Еще утром здесь была зеленая лужайка. А к вечеру уже готовый дом рабочие докрывали черепицей. И это не сюжет волшебной сказки. За ростом дома собственными глазами наблюдал в Германии один из героев нашей публикации. По такой технологии скоро будут строить жилье и у нас. В Твери создан первый в России межрегиональный Центр индустриального деревянного домостроения. Его организаторы -- Владимир Шаталов, Андрей Строев, Павел Вязовченко убеждены, что реализация уставных задач центра поможет переломить ситуацию со строительством жилья в стране.
Квартирный вопрос нас не только испортил, но и основательно измучил. Сколько на нашем веку было программ окончательного решения жилищной проблемы -- не счесть. Но число нуждающихся в улучшении жилищных условий только в нашей области измеряется десятками тысяч семей. Национальный проект "Доступное и комфортное жилье -- гражданам России" вселил надежду в изменение их положения. Но наступит это еще нескоро. По крайней мере, у нас в Тверской области, где жилья на душу населения вводится в два раза меньше, чем в среднем по стране, и в три раза меньше, чем, например, в Белгородской области. Цены же на квартиры еще в прошлом году зашкалили за тысячу долларов за квадратный метр. Неудовлетворенный спрос провоцирует рынок на дальнейший рост стоимости жилья. Ни о какой его доступности в сложившейся ситуации не может идти и речи.
Увеличение ввода жилья связано с сокращением сроков строительства домов. В кирпичном варианте дом возводится никак не меньше полутора лет. При каркасно-монолитном способе потребуется больше одного года. За счет применения индустриальных конструкций небольшой выигрыш в сроках получается при строительстве крупнопанельного дома.
Сдерживающим фактором в жилищном строительстве стала нехватка основных материалов, в первую очередь цемента. Планы построить цементный завод в Андреаполе могут быть реализованы в довольно отдаленной перспективе.
Существенно подкосил строителей федеральный закон о техническом регулировании. Требуется разработка сотен технических регламентов, создающих нормативную базу отрасли. Отставание с формированием этой базы всерьез встревожило первого вице-премьера, куратора приоритетных национальных проектов Дмитрия Медведева.
В наших климатических условиях серьезнейшей проблемой становится теплозащита жилых зданий. Даже рубленые деревянные дома должны иметь 48-сантиметровую толщину стен. Бревен по полметра в диаметре в наших краях не найти. Утеплять дерево защитными материалами типа полистирола -- это нонсенс. Снижается экологичность жилища, деревянный дом перестает "дышать". О сложностях теплозащиты кирпичных и железобетонных стен и говорить не приходится.
В последнее время на федеральном уровне делается акцент на развитие малоэтажного жилищного строительства с максимальным использованием местных строительных материалов. Для нас это, безусловно, дерево. Быстро ли можно поставить бревенчатый дом? Сруб надо в собранном виде выдержать год, потом раскатать бревна и вновь уложить их на мох или паклю. Никакого преимущества в сроках по сравнению с кирпичными, крупнопанельными, монолитными домами не получается. К тому же у традиционного деревянного дома есть серьезный недостаток -- высокая пожароопасность.
Где же выход? А если взять за основу все же деревянный дом, но поставить его строительство на индустриальные рельсы?
Мысли организаторов давно работали в этом направлении. И все же приоритет по праву следует отдать предпринимателю в сфере деревообработки, генеральному директору ООО "Трампик" Владимиру Шаталову. Он досконально изучил зарубежный опыт деревянного индустриального домостроения.
-- Нам надо кардинально менять не только технологию жилищного строительства, но, если хотите, и его философию, -- говорит Владимир Михайлович. -- Мы наблюдаем полнейшую деградацию строительной индустрии в регионе. Она замешена на пренебрежении к человеку. Много лет плодим дома, в которых тесно, неуютно, неудобно жить. Абсолютная звукопроницаемость -- слышно все, что делается за стенкой у соседей. Стандартная планировка квартир. Огромный расход тепла на отопление. И венец всему -- отталкивающие цены на жилье. Эту бесчеловечную философию пора переломить. В жилищном строительстве надо использовать прекрасный природный материал -- дерево. Лесные ресурсы региона это позволяют. Находясь в подбрюшье Москвы, Тверь имеет разогретый квартирный рынок. Плюс развитая транспортная инфраструктура. Всеми этими преимуществами грех не воспользоваться.
Толчок проекту был дан еще лет десять назад, когда Шаталов начал сотрудничать с знаменитой компанией IКЕА. Уже тогда появилась индустриальная технология сборных домов из деревянных панелей. Западноевропейцы их не оценили, поскольку дома эти имели аскетичный внешний вид, напоминающий строительный вагончик. Но технология идет вперед, и ныне такие дома активно строят в Германии, Австрии, Швеции, Финляндии, других странах.
Владимир Шаталов наладил деловые контакты со строительными фирмами, занимающимися деревянным индустриальным домостроением. Австрийские специалисты трижды приезжали в нашу страну для налаживания сотрудничества, но представители властных структур не нашли возможности с ними встретиться, чем привели гостей в недоумение и раздражение. Недостатка в желающих воспользоваться современной домостроительной технологией в мире нет. Недавно живейший интерес проявили японцы, хотя эта страна и не относится к разряду богатых лесом.
Когда власть не шевелится, в дело включаются представители бизнеса. Шаталов самостоятельно изучал практику домостроения в Австрии и Германии, непосредственно участвовал в сборке домов. Оставалось найти в Твери единомышленников. И они отыскались. Реализация проекта переведена в практическую плоскость. Создан межрегиональный Центр деревянного индустриального домостроения в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства. Извлекаемая прибыль будет направляться на достижение главной уставной цели -- продвижение проекта по российским просторам. Председателем совета директоров центра стал директор Верхневолжского института Минрегионразвития РФ Павел Вязовченко, генеральным директором -- бывший первый заместитель губернатора в платовской администрации, ныне предприниматель в сфере строительства Андрей Строев, техническим директором -- Владимир Шаталов.
В качестве сырья для производства деревянных панелей используетя низкосортная древесина -- так называемая подгорбыльная доска. С нее срезают кромки. Доски должны быть хорошо просушены -- до 12 -- 14-процентной влажности. На каждую доску специальным инструментом наносятся бороздки. Доски укладывают слоями, благодаря бороздкам между этими слоями получается воздушная подушка, которая значительно усиливает теплозащитные свойства материала. Эта воздушная подушка повышает огнестойкость деревянных конструкций, приближая ее к кирпичным домам.
Доски скрепляются между собой либо алюминиевыми гвоздями, либо буковыми или дубовыми нагелями (не дающими усадки), либо специальным клеем, увеличивающим теплозашиту.
-- В силу высокой термостойкости деревянные панели имеют толщину всего 35 сантиметров, -- объясняет Павел Вязовченко. -- Панель высотой 3 и длиной 16 метров легка и просто монтируется. Достаточно иметь автокран небольшой грузоподъемности. Удельная материалоемкость такого жилья -- полкубометра на квадратный метр (для сравнения: сборного железобетона требуется кубометр). Огромный выигрыш в сроках строительства. Фундамент облегченный. Дом площадью 100 квадратных метров собирается в западноевропейских странах максимум за три -- четыре дня. С поправкой на наши российские особенности в десять дней можно будет уложиться. С учетом использования дешевой низкосортной древесины, малой материалоемкости и скромных трудозатрат цена квадратного метра жилья составит, по нашим расчетам, 15 тысяч рублей за квадратный метр -- практически вдвое дешевле, чем предлагается сейчас на первичном рынке в Твери.
Еще один важный момент подчеркнул Павел Вязовченко. На базе Центра создается саморегулируемая организация, ей не потребуется разработка технических регламентов, деревянное индустриальное домостроение будет руководствоваться европейскими стандартами.
В апреле тверской Центр индустриального деревянного домостроения созывает международный семинар по обучению новой технологии жилищного строительства. Занятия проведут австрийские специалисты. С зарубежными партнерами достигнута договоренность о поставке первых комплектов, сделанных из нашего леса. Они же помогут в сборке домов. В дальнейшем конструкции для полносборных деревянных домов будут выпускаться на месте. Первая очередь завода рассчитана на 30 тысяч квадратных метров жилья в год. Это будет не просто автоматизированное, а роботизированное производство. Соответствующие программные продукты позволяют давать команды промышленным роботам с компьютера. Они моментально в нужных местах панели вырежут оконные и дверные проемы, углубления и отверстия под электропроводку и сантехнику. Проектировщики на автоматизированных рабочих местах быстро скомпонуют из готовых панелей дом в соответствии с пожеланиями заказчика. В дальнейшем мощности будут расширены до 100 тысяч квадратных метров и на завершающем этапе -- до 250 тысяч. По расчетам, это позволит в максимально сжатые сроки решить в нашем регионе задачи, определенные нацпроектом по жилью. Для запуска проекта необходимы инвестиции в сумме один миллион евро. Иностранные партнеры допускают использование лизинговых схем. Первая очередь проекта должна окупиться за полтора года.
Уже определились первые крупные заказчики. Андрей Строев ведет переговоры с Центробанком РФ, с правительством Москвы о строительстве двух поселков на 250 коттеджей каждый. Деятельное участие в проекте готова принять администрация Ярославской области. Лишь власти нашего региона не проявляют к нему интереса...
Автор: Евгений ШИМИН
Источник: Вече Твери 10.03.2007