Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер буквально сросся со своим персонажем.
Кадр из фильма "Терминатор. Восстание машин"В минувший понедельник можно было отмечать одну очень интригующую дату: 26 октября исполнилось 25 лет со дня выхода в прокат фильма "Терминатор". Фильм сразу сделался, что называется, культовым. Автоматически этот статус достался и режиссеру - Джеймсу Кэмерону, а просто звезду под названием "Арнольд Шварценеггер" превратил в super star. При этом, по масштабам Голливуда, фильм относился к категории малобюджетных картин - 6,4 млн. долл. В 2008 году он был включен Библиотекой Конгресса США в список фильмов, признанных культурным достоянием США...
Но не это главное. Все это в еще большем изобилии можно найти в Википедии или на фановских "терминаторских" сайтах. А вот такого вы нигде не найдете.
"В настоящее время земное человечество очень сильно переоценивает значение для цивилизации компьютерной техники и робототехники <...>. В реальности это - подброшенная людям для их эксплуатации и закабаления, а также чтобы как можно дольше удерживать людей - как "кабанов на ферме" на планете и не выпускать в космос... Опасность компьютерной техники и робототехники связана с фактическим наличием невидимого разумного энергетического мира ненашей материальности, средой обитания которого является космос (объекты этого мира присутствуют и в земной атмосфере), поскольку небольшие эфирные структуры этого мира могут подходить и подключаться к указанной технике, делая ее разумной и обладающей свойствами личности даже в современных ее модификациях - не говоря уже, что для этих целей могут быть созданы специальные схемные блоки (такие блоки уже очень давно используют некоторые технические цивилизации - при этом были случаи восстания подобных "разумных машин" с гибелью большого количества представителей данных цивилизаций)!!! Серии фантастических кинобоевиков "Терминатор" неплохо демонстрируют идею таких "разумных машин" и чем она может закончиться для цивилизации".
Это - лишь короткий отрывок, избранное, так сказать, из целой серии пространных писем, которые я получал в течение пяти с лишним лет от некоего С.Н.Ков-ского. (Сохранены орфография и пунктуация оригинала.)
По мнению академика Павла Симонова, актуальное состояние мифотворчества имеет психофизиологические аналогии с состоянием гипноза. При этом в ряде исследований было показано, что по мере гипнотизации человека у него нарастает электрическая активность именно правого полушария, которое начинает преобладать над активностью левого. "Напомню, что и у животных, и у человека правое полушарие преимущественно связано с реализацией врожденных и приобретенных автоматизмов, в то время как левое вовлекается в деятельность каждый раз, когда требуется анализ новой ситуации и активный поиск оптимальных в этой ситуации решений, - подчеркивает Павел Симонов. - Состояние гипноза означает отказ от активного поиска и переход к пассивно-оборонительной реакции общего обездвиживания (у животных) или к пассивно-подражательному поведению, как это наблюдается у человека".
Нечто подобное, похоже, произошло и с "Терминатором": качественно сделанная кинематографическая картинка оказалась способной воздействовать на правое полушарие больших групп людей. Картинка порождает картинку. Философы и психологи уже окрестили этот эффект как "иконический поворот" - сдвиг "в социально-культурной ситуации, при котором онтологическая проблематика переводится в план анализа визуальных образов". Картинка становится посредником между нами (нашим мозгом) и Природой. Причем принципиально важна технологическая природа картинки: гравюра, аналоговая фотография, комикс (манга), анимация, кинопленка, ТВ-картинка, изображение на мониторе, цифровая фотография, 3D-живопись... Каждый новый носитель, каждая новая технология использования старого носителя меняют наше понятие реальности.
Очень точным и существенным представляется наблюдение, сделанное антропологом Т.А.Новичковой: "Если фольклор прошлого представлял нам два мира - давно прошедшего и настоящего, то современность предлагает другую ориентацию: настоящее и будущее, противопоставляя мир земной и космический, технически несовершенный и утопически усовершенствованный или, напротив, технически развитый сегодня и истощенный, духовно опустошенный в более или менее далеком будущем".
Парадоксальным образом современный миф апеллирует к науке. Ситуация уникальная, аналогов которой до сих пор не было. И эта ситуация по-новому ставит и без того нетривиальную проблему различения научной гипотезы и мифа. Попробуйте доказать моему адресанту С.Н.Ков-скому, что наблюдаемые им картины - всего лишь плод разбушевавшегося правого полушария...
Но никто еще не доказал и того, что в новой ситуации "мультиверса" (возникшего на месте привычного нам сегодня универсума) вообще возможен какой бы то ни был выбор. "Можно предвидеть наступление времени, когда только исключительные индивиды будут в состоянии соответствовать уровню информационного развития цивилизации, то есть быть воистину цивилизованными и воистину людьми. Потом отстанут и они, и цивилизация понесется вперед - уже не просто никем не управляемая, но и никем в целом не воспринимаемая, - как вихрь, проносящий мимо кучи пыли, и какие-то непонятные обломки", - пророчествует философ Михаил Эпштейн.
Последнее замечание представляется важным. Оно лишний раз напоминает нам, что возможности манипулирования массовым сознанием посредством порождения и распространения семиотических фантомов (мифов) в принципе практически неограниченны. А что такое "Терминатор", если не миф в чистом виде?
"I`ll Be Back" ("Я вернусь!") - устами Арнольда Шварценеггера обещал его герой - Терминатор. И он вернулся. Вернее, он никуда не уходил. И, кажется, не собирается уходить: после трех первых фильмов пост-панк-кибернетической саги весной этого года на экраны вышел следующий фильм - "Терминатор: Да придет спаситель". Кинокритики сразу же заметили, что это начало новой трилогии. То есть еще как минимум четверть века с Терминатором нам обеспечены.
28.10.2009
Андрей Ваганов
www.ng.ru