24 июля 2009
1666

Что делать с `токсичными активами` в российской банковской системе?

Куда кривая вывезет


Очевидно, что в России, так же как в других развитых странах, выбран путь концентрации просроченной банковской кредиторской задолженности ("токсичных активов"). У России есть опыт создания такого рода организаций. Это - Бюро кредитных историй и Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Логичнее всего предположить, что именно АСВ поручат разбираться с указанной просрочкой. Другой вопрос, на каких условиях АСВ подрядится выбивать долги из банков, предприятий и домашних хозяйств.

С сентября 2008 г. по июнь 2009 г. объем оказанных услуг финансового посредничества увеличился всего на о,4%, но процентные доходы и доходы от вложения собственных средств российских банков упали на пол процента. Удалось вдвое увеличить полученную прямую плату, но ценой 48-процентного увеличения промежуточного потребления.

Доля процентных и приравненных к ним доходов стала подавляющей в структуре доходов из-за повышения процентных ставок. С уровня 13,7% в сентябре 2008 г. рублевые ставки поднялись в апреле до 16,4%, а ставки в валюте - с 10,1% до 10,9%, соответственно, тогда как ставки рублевых кредитов для банков увеличились с 7,6% до 10,5%, а в долларах и вовсе снизились с 5,7% до 4,3. Расходы на применение встроенных финансовых инструментов и расходы от изменения курсов ценных бумаг выросли в разы, увеличив промежуточное потребление. Косвенное измерение услуг финансового посредничества показывает, что основная деятельность банков принесла им увеличение соответствующих доходов на мизерную величину меньше пол процента. Это произошло в результате роста просроченной кредиторской задолженности, все с большим трудом перекрываемой приравненными к процентным источниками доходов, в основном, от переоценки валютных ценностей.

Вливания в банковскую систему субординированных кредитов привели к тому, что с начала 2009 г. к июлю величина кредитного риска по активам снизилась примерно на 60 млрд. руб. Эти цифры рассчитаны на основе агрегирования данных, отраженных на балансовых счетах бухгалтерского учета. Указанная тенденция явным образом расходится с интенсивным ростом просроченной задолженности. С начала 2009 г. просроченная задолженность по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам увеличилась с 422 млрд. руб. до 782 млрд., или в 1,8 раза. На 6% из 66,9% снизился уровень самофинансирования предприятий - банковских кредитозаемщиков. Не приходится удивляться, что львиная доля просроченной задолженности приходится на нефинансовые предприятия.

Из сказанного напрашивается вывод о том, что поддержка банковской системы должна осуществляться, прежде всего путем привлечения на вклады и счета средств населения, и кредитования его нужд. Для предприятий необходимо выработать механизм контроля за целевым использованием бюджетных средств. Забытая сегодня совковая практика являвшихся уполномоченными государственными финансовыми контролерами банков быть может нуждается в частичном восстановлении. Государство могло бы каким-то образом расплачиваться с коммерческими кредитными организациями за выполнение этой функции.

Для экономического развития важно не только и столько то, какие предприятия обанкротятся, а то, какие предприятия станут получать все больше заказов и какие предприятия на новых направлениях экономической деятельности удастся организовать. Для последнего нужны кредиты. Будут ли они черпаться на денежном рынке, или непосредственно у банков, пока вряд ли кто-то скажет.

Отсутствует главное - выявление новых направлений экономической деятельности. Правительство, к сожалению, не готово не то что представить, но даже обсуждать новые направления экономической деятельности.

Кроме весьма туманной сферы нанотехнологий оно вообще говорить ни о чем не может. Публично обсуждается преимущественно текущее жизнеобеспечения страны: оборонка, пенсии, отверточное производство автомобилей и т.п. Весьма скупо говорится о западных программах развития новых направлений экономической деятельности. А без этого оценить возможный рост кредитования и риски увеличения просроченной задолженности практически невозможно.

Так что, пока живем по принципу: куда кривая вывезет. Это само по себе плохо, но еще хуже, что даже здесь приходится ориентировать на Запад - куда его кривая вывезет.

Из всего перечня вопросов, представляется наиболее актуальной проблема "размораживания" российского кредитного рынка.

Как уже упоминалось, он состоит из сегмента рыночных заимствований (облигационных займов и векселей), банковских кредитов и межбанковского кредитования. (Надо отметить, что в России весьма активен внебиржевой сегмент этого рынка). Ни один сегмент финансового рынка не подвергался стольким катастрофическим шокам, как МБК. Виновато и правительство, и банки, и финансовые спекулянты. Но больше всех - регуляторы.

Закон обязывает сохранять банковскую систему. Вот как раз последнее и оказалось невозможным. Компонент банковской системы - МБК все время разрушается из-за неуклюжих действий регулятора. Об этом следовало бы подумать правительству, взявшему на себя функцию мегарегулятора финансовой системы в целом. Ведь МБК - это системообразующий элемент рыночной банковской деятельности. Как показал исторический опыт, регулятор не может заменить его.

О восстановлении рыночного кредитования дадут знать операции рыночного МБК, вне зависимости, на биржевом или внебиржевом его сегменте. ЦБ РФ объявил о проведении мониторинга банковского кредитования. Будем надеяться, что он даст дополнительную информацию по этому вопросу. Восстановление МБК даст надежду на долгосрочный экономический рост.


24.07.2009

kommentarii.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован