нефтедобычи. Подведомственная нам территория, на которой комиссия определяет политику нефтедобычи, охватывает несколько регионов России. И то, что одно из пяти территориальных отделений расположено в нашей республике, - признание высокого авторитета нефтяников Удмуртии.


СЕРГЕЙ КРАВЧЕНКО
www.izvestiaur.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован