ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ. КУДА ДАЛЬШЕ? |
Информационно-аналитический сборник по материалам заседания круглого стола 22 августа 2015 года |
Ростов-на-Дону 22.08.2015 |
Информационно-аналитический сборник по материалам заседания круглого стола 22 августа 2015 года в рамках заседания клуба «Предпринимательская среда» подготовлен ООО «Профессиональные образовательные технологии» при информационной поддержке РБК Юг и Портал У.
Экономическая и социальная ситуация в стране. Куда дальше? : Информационно-аналитический сборник по материалам заседания круглого стола 22 августа 2015 года. – Ростов-на-Дону.: ООО «Профессиональные образовательные технологии», 2015. – 32 с.
Редактор-составитель:
И.В. Мошкин, к.э.н.
В настоящий сборник вошли материалы круглого стола «Экономическая и социальная ситуация в стране. Куда дальше?», который прошел 22 августа 2015 г. в в Ростове-на-Дону в Представительстве Агентства Стратегических Инициатив в ЮФО по инициативе клуба «Предпринимательская среда».
В сентябре традиционно начинается новый деловой сезон. Что же происходит в экономике? Какие изменения ждут нас в социальной и политической областях общественной жизни ростовчан? Особенно много вопросов у предпринимателей (микро и малый бизнес) на которые хотелось бы иметь ответы. На встречу были приглашены эксперты из разных областей, которые рассказали о состоянии дел, и мы все вместе попытались понять – куда и как двигаться дальше?
Сборник материалов круглого стола адресован всем заинтересованным специалистам, руководителям и собственникам бизнеса, общественным организациям и неравнодушным гражданам.
Распространение электронной версии возможно на любых носителях со ссылкой на оригинал.
© ООО «Профессиональные образовательные технологии», 2015
© Коллектив авторов, 2015
Содержание
Малый бизнес в Ростове-на-Дону – текущее состояние (I квартал 2015)
Мошкин Игорь ……………………………………………………………………………….4
Налоги в сфере малого предпринимательства: мифы и реальность
Архипова Анна ……………………………………………………………………………….7
Анализ банковской сферы
Лиманская Евгения ………………………………………………………………………...10
Чем МФЦ могут быть
полезны малому бизнесу?
Баранников Максим ……………………………………………………………………….12
Формы государственной и негосударственной поддержки социальных предпринимателей
Гусева Ирина ………………………………………………………………………………..14
Актуальные изменения в законодательстве, касающиеся малого и микро бизнеса
Кошелев Ярослав …………………………………………………………………………17
Основные инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростове-на-Дону
Солодкина Ольга…………………………………………………………………………... 22
Концепция клуба «Предпринимательская среда»
Медведева Татьяна …………………………………………………………………………………31
Малый бизнес в Ростове-на-Дону – текущее состояние (I квартал 2015)
Мошкин Игорь – к.э.н., заместитель декана по научной работе факультета управления, ЮФУ.
Основная задача исследования — изучить условия предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства города Ростова-на-Дону как фактора социально-экономического развития. Сегодня состояние среды, в которой работает малый бизнес, отличается сложным и противоречивым характером, поэтому вопросы развития условий работы предпринимателей сохраняют свою актуальность и являются предметом активных дискуссий о роли, проблемах, потенциале, перспективах и вкладе результатов деятельности предпринимателей в экономику. В нашем исследовании мы попытаемся оценить состояние деловой среды субъектов малого предпринимательства в городе Ростове-на-Дону и её конкретные аспекты. Большое внимание, в частности, будет уделено институтам, инструментам и ресурсам, которые имеются в городе и могут быть использованы для развития предпринимательской среды.
Исследование пройдет в два этапа. В рамках первого этапа (с 1 по 30 апреля) собраны данные респондентов, занятых в малом бизнесе. Всего получены данные по 180 субъектам малого предпринимательства города-миллионника Ростова-на-Дону. На втором этапе будет проведено интервьюирование предпринимателей и субъектов, образующих институты поддержки малого бизнеса, а также проведены 2 фокус группы для получения данных для более глубокого анализа.
Методология I этапа исследования:
Среди опрошенных превалируют зрелые предприятия, возраст которых превышает 5 лет. Их среди всех респондентов – 47,8%. Согласно существующему мнению до 3-х летнего возраста в России доживают только менее 4% всех предприятий (в Европе – около 6%). Наша диаграмма, хотя не опровергает этого утверждения, но выглядит весьма оптимистично. Двухлетний рубеж перешагнуло 49 предприятий, опрошенных респондентов, а еще 28 как раз его преодолевают.
71,7% опрошенных респондентов заявили, что представляют микропредприятия, где трудятся не более 10 человек.
Вопреки сложной экономической ситуации в России, большинство респондентов смотрят в будущее с оптимизмом и намерены развиваться дальше, - их подавляющее большинство – 46,1%. Только 2,2% респондентов отметили, что собираются закрывать свое дело.
Рис. 1 – Перспективы развития бизнеса на 2015 год в Ростове-на-Дону
67,2% опрошенных отметило, что изменений как таковых не наблюдается - не увидели серьезных изменений, способных повлиять на деятельность предприятий малого бизнеса. И это не удивительно, учитывая, каким непростым выдался прошлый год и начало 2015. 23,9% респондентов ещё более пессимистичны, они утверждают, что работать в городе стало сложнее. Это утверждение требует дополнительной проверки и подвергнется анализу в интервью. 6,1% отмечают улучшения проводимой государством поддержки малого бизнеса в г Ростове-на-Дону.
Почти половина респондентов – 47,5% пессимистичны, они утверждают, что ситуация в экономике страны будет ухудшаться. Вместе с тем 37,4% уверены в том, что больших изменений не произойдет и что худшее уже позади. 15,1% респондентов отмечают некоторые улучшения в стране за последний год с точки ведения малого бизнеса.
16,8% респондентов заявили, что в их бизнесе они получают большинство заказов от новых клиентов. 46,4% респондентов не смогли явно выявить доминирующий канал потока клиентов и заявили, что заказы поступают примерно наполовину как от новых, так и от старых заказчиков. Учитывая, что большинство респондентов – это зрелые предприятия, возраст которых превышает 5 лет, то следует отметить высокую долю заказов от старых клиентов – почти 37%.
Активный поиск новых клиентов является самой актуальной задачей для 55,6% опрошенных ростовских предприятий малого бизнеса. Эти данные коррелируют с ответом на вопрос о расширение бизнеса и привлечении новых клиентов : более 16,7% респондентов указали, что планируют расширяться дальше. Вместе с тем, высок уровень тех, кто занимается оптимизацией и сокращением расходов, таких оказалось почти 45%. Об удержании существующих клиентов заявило 31,7% респондентов. 1 респондент заявил, что рассматривает безубыточное закрытие как приоритетную бизнес-задачу.
В России наиболее инновацинно-активными считаются предприятия среднего бизнеса. Однако, следует отметить, что 38,2% ростовских респондентов отметили использование в их компаниях инновационных технологий. По нашему мнению, это высокий процент и характеризует ростовских предпринимателей как активных и использующих современные технологии. Здесь следует уточнить, что учитывалось не только производство инновационной продукции, но и ее использование в хозяйственной деятельности респондентов.
Интернет-реклама – выбор ростовского малого бизнеса. Доля интернет-рекламы от всей рекламы, размещаемой предпринимателями, – почти 70%. Остальные рекламные каналы менее востребованы. Ближайшие преследователи – заняли примерно одинаковые позиции, отставая от лидера более, чем на 30%. Так, каналами наружной рекламы, рекламы в печатных СМИ и инструментом «холодные звонки» пользуется менее 33% респондентов. Такое распределение сил вполне очевидно, что интернет-рекламу отличают, в первую очередь, простота, доступность, эффективность и возможность получить быстрый результат. Самый дорогой сегмент, телевизионная реклама, не популярен у представителей малого бизнеса Ростова-на-Дону, на ее долю приходится около 3%. Большинство респондентов использует несколько каналов рекламы одновременно (2 и более канала). Достаточно популярным видом распространения рекламы выступает «сарафанное радио». Среди иных каналов продвижения респондентами наиболее респондентами были отмечены: личное общение, промо-мероприятия, печатная продукции – флаеры и листовки, промо-акции и интернет –продвижение. Часть респондентов отметили, что рассматривают выставки и презентации как способ заявить о себе и своих продуктах.
41,2% предприятий респондентов не имеют рекламного бюджета или он составляет менее 5 тыс. руб. 28,2% респондентов отметили, что их рекламный бюджет составляет от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Таким образом, следует признать, что ростовский малый бизнес имеет достаточно скромные рекламные возможности в части отсутствия запланированного бюджета (около 69%). Около 25% респондентов отметили, что их предприятия располагают бюджетом до 50 тыс. руб. Малого бизнеса, чей рекламный бюджет превышает 50 тыс. руб. в г. Ростове-на-Дону почти 6%.
37,2% респондентов заявили, что цены на производимые на их предприятиях малого бизнеса товары и услуги в 2015 г. никак не изменятся. При этом почти 6% предполагают даже снижение цен. Вместе с тем самая представительная группа опрошенных указывает на предопределенность роста цен. Так, 35,6% опрошенных заявили, что их цены увеличатся в пределах 10%. Еще 17,2% выразили возможность увеличения цены в пределах 20%. Есть и такие, кто предполагает рост цен на свою продукцию более, чем на 20%, таких оказалось 4,4 %.
Налоги в сфере малого предпринимательства: мифы и реальность
Архипова Анна – партнер, заместитель генерального директора, налоговый консультант ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015г № 98-р был утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015г. Пунктами 23-33 этого плана была предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответствующие изменения были внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации и Областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области». Так что же изменилось для малого бизнеса в сфере налогов? С 1 июля 2015 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели на упрощенной и патентной системе налогообложения в первые два года работы будут освобождаться от уплаты налогов. К сожалению, «налоговые каникулы» не распространяются на предпринимателей, зарегистрированных до 01.07.2015г. «Налоговые каникулы» для юридических лиц также вводить не планируется. Антикризисный план правительства кроме «налоговых каникул» предусматривал еще предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", с 6 процентов до 1 процента, а также снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 15 процентов до 7,5 процента. К сожалению, эти планы пока так и остались планами, как на федеральном, так и на региональном уровне.
«Налоговые каникулы» в Ростовской области получили широкую известность среди малого бизнеса благодаря социальной рекламе и СМИ. Компания, которую я представляю, «Первая Ростовская Налоговая Консультация» занимается регистрацией ИП и налоговым консультированием предпринимателей. Каждый день в наш адрес поступает по несколько звонков с вопросами о «налоговых каникулах». Итак, опровергнем некоторые мифы, которые связаны с «налоговыми каникулами».
Кто пойдет на «налоговые каникулы» в 2015 году?
Миф первый. На «налоговые каникулы» пойдут все вновь созданные ИП.
Это далеко не так. Перечень счастливчиков очень ограничен. Налоговые каникулы предоставляются для ИП в следующих сферах деятельности: производственной, социальной, научной, но и в этих сферах не для всех. Так, среди патентных видов деятельности, а их в нашем областном законе 53, на каникулы отправятся: репетиторы, предприниматели, осуществляющие услуги по присмотру и уходу за детьми и больными, предприниматели, которые изготавливают изделия народных и художественных промыслов, проводят занятия по физической культуре и спорту. В отношении предпринимателей, применяющих УСН, каникулы положены всего по 20 видам деятельности, а именно: сельское хозяйство, охота, рыбоводство, рыболовство, производство пищевых продуктов, текстиля, обработка древесины, производство целлюлозы, бумаги, картона, химическое производство, производство металлических и неметаллических изделий, мебели, научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. После оглашения этого списка интерес у консультирующихся лиц, как правило, угасает. Наиболее инициативные предприниматели говорят о том, что можно зарегистрироваться, в качестве предпринимателя, занимающегося рыболовством и рыбоводством, а на самом деле открыть интернет магазин по продаже рыболовных снастей. На что мы вынуждены возражать, что законом предусмотрено подтверждение по итогам года того факта, что 70% дохода получено от деятельности, которая входит в перечень, утвержденный законодателями области. Исходя из моего практического опыта, ни репетиторы, ни сиделки, ни тем более лица, занимающиеся народными промыслами как не регистрировались в качестве ИП, так не регистрируются. А предприниматели, желающие организовать производство в условиях тяжелого кризиса и нынешнего курса доллара и евро, встречаются крайне редко. Несмотря на то, что каникулы действуют 1,5 месяца, наша компания пока не зарегистрировала ни одного предпринимателя, который бы смог использовать эту льготу. Но будем надеяться на то, что это вызвано введением налоговых каникул с июля, а летом всегда наблюдается спад деловой активности.
Второй миф. ИП, отправленные на каникулы ничего не будут платить государству.
Это не так. Новые поправки касаются исключительно налога по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения. Никто не освобождал вновь зарегистрированных предпринимателей от уплаты взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, а эта нагрузка значительнее, так сумма фиксированного платежа предпринимателя за себя в 2015г. составляет 22261 руб. плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. Так как ИП, который не имеет работников, может уменьшить свой налог по УСН на всю сумму, уплаченную в указанные фонды, получается, что те, кто имеют доход до 400 000 руб. в год, итак освобождены от налога по УСН при условии своевременной оплаты взносов один раз в квартал независимо от вида деятельности. Те предприниматели, которые имеют работников, вынуждены платить кроме пенсионных взносов за себя еще и пенсионные взносы за своих работников, а это 30% от заработной платы. Согласитесь, что эти платежи являются тяжким бременем и отнюдь не способствуют созданию новых рабочих мест. Если ИП на УСН производит выплаты физическим лицам, то единый налог при упрощенной системе налогообложения может быть уменьшен на сумму уплаченных социальных и страховых выплат, но не более чем на 50 %. Таким образом, налог по УСН можно уменьшить до 3 %. Поэтому, если власти действительно хотят помочь малому и микро бизнесу необходимо снижать платежи в Пенсионный фонд, так как именно с повышением этих платежей резко снизилась деловая активность малого бизнеса, многие предприниматели вовсе закрылись.
Миф третий. «Налоговые каникулы» продляться с 1 июля 2015 по 1 января 2021 года.
Да, именно на этот срок установлена льгота. Но, как предусмотрено в НК РФ, каждому предпринимателю освобождение положено только на два налоговых периода. Например, если зарегистрировать ИП в сентябре 2015, то освобождение распространяется на 2015 и 2016 годы.
Миф четвертый. Теперь все действующие предприниматели закроются и оформят свой бизнес на друзей или родственников, чтобы воспользоваться «налоговыми каникулами».
Далеко не так просто закрыть действующий бизнес и перевести его на ИП родственника или друга. Как правило, серьезный бизнес имеет собственность, действующие обязательства перед контрагентами и работниками. Расходы по переоформлению договоров аренды, переводу работников, передаче основных средств на другое ИП вполне могут превысить экономию на налоге. Кроме того, необходимо учитывать такие понятия как имущественная и налоговая безопасность. Имущественная безопасность означает, что при переводе всей деятельности на другое ИП именно у этого человека возникают все права и обязанности по предпринимательской деятельности, а значит все уходит из под контроля предыдущего собственника. А налоговая безопасность заключается в том, что для налогового органа не составляет труда выяснить, что все обороты, клиенты, сотрудники, имущество переведены с одного ИП на другое, и отказать новому ИП в освобождении от налога.
Миф пятый. Введение «налоговых каникул» позволит развиваться малому бизнесу, что повлечет повышение доходов бюджета.
По статистике только 3,8 % ИП успешно существуют более трех лет с даты создания. Это связано со сложностями начального этапа деятельности. По ожиданиям экспертов ежегодно «налоговыми каникулами» смогут воспользоваться 2 тысячи предпринимателей. Сопоставив эти цифры, мы поймем, что процентная доля тех, кому помогут «налоговые каникулы» несоизмеримо мала в объемах малого предпринимательства. Кроме того, международный опыт показывает, что налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства являются незначительными. Основные цели и задачи, которые решает малый бизнес - это самозанятость населения, создание новых рабочих мест, установление тесного контакта с потребителем, снижение социальной напряженности, а не пополнение бюджета. Таким образом, стимулируя малое предпринимательство, государство может решить проблему занятости населения, а это очень важно во время кризиса.
Анализ банковской сферы
Лиманская Евгения – руководитель направления по работе с VIP-клиентами банка «Абсолют»
Как мы видим уже несколько кварталов подряд, в банковском бизнесе прибыли почти нет, особенно у розничных банков; качество кредитных портфелей ухудшается; население боится брать в долг. В то же время пик кризиса банковской системы, еще впереди, по мнению ведущих финансовых аналитиков. Его истинные масштабы и проявления пока не ясны, так как банки прячут свои проблемы. Похоже, очень скоро придется решать, кому же платить за потерю банковского капитала — государству, клиентам банка или акционерам.
Все эти проблемы отчетливо видны в специальной подборке, подготовленной журналом Forbes, еще в феврале 2015 года. Уже в феврале один из банков, у кого спустя 5 месяцев ЦБ отозвал лицензию, банк «Российский Кредит» - находился в зоне риска. Всего в этой группе 20 банков.
Таблица 1. Кому можно доверить деньги в кризис? ТОП-10 (Источник: Forbes)
Поднялся/ Опустился |
Рейтинг |
Активы |
Капитал |
Достаточность |
Рентабель-ность собственно-го капитала за 2014 год, % |
Крупные кредитные риски к активам за вычетом резервов, % |
Доля депозитов ФЛ в пассивах на 01.01.15, % |
|||||
(самый низкий из имеющихся)
|
на 01.01.15
|
на 01.01.15
|
капитала (Н1.0), |
|||||||||
на 01.01.2014 — Н1, % |
||||||||||||
№ |
Банк |
Место |
млрд руб. |
Место |
млрд руб. |
01.01. 2015 |
01.01. 2014 |
01.01. 2015 |
01.01 .2014 |
|||
1 |
Нордеа Банк |
BBB- (Fitch) |
21 |
411 |
22 |
40 |
19,3 |
14 |
18,4 |
26,8 |
43,2 |
2,2 |
2 |
Ситибанк |
BBB- (Fitch) |
23 |
399 |
17 |
53 |
15,1 |
17,4 |
20,5 |
29,2 |
22,5 |
23,9 |
3 |
Эйч-Эс-Би-Си Банк |
BBB- (Fitch) |
60 |
127 |
72 |
11 |
18,5 |
20,6 |
16,9 |
26,1 |
44,4 |
0 |
4 |
БНП Париба |
BBB- (S&P) |
78 |
92 |
67 |
12 |
16,2 |
16,6 |
5,8 |
39,3 |
39 |
0,2 |
5 |
Креди Агриколь Киб |
BBB- (Fitch) |
80 |
84 |
85 |
9 |
26,6 |
39 |
8 |
19,2 |
25,8 |
0 |
6 |
Торгово-промышленный банк Китая |
BBB- (S&P) |
93 |
60 |
110 |
6 |
13,7 |
23,6 |
11 |
48,3 |
50,5 |
0 |
7 |
МСП Банк |
Baa3 (Moody’s) |
54 |
135 |
30 |
33 |
25,1 |
22,9 |
0,7 |
54,6 |
60,2 |
0 |
8 |
Сбербанк |
Ba1 (Moody's) |
1 |
22099 |
1 |
2278 |
11,5 |
13 |
19,9 |
21,7 |
15,4 |
35,8 |
9 |
Юникредит Банк |
BB+ (S&P) |
10 |
1375 |
9 |
134 |
13,7 |
14,5 |
8,9 |
17,6 |
15,7 |
7,9 |
10 |
Росбанк |
Ba1 (Moody’s) |
12 |
974 |
11 |
114 |
13,5 |
13,3 |
13,4 |
16,2 |
10,5 |
16,8 |
Насчет отзыва лицензии банка Топ-50: «Российский Кредит»
Что интересно, незадолго до отзыва, в прессе появилась статья о возможном отзыве лицензии банка, она вышла 24.07.2015, так и называлась: «Российский Кредит»: между отзывом и санацией»
В ней писали: «Для новой банковской империи Анатолия Мотылева настал критический момент — после блокировки расчетов всем его банкам со стороны ЦБ банкир был вызван на ковер к регулятору. Вариантов по большому счету два: отзыв лицензии или санация. Учитывая состояние активов господина Мотылева и его предыдущую негативную банковскую историю, крайняя мера в виде отзыва лицензий, несмотря на многомиллиардные вклады, вероятнее санации, хотя перед ее применением регулятор может дать финансисту последний шанс самому исправить ситуацию».
Поэтому, очень важно уметь вовремя воспользоваться информацией, периодически появляющейся в прессе, либо иметь надежных партнеров, которые следят за рынком и обязательно предупредят.
Чем МФЦ могут быть
полезны малому бизнесу?
Баранников Максим – главный специалист, Управление инноваций в органах власти, Правительство Ростовской области
Что такое МФЦ?
Услуги сгруппированы по сферам, госорганами, а теперь и по жизненным ситуациям.
Рис. 1 – Жизненные ситуации
Из 129 предоставляемых услуг 56 услуг ориентированы, в том числе, на бизнес. С декабря 2015 г. количество услуг для бизнеса увеличится еще на 76 – в основном, это получение госсубсидий
Востребованные услуги.
Налоговая служба:
Росреестр:
Прочие услуги для бизнеса.
МФЦ меняет имя и в 2015 году будет подвержена ребрендингу (рис. 2).
Рис. 2 - Ребрендинг
Подробности о деятельности МФЦ на электронных ресурсах:
Формы государственной и негосударственной поддержки социальных предпринимателей
Гусева Ирина- руководитель регионального представительства Фонда «Наше будущее», генеральный директор ДСК «Бобренок»
Отсутствие на сегодняшний день закона о социальном предпринимательстве несколько замедляет развитие и поддержку этого направления. Но есть хорошие новости. Разработан новый законопроект о социальном предпринимательстве, рассмотрение которого запланировано Государственной думой на осеннюю сессию. Очень важно иметь общую для всех регионов нормативную базу, которая поможет вести работу по поддержке социального предпринимательства в субъектах Федерации.
Несмотря на трудности, для поддержки предпринимательства в социальной сфере Министерством труда и соцзащиты предпринимаются следующие меры.
Одной из наиболее значимых проблем, барьеров для социального предпринимательства является доступность финансовых ресурсов. Отсутствие собственного капитала, дорогие кредиты и т.д. Фонд «Наше будущее», являясь некоммерческой организацией, поддерживающей социальный предпринимателей, с 2007 года проводит конкурс «Социальный предприниматель». Если деятельность предпринимателя (представителя малого бизнеса) направлена на решение социальных проблем и предпринимателю необходимы средства на создание или развитие бизнеса, то участие в конкурсе позволит получить беспроцентный займ от Фонда в размере до 10 млн.руб сроком до 7 лет для действующих организаций, работающих более 1 года и имеющих положительные финансовые показатели, и до 500 т.р. для стартапов сроком до 5 лет. Ссылка на конкурс: http://konkurs.nb-fund.ru
Кроме финансовой поддержки Фондом «Наше будущее» проводятся мероприятия по поддержке и продвижению социального предпринимательства. Разработан ряд достаточно интересных продуктов.
Конкурс «Больше чем покупка»
До сих пор российские розничные точки не готовы к работе с продукцией социальных предпринимателей по причине жестких требований: большие объемы поставки, условия отгрузки, отсроченные платежи, схемы доставки, программы продвижения, оформление точек продаж и пр. Продукция социального предпринимателя в основном реализуется путем прямых продаж от производителя к потребителю и только в регионах, где она производится. Цело проекта «Больше чем покупка - обеспечить сбыт продукции социальных предпринимателей из разных регионов страны на АЗС ЛУКОЙЛ, а также предоставить покупателю возможность приобретать интересные и качественные товары отечественного производства. Своей покупкой он поддерживает социального предпринимателя, решающего социальные проблемы.
Для участия в Конкурсе «Больше, чем покупка» необходимо зарегистрироваться и в личном кабинете создать заявку, которую необходимо направить в оргкомитет для рассмотрения. Важным моментом является указание на то, какая Социальная задача, решается при выпуске указанной Вами продукции. Ссылка на конкурс: http://конкурс.большечемпокупка.рф
Образовательный курс: «Создай свой детский сад»
Основной задачей программы стала подготовка социальных предпринимателей, готовых открыть собственное детское дошкольное учреждение. Курс посвящен нюансам открытия детского сада: специфике работы в жилых и нежилых помещениях, особенностям работы в данной сфере юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности на арендованных и собственных площадях. Создатели курса ставили перед собой задачу помочь всем желающим в запуске успешного социального бизнеса, рассказав о различных нюансах работы частных дошкольных учреждений и наиболее распространенных ошибках начинающих предпринимателей в этой сфере.
Образовательный курс: Частный детский сад: развиваемся!
Курс предназначен для владельцев и руководителей действующих детских садов и центров развития детей (творчества, кратковременного пребывания), которые хотят развить свой бизнес, вывести его на новый уровень, сделать его более прибыльным, автоматизировать процессы и справиться с натиском проверяющих органов. Ссылка на программу: https://lse.timepad.ru/event/208987/
Бесплатные вебинары для социальнрых предпринимателей, затрагивающие самые разные темы, интересные для предпринимателей. Вебинары можно смотреть, зарегистрировавшись на сайте Фонда «Наше будущее».
Премия «Импульс добра» - ежегодная премия всероссийского масштаба, вручаемая Фондом «Наше будущее» за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства. Премия учреждена Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» в 2011 году. Цель Премии - получение общественного признания заслуг выдающихся специалистов в сфере социального предпринимательств, привлечение внимания государственных органов к институту социального предпринимательства, а также популяризация социального предпринимательства в России. Выявление и поощрение лучших социальных предпринимателей на территории России. Ссылка на премию: http://www.nb-fund.ru/award/
В нашей стране появился отдельный класс предпринимателей, которые осуществляют довольно-таки большое количество проектов в социальной сфере. Главные проблемы в этой сфере – доступность финансовых ресурсов, сложности с получением помещений в аренду, выкупом или строительством, а также неосведомленность социальных предпринимателей о тех мерах поддержки, которые предлагаются как на федеральном, так и на региональных уровнях. Фонд «Наше будущее» является связующим звеном между социальными предпринимателями и властью, продвигая идеи социального предпринимательства и оказывая непосредственную помощь, как финансовую, так и образовательную, информационную.
В Ростовской области функционирует региональное представительство Фонда «Наше будущее». Свои вопросы и предложение вы можете направлять по эл.адресу: nb-fund.guseva@mail.ru (контактное лицо Гусева Ирина Ивановна, региональный представитель).
Сайт Фонда «Наше будущее»: http://www.nb-fund.ru
Актуальные изменения в законодательстве, касающиеся малого и микро бизнеса
Кошелев Ярослав – к.ю.н, Председатель Совета директоров
ООО "Консалтинговая группа "Бизнес"
Все изменения можно условно разделить на 2 категории:
- проводимые «под флагом» поддержки МСП;
- сильно влияющие на МСП.
Тенденции нормативного регулирования сферы МСП в России в той или степени обусловлены тезисами Послания Президента Федеральному Собранию и Перечнем поручений по его реализации.
Так, Посланием были предусмотрены «надзорные каникулы». Федеральным законом от 13.07.2015 г. были внесены соответствующие изменения и с 2016 по 2018 гг. не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса.
13.07.2015 г. подписан и опубликован Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которым с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.
«21.07.2014 г. федеральным законом добавлены исключения к сфере действия ограничительного режима проверок»:
"19) контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
20) контроль и надзор за обработкой персональных данных.".
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 701 предусмотрено увеличение длительности проверки с 15 до 50 часов, при проверки соблюдения трудового законодательства. При этом установлено, что этот срок может быть продлен в 2 раза!
Никак не повлияло на развитие МСП, поскольку проверки и так, фактически, не проводились.
Стабилизация законодательства, включая налоговое. Не выполнено, объем изменений недоступен для восприятия даже профессионального юриста. За период после Послания Президента в НК РФ было внесено 17 поправок.
При этом налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП предоставлены для настолько ограниченных сфер деятельности, что существенного эффекта от этих новелл не будет.
Заслуживает внимания Закон от 13.07.2015 г. об изменениях в НК РФ, вступающий в силу 01.10.2015 г., который даст субъектам РФ снижать ставки по спец. режимам, в т.ч. УСН; ЕНВД, а также расширил сферу действия патента и расширил виды деятельности, по которым возможно установление «налоговых каникул».
Касательно возможности устанавливать ставку по объекту налогообложения доходы в размере от 1 до 6% в зависимости от категории налогоплательщика. В Ростовской области никаких законопроектов по этому вопросу пока нет, НО НК РФ оперирует разными понятиями «Категория налогоплательщика» (например, ИП в возрасте до 30 лет) и «виды предпринимательской деятельности». Региональные власти воспринимают только виды деятельности и игнорируют категоризацию налогоплательщиков.
Доступ к закупкам субъектов МСП. Поправки в закон приняты, но, учитывая тот факт, что они касаются организаций с выручкой до 2-х млрд. руб., реального эффекта для микропредприятий эти меры не дадут.
В начале года руководство страны заявило, что планирует увеличить долю МСП в России и видит это приоритетной задачей развития экономики. Что в итоге сделали?
По ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам МСП относятся:
- коммерческие организации и ИП;
- доля государства и некоммерческих организаций прямо либо косвенно не превышает 25%;
- доля иностранных юрлиц не превышает 49% (ранее – 25%);
- доля российских юрлиц – не субъектов МСП не превышает 49% (ранее – 25%);
- средняя численность работников за год не превышает 250 человек (100-250 – среднее предприятие, до 15 – микро);
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:
микропредприятия – 120 млн. рублей;
малые предприятия – 800 млн. рублей;
средние предприятия – 2 млрд. рублей.
Эти значения были установлены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 г.
При этом категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Для сравнения:
- среднемесячная зарплата по РО за январь-апрель 2015 г. = 22 176 руб.
- 120 000 000 – 6% = 112 800 000 руб.
- если предположить, что у микропредприятия работает 15 человек, то на 1 человека получается 7 520 000 руб. в год, т.е. 626 666 руб. в месяц.
При этом на долю МСП, а понимай – свободного рынка в его классическом понимании относится менее 30% от совокупного объема национального дохода: более 70% которого формируют 199 предприятий, получивших прямую господдержку. По состоянию на апрель 2015 г. доля МСП составила примерно 20% ВВП.
При этом на долю МСП приходится около 25% всей продукции, производимой в стране. Что говорит об эффективности – поскольку инвестиции в капитал МСП – 6% от общего объема. По количеству субъектов МСП Россия в среднем в 2-3 раза ниже среднестатистической Европейской страны.
Перечень мероприятий по поддержке МСП утвержден Распоряжением Правительства № 98-р 27.01.2015 г.:
- Снижение избыточного антимонопольного контроля за счет: установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой;
- Расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения и снижение УСН до 1%, ЕНВД – до 7,5%;
- Введение патента для «самозанятых граждан»;
- Исключение доходов, получаемых в результате применения специальных режимов налогообложения, из оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации в целях расчета объема межбюджетных трансфертов
05.06.2015 г. Указом Президента РФ № 287 создана АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», основными задачами которой являются:
а) оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
б) привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.
Согласно Указа данная Федеральная корпорация получит от ВЭБа акции МСП-банка!
До 1 июля 2018 года продлен срок выкупа субъектами МСП арендуемого регионального и муниципального недвижимого имущества. Ранее указанный срок истекал 1 июля 2015 года. До 5 лет увеличен срок рассрочки оплаты такого помещения. С 5 до 3 лет снижен срок непрерывного владения помещением, которое может быть выкуплено!
Новейшая судебная практика, в частности, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.04.2015 N Ф05-1328/2015 по делу N А41-34818/14, указывает на то, что для использования субъектом МСП преимущественного права на приобретение ГОСУДАРСТЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ договора не обязательна. Кроме того, это право не прекращается даже в случае если договор истек, но фактическое пользование помещением продолжилось.
Кроме того, данное право не утрачивается даже в случае если субъект МСП использует часть здания, не поставленную на кадастровый учет в качестве самостоятельного помещения.
Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
2. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:
а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:
предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
Нормативными актами могут предусматриваться следующие меры поддержки МСП:
- установление специальных налоговых режимов (единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, Соглашение о разделе продукции, патентная система налогообложения).
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность – только для субъектов малого предпринимательства (даже если Вы не применяете налоговый спецрежим). Соответственно такие субъекты вправе не иметь в штате должности главного бухгалтера или не отдавать бухгалтерию «на аутсорсинг». Остальные – обязаны.
- льготный порядок приватизации гос-мун – имущества.
- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Влияющие:
По ч.2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также в соответствии с Приказом Росстата от 09.06.2015 N 263 "Об утверждении статистического инструментария для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году по итогам за 2015 год" в 2016 г. все субъекты МСП должны будут сдать формы федерального статистического наблюдения.
Статья 13.19 КоАП РФ. Нарушение порядка представления статистической информации
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
- Государство «пытается» увеличить стоимость жилья, сужая возможность для застройщика выбора страховой компании, что приведет к удорожанию стоимости страхового полиса – с 01.10.2015 г.
- Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности":
Выводы:
- Ждем дальнейшего снижения антимонопольного контроля за деятельностью субъектов МСП;
- Расширение сферы патентного налогообложения;
- Регионального закона по «льготным» ставкам УСН;
- Введения патента для самозанятых;
- Необходимо различное регулирование предоставления поддержки микропредприятиям и субъектам среднего предпринимательства;
- Установление налоговых послаблений для микропредприятий не в зависимости от их вида деятельности, а от категоризации (например, всем ИП в возрасте до 35 лет);
- Нормативное регулирование концепций венчурного финансирования;
- Создание ДО Корпорации в РО;
- Изменение на территории РО правил микрофинансирования субъектов МСП по принципу последовательного увеличения процентной ставки для каждого последующего займа, с одновременным упрощением процедуры выдачи займов уже существующим клиентами.
Основные инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростове-на-Дону
Солодкина Ольга – заместитель директора Департамента экономики Администрации г.Ростова-на-Дону
С учетом индивидуальных предпринимателей в городе зарегистрировано свыше 72 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. В бизнесе занято более 45% всех работающих в городе или более 194 тысяч человек. Доля малого и среднего бизнеса в общем обороте составляет 43%.
Традиционно привлекательной сферой деятельности для предпринимателей остается торговля (более 50% ИП, около 40% юрлица). В тоже время довольно высока доля занятых в строительстве и промышленных видах деятельности.
Мы ставим перед собой задачу, чтобы предприниматели Ростова имели возможность воспользоваться инструментами поддержки муниципального, регионального и федерального уровней. В текущем году за счет увеличения объема средств из областного и федерального бюджетов общий объем финансирования программы увеличится на 41%.
Комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, осуществляется Департаментом в рамках муниципальной программы «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону», утвержденной постановлением Администрации города от 11.03.2015 № 138.
Направления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ростова-на-Дону
В 2015 году в городе Ростове-на-Дону предприниматели могут получить следующие виды субсидий:
СУБСИДИИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ ПО УХОДУ И ПРИСМОТРУ ЗА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кто может воспользоваться?
Субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории города
Ростова-на-Дону.
Какие затраты можно возместить?
Затраты, фактически произведенные за период с 1 сентября года, предшествующего году подачи заявки на предоставление субсидии, до даты подачи заявки на:
- оплату аренды или выкупа помещения;
- ремонт (реконструкцию) помещения;
- покупку оборудования, мебели, материалов, инвентаря;
- оплату коммунальных услуг, услуг электроснабжения.
Размер субсидии - 85 процентов от обоснованных и документально подтвержденных затрат, но не более 1000,0 тыс. рублей.
Критерии отбора:
Размер средней заработной платы работников.
Количество созданных мест для детей.
Количество рабочих мест
Финансовые результаты деятельности по итогам работы
за предыдущий год
Объемы налоговых платежей в бюджет города Ростова-на-Дону
за предыдущий год и отчетный период текущего года согласно
расчету-обоснованию
Нормативная база:
- Муниципальная программа «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону», подпрограмма 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону»
- Постановление Администрации города Ростова-на-Дону
от 09.06.2015 № 483 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста»
Объем средств, предусмотренных в бюджете:
В бюджете города Ростова-на-Дону предусмотрено – 10000,0 тыс. рублей.
Когда можно подать заявку:
Заявки принимаются с 3 августа 2015 года до 30 сентября 2015 года.
Контактное лицо:
Семенец Руслан Альбертович (863) 240-71-56.
СУБСИДИИ НАЧИНАЮЩИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
Кто может воспользоваться?
Субъекты малого предпринимательства, срок предпринимательской деятельности которого со дня государственной регистрации до даты регистрации заявки на предоставление субсидии не превышает 12 месяцев.
Какие затраты можно возместить?
Затраты, произведенные с даты государственной регистрации начинающего предпринимателя до даты регистрации заявки на предоставление субсидии:
- стоимость приобретенных основных средств;
- часть арендных платежей;
- стоимость приобретенного программного обеспечения и услуг по его обновлению;
- стоимость услуг по получению лицензий;
- стоимости обучения сотрудников;
- стоимость услуг на рекламу.
Размер субсидии - 80 процентов от фактически произведенных затрат, но не более 300,0 тыс. рублей.
Критерии отбора:
Срок окупаемости бизнес-плана.
Количество созданных рабочих мест в рамках реализации бизнес-плана.
Размер заработной платы работникам в рамках реализации бизнес-плана.
Степень проработки бизнес-плана, содержание всей необходимой информации для комплексной оценки перспектив его реализации.
Отнесение деятельности начинающего предпринимателя к приоритетной сфере.
Количество созданных рабочих мест для инвалидов по состоянию на дату подачи заявки.
Период сохранения рабочих мест в течение срока реализации бизнес-плана.
Нормативная база:
- Муниципальная программа «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону», подпрограмма 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону»
- Постановление Администрации города Ростова-на-Дону
от 10.06.2010 № 430 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности»
Объем средств, предусмотренных в бюджете: В бюджете города Ростова-на-Дону предусмотрено – 900,0 тыс. рублей, планируется привлечение средств областного и федерального бюджетов в сумме – 20 000,0 тыс. рублей.
Когда можно подать заявку: Прием заявок планируется с 01.09.2015 года.
Контактное лицо: Семенец Руслан Альбертович (863) 240-71-56.
Кто может воспользоваться?
Субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории города Ростова-на-Дону, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах:
- промышленное производство;
- инновационная деятельность;
- производство импортозамещающей и экспортной продукции;
- защита окружающей среды;
- строительство;
- пищевая и перерабатывающая промышленность.
Какие затраты можно возместить?
Затраты, фактически произведенные не ранее 1 января года подачи заявки, в целях возмещения части стоимости: оборудования; устройств, механизмов, станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, относящихся ко второй и выше амортизационные группы; транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов).
Размер субсидии - 50 процентов от стоимости приобретенных основных средств, но не более 600,0 тыс. рублей.
Критерии отбора:
– рост средней заработной платы работников по сравнению с годом, предшествующим получению субсидии (при наличии работников);
– расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области за соответствующий год должна быть выше суммы субсидии.
Нормативная база:
- Муниципальная программа «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону», подпрограмма 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону»
- Постановление Администрации города Ростова-на-Дону
от 04.09.2012 № 743 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части стоимости приобретенных основных средств и (или) программного обеспечения»
Объем средств, предусмотренных в бюджете: В бюджете города Ростова-на-Дону предусмотрено – 1030,0 тыс. рублей, планируется привлечение средств областного и федерального бюджетов в сумме – 22 000 тыс. рублей.
Когда можно подать заявку: Прием заявок планируется с 01.09.2015 года.
Контактное лицо: Нога Борис Валентинович (863) 282-02-58.
СУБСИДИИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦЕЛЯХ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЧАСТИ ЗАТРАТ ПО ЛИЗИНГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ
Кто может воспользоваться?
Субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории города Ростова-на-Дону, заключившие договоры финансовой аренды (лизинга) и выступающие по ним в качестве лизингополучателей.
Какие затраты можно возместить?
Размер субсидии - 3/4 ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент уплаты лизингового платежа субъектом МСП, но не более 70% от фактически произведенных субъектом МСП затрат на уплату лизинговых платежей в текущем финансовом году.
Размер субсидии - 70 процентов от произведенных затрат без учета НДС, но не более 1 000,0 тыс.рублей.
Возмещаются фактические затраты, произведенные не ранее
1 января года, в котором подана заявка на субсидирование.
Критерии отбора:
– рост средней заработной платы работников по сравнению с годом, предшествующим получению субсидии (при наличии работников);
– расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области за соответствующий год должна быть выше суммы субсидии.
Нормативная база:
- Муниципальная программа «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону», подпрограмма 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону»
- Постановление Администрации города Ростова-на-Дону
от 05.09.2014 № 999 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат по лизинговым платежам»
Объем средств, предусмотренных в бюджете: В бюджете города Ростова-на-Дону предусмотрено – 1 000,0 тыс. рублей, планируется привлечение средств областного и федерального бюджетов в сумме – 23 000 тыс. рублей.
Когда можно подать заявку:Прием заявок планируется с 01.09.2015 года.
Контактное лицо: Лысенко Владимир Викторович (863) 240-21-67.
СУБСИДИИ В ЦЕЛЯХ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЧАСТИ РАСХОДОВ ПО УПЛАТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ПРИВЛЕЧЕННЫМ КРЕДИТАМ, ПОЛУЧЕННЫМ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЦЕЛИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Кто может воспользоваться?
Юридические лица (коммерческие организации) и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в городе Ростове-на-Дону.
Какие затраты можно возместить?
Часть расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам на инвестиционные цели за период не более 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором была подана заявка:
- строительство, реконструкция;
- приобретение оборудования;
- модернизация производства товаров (работ, услуг);
- рефинансирование ранее полученных кредитов на реализацию инвестиционных проектов;
Размер субсидии - 50 процентов от фактических расходов, произведенных заемщиком по уплате процентов (по одному или нескольким кредитам), но не более 5 млн. рублей.
Критерии отбора:
– рост средней заработной платы работников по сравнению с годом, предшествующим получению субсидии;
– создание дополнительных рабочих мест.
Нормативная база:
- Муниципальная программа «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе
Ростове-на-Дону», подпрограмма 1 «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности на территории города Ростова-на-Дону»
- Постановление Администрации города Ростова-на-Дону
от 26.10.2012 № 930 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий в целях возмещения части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам, полученным на инвестиционные цели, в том числе инновационной направленности»
Объем средств, предусмотренных в бюджете: В бюджете города Ростова-на-Дону предусмотрено – 18000,0 тыс. рублей.
Когда можно подать заявку: Прием заявок планируется с 01.09.2015 года.
Контактное лицо: Заярская Наталья Анатольевна (863) 240-62-63.
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Субсидии предоставляются субъектам МСП:
а) при отсутствии у получателей субсидий процедур реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) при наличии свидетельства о государственной регистрации или свидетельства о постановке на учет в налоговом органе получателей субсидий на территории города Ростова-на-Дону;
в) при отсутствии у получателей субсидий задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему, в том числе в бюджеты государственных внебюджетных фондов (за исключением задолженности, по которой оформлены в установленном порядке соглашения о реструктуризации, соблюдаются графики погашения задолженности и своевременно осуществляются текущие платежи);
г) при отсутствии у получателей субсидий просроченной задолженности по заработной плате;
д) при отсутствии у получателей субсидий просроченной задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом города и областным бюджетом;
е) при фактическом уровне заработной платы работников получателей субсидий:
– для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организаций, осуществляющих утилизацию биологических отходов, – не ниже 1,2 величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Ростовской области;
– для иных юридических лиц – не ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Ростовской области;
– для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций потребительской кооперации, сельскохозяйственных потребительских кооперативов – не ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Ростовской области.
Справочно: постановлением Правительство Ростовской области от 23.07.2015 № 475 величина прожиточного минимума в Ростовской области за II квартал 2015 г. для трудоспособного населения установлена в размере 10 406 рублей.
Организации, образующие инфраструктуру поддержки предпринимательства
РОСТОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА предоставляет займы на льготных условиях для финансирования предпринимательской деятельности в рамках муниципальной программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрозаймы предоставляются в валюте Российской Федерации на основании договора.
Максимальная сумма займа - 1 млн. рублей, минимальная сумма – не установлена.
Срок займа: не более 12 месяцев.
Процентная ставка: 10,0 процентов годовых от суммы фактической задолженности.
Условия получения микрозайма:принадлежность к субъектам малого или среднего предпринимательства регистрация и осуществление деятельности на территории города Ростова-на-Донуотсутствие задолженностей по платежам в бюджет наличие обеспечения займа - залог автотранспорта, оборудования или другого имущества (не менее 150 % от суммы займа), поручительство третьих лиц.
По всем вопросам обращайтесь по адресу: г. Ростов-на-Дону,
ул. Станиславского, 130 или по телефонам: 8(863) 204-01-68, 298-81-07, e-mail: info@rmfpp.ru.
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» (НП «РРАПП»)
Агентство создано по инициативе Администрации Ростовской области при поддержке Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области и Российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса.
В рамках своей деятельности НП «РРАПП» оказывает комплекс услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области по вопросам развития, юридического и бухгалтерского сопровождения бизнеса, защиты и представления интересов предпринимателей при взаимодействии с органами государственной власти, консалтинговой и методической поддержки организаций и предпринимателей региона, а также объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
НП «РРАПП» принимает активное участие в реализации государственных и областных программ и проектов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Ежегодно Агентство проводит серии семинаров для предпринимателей муниципальных образований Ростовской области, направленных на повышение уровня правовой грамотности владельцев и руководителей предприятий.
НП «РРАПП» ежегодно принимает участие в проведении социологических и маркетинговых исследований, выявляющих наиболее актуальные проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса.
Агентство предоставляет займы субъектам малого и среднего предпринимательства.
Особое внимание в своей работе НП «РРАПП» уделяет начинающим предпринимателям. Агентство является компанией, управляющей деятельностью Ростовского регионального бизнес-инкубатора.
Получить консультацию можно:
- в порядке приема, обратившись по адресу ул. Социалистическая, 53;
- по телефону «горячей линии»: +7(863) 2623515;
- On-line: mail@rrapp.ru.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
«НОВЫЙ РОСТОВ»
По инициативе Администрации города Ростова-на-Дону знания и умения ростовских предпринимателей, профессиональных консультантов, финансистов, знатоков систем управления и маркетинга объединились в общем проекте, 26 мая в городе Ростове-на-Дону состоялось торжественное открытие муниципального центра развития предпринимательства НОВЫЙ РОСТОВ.
НОВЫЙ РОСТОВ – это школа теории, практики и культуры предпринимательства, центр поддержки и коммерциализации стартапов, это крупнейший городской коворкинг в самом центре Ростова-на-Дону.
Благодаря удобному месторасположению, НОВЫЙ РОСТОВ пользуется популярностью у широкой аудитории. Центр размещен на 3 этаже в здании бывшей табачной фабрики «Донской табак» с общей площадью 1180,1 кв.м. по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 170, (вход со стороны ул. М. Горького, 151).
В центре имеется несколько зон для работы предпринимателей и граждан, желающих организовать свое дело: рабочее пространство (оборудованные рабочие места), площадка для переговоров, амфитеатр для проведения лекций и семинаров, конференц-зал, площадка для работы консультантов по вопросам ведения предпринимательской деятельности и оборудованная зона отдыха.
Комплекс мероприятий, реализуемых муниципальным центром развития предпринимательства включает:
1. Информационно-консультационные услуги по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, бизнес-планирования, привлечения финансовых ресурсов, преодоления административных барьеров в предпринимательской деятельности.
2. Научно-практические мероприятия - по вопросам развития малого и среднего предпринимательства - проведение конференций, семинаров, «круглых столов». Участникам семинаров и «круглых столов» предоставляются методические и информационные (презентационные) материалы.
3. Проведение социологических исследований по вопросам изучения состояния делового климата, в том числе проблем и перспектив развития малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону.
4. Обучающие программы для граждан, желающих организовать собственное дело, и начинающих предпринимателей по основам предпринимательской деятельности на безвозмездной основе.
Контакты: г. Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 151, 3 этаж, тел.: 268-89-11; телефон горячей линии - (8) 804 333 99 11.
ЭКСПЕРТИЗА МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Экспертиза нормативных правовых актов проводится на предмет наличия в действующих нормативных правовых положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории города Ростова-на-Дону.
Инициаторами (заявителями) проведения экспертизы нормативных правовых актов выступают:
- заинтересованные структурные подразделения, отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Ростова-на-Дону;
– представители общественности - это организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, объединения предпринимателей, члены Совета по предпринимательству при Администрации города Ростова-на-Дону, научные организации, высшие учебные заведения, субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности;
– Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области;
– иные заинтересованные лица.
Предложения о проведении экспертизы нормативного правового акта заявителям необходимо направлять в Департамент экономики города Ростова-на-Дону по адресу: 344002, ул. Большая Садовая, д.47, каб. 418 или по адресу электронной почты: prom@rostov-gorod.ru, в теме сообщения указать «Предложения по экспертизе нормативного правового акта».
Предложения должны содержать следующие сведения:
– реквизиты действующего нормативного правового акта;
– имеющуюся у заявителя информацию о наличии положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности;
– имеющуюся у заявителя информацию о потенциальных участниках публичных консультаций и их квалификации;
– иную информацию, по мнению заявителей, позволяющую оценить обоснованность предложения, или указание на отсутствие иной информации
В настоящий момент в сети Интернет по адресу:
http://www.rostov-gorod.ru/?ID=30618 проходит экспертизу постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 11.03.2015 № 138 «Об утверждении муниципальной программы «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону».
Концепция клуба «Предпринимательская среда»
Медведева Татьяна – генеральный директор ООО «Профессиональные образовательные технологии», автор проекта
Для чего мы придумали этот проект?
Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в регионах России, предлагается провести работы по созданию позитивного образа российского предпринимателя, в том числе социального, и вовлечение субъектов предпринимательства в диалог об общих правилах и нормах ведения дел и морально-этическом облике, а также проведение просветительской деятельности о культуре и этике бизнеса на территории Ростовской области.
Чем мы можем помочь предпринимателям?
Современный предприниматель, как руководитель и лидер, должен владеть наукой деловых отношений, уметь устанавливать и поддерживать цивилизованные отношения с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты. Предприниматель – это не только генератор идей, но и их проводник. Предприниматель должен заботиться о том, чтобы в организации укрепилась атмосфера доверия в общении. Кроме того, он устанавливает и поддерживает внешние контакты. В связи с этим предприниматель проводит совещания и переговоры, участвует во взаимодействии со СМИ, организует деловую переписку, заботится об имидже организации, выступает в дискуссиях и дебатах с оппонентами. Важная функция предпринимателя – ведение диалога с государственными органами. Одним словом, предприниматель взаимодействует с людьми и руководит ими, поэтому его задача – не только научиться эффективному общению, но и транслировать свою культуру и этику другим. Мы поможем Вам в этом!
Задачи проекта:
Стимулировать партнерские отношения предпринимателей Ростовской области с Донской государственной публичной библиотекой, организовать площадку для обмена опытом и налаживания деловых отношений среди предпринимателей города Ростову-на-Дону и области в форме центра поддержки деловых коммуникаций на базе отдела деловой и социальной информации Донской государственной публичной библиотеки.
Популяризовать культуру использования информационных ресурсов библиотеки и технологий удаленного пользования информационными услугами библиотеки среди предпринимателей, продвигать имидж библиотеки как культурно-информационного центра социальных и деловых коммуникаций Ростовской области.
Оказывать поддержку предпринимателям - действующим и начинающим - в развитии бизнеса. Для этого предлагаем всем заинтересованным лицам принимать участие в ежемесячных собраниях участников Клуба с целью получения полезных знаний и навыков, развития партнерских и дружеских отношений. На мероприятиях организаторы создают непринужденную, творческую и доверительную обстановку, которая стимулирует развитие личных коммуникаций. В качестве экспертов выступают успешные действующие предприниматели, представители органов власти и общественных организаций.
Все мероприятия в рамках деятельности клуба - БЕСПЛАТНЫ.
Адрес клуба «Предпринимательская среда» в сети Интернет: www.roshep.nethouse.ru
По вопросам участия и партнерства: +7(919) 882-20-74 (Татьяна Медведева)
Редактор-составитель: И.В Мошкин, к.э.н.
Макетирование и печать ООО «Профессиональные образовательные технологии» 346069, г. Ростов-на-Дону, пер. Авиамоторный, 28/1, 97 E-mail: info@profedutech.ru