Эксклюзив
Мошкин Игорь Валерьевич
08 июля 2015
9019

Дистанционная торговля: Обзор рынка электронной коммерции

Нарастающая нестабильность мировых рынков, усиление глобальной конкуренции для российских предпринимателей в контексте вступления России во ВТО требуют активного применения возможностей дистанционных (в частности, информационных и интернет-сетевых) технологий в своей деятельности.

Если ранее ресурсы экономического развития были достаточно жестко привязаны к территориям, технологиям, то в настоящее время главным ресурсом становится интеллект (знания[1]), финансы и информация. Ресурсной реструктуризации во многом способствовало также развитие Интернета как среды, не имеющей границ для существования и распространения информации.

В России электронный бизнес еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Важная особенность России состоит в её масштабной территориальной распределенности. В силу этого электронизация практически во всех областях не может осуществляться на основе управления только из федерального центра, подразумевая сетевое распределение контента.

Данная тенденция обусловлена тем, что функционирование предпринимательских структур в виртуальном пространстве способствует, во-первых, сбалансированному и эффективному взаимодействию всех субъектов предпринимательства, во-вторых, активизации инвестиционного и инновационного потенциала региона и, в-третьих, повышению экономической и социальной эффективности бизнеса в целом.  Таким образом, система электронного бизнеса требует постоянного совершенствования взаимодействия экономических субъектов, создания инфраструктурной среды, устойчивой к непрерывно растущим потребностям пользователей и готовой к тому, что в будущем эти потребности еще более возрастут. Дело в том, что ожидания и запросы потребителей увеличиваются практически со скоростью развития сети Интернет.

Наблюдаемая тенденция объединения потребительского рынка и сети Интернет предполагает существенное расширение границ рынка до масштабов глобального. Создание современной информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг в России, эффективная интеграция ее в мировые рынки способно обеспечить существенное снижение издержек в российской экономике, высвобождая необходимые ресурсы для экономического роста.

Определение понятия электронной торговли невозможно без определения и четкого разграничения таких понятий, как «электронная коммерция» и «электронный бизнес». Термин же «дистанционная торговля» в контексте современного уровня развития общества и технологий коммуникации следует рассматривать через взаимодействие посредством различного рода сетей и соответствующего программного обеспечения. Хотя наряду с таким проявлением взаимодействия на рынке, по прежнему, имеет место быть купля-продажа через каталоги «сетевых» магазинов и службы доставки, в том числе, Почту России.

В настоящее время в научной экономической и бизнес литературе отсутствует четкое разграничение этих терминов. На наш взгляд, электронная коммерция является составной частью элек­тронного бизнеса, т.к. помимо коммерческих отношений бизнес-деятельность включает в себя процессы, связанные с внут­рифирменным менеджментом, организацией взаимоотношений с партнерами, дочерними предприятиями, государственными структурами, кредитными организациями и др. 

Категория «региональный электронный бизнес» отражает институциональную трансформацию традиционных отношений экономических субъектов регионального хозяйства в условиях формирующейся интернет-экономики. Региональность уровня электронного бизнеса идентифицируется достаточно условно, поскольку информационный контент, генерируемый субъектами экономических отношений, беспрепятственно распространяется по всей Сети, а территориальное деление, разграничение на зоны или сегменты в сети Интернет осуществляется формально.

Следует отметить, что первоначальный толчок в  развитии электронной коммерции произошел благодаря вкладу торговых организаций, которые создавали системы электронной коммерции и использовали возможности Интернета как дополнительного коммерческого канала сбыта и маркетинга.  

Таким образом, одним из основных направлений развития электронной коммерции является элек­тронная торговля. Электронная торговля – это коммерческая деятельность, направленная на осуществление актов купли-продажи товаров с использованием телекоммуникационных сетей. Данное определение базируется на фундаментальном понятии «торговая деятельность», конкретизирует электронную торговлю как составную часть торговли, выделяя ее в одно из направлений внемагазинной формы продажи товаров. Также предложенное определение разграничивает электронную торговлю и электронную коммерцию в индустрии услуг, одновременно с этим не ограничивает электронную торговлю только организацией продажи товаров через Интернет, учитывая возможность использования для этих целей других телекоммуникационных сетей.

Существуют различные классификации бизнес-моделей электронной тор­говли. Большинство из предлагаемых классификаций отно­сятся исключительно к электронной коммерции и не содержат точных классифицирующих признаков применительно к электронной торговле. Наиболее часто выделяются такие классификационные признаки  электронной коммерции, как деление видов электронной коммерции по природе проводимых операций и в зависимости от имеющейся возможности представить в электронной, или цифровой, форме продаваемый товар/услугу, поставщика/посредника и процесс проведения сделки (трансакции).

В общем виде классификация электронной торговли отражает основные особенности этого направления электронной коммерции и может способство­вать более четкому разграничению функций существующих и вновь создавае­мых предприятий электронной торговли, а также более адекватному отобра­жению в российском законодательстве реалий электронной коммерции и электронной торговли (рис. 1).

Рис. 1. Классификация электронной торговли

В настоящее время Россия занимает 62-е место среди стран, внедряющих информационные технологии в деловую среду. Доля российского рынка Интернет-торговли занимает около 0,01% от мирового рынка. Это косвенно свидетельствует о том, что на сегодняшний день рынок электронной торговли и коммерции в целом в России имеет потенциал для роста. Тем не менее, существующий темп роста оборота электронной торговли в России находится на высоком уровне. Следует также отметить превышение темпов роста оборота электронной торговли над темпами роста общего оборота торговли. Даже в 2009 году на фоне мирового финансово-экономического кризиса и снижения общего оборота торговли, оборот электронной торговли возрос на 26% (таблица 1). Одним из немногих сегментов рынка стран BRIC (как впрочем, и более развитых индустриальных держав), на которые не оказал влияния кризис, оказалась онлайн-торговля.

Таблица 1 - Динамика оборота торговли РФ

Показатели

2007 г

2008 г

2009 г

Оборот электронной торговли

млрд. руб.

195,4

304,8

384,2

% к предыдущему году

197,78

155,96

126,05

Оборот торговли РФ

 

млрд. руб.

36177,6

46626,2

43931,2

% к предыдущему году

126,35

128,88

94,22

Доля оборота электронной торговли в общем обороте торговли РФ, %

0,540

0,654

0,874

Доля оборота электронной торговли в общем обороте торговли РФ в рассматриваемом периоде ежегодно увеличивается. А с 2003 года по 2010 год она возросла в 7 раз (в абсолютных значениях), тем не менее, оставаясь при этом незначительной превышающей 1%, что также подтверждает наличие позитивных перспектив развития данного сегмента рынка.

Электронная торговля в мировой практике является одним из способов поддержки малого и среднего бизнеса. Традиционно малый бизнес в торговле и оказании посреднических услуг считается самым популярным видом малого бизнеса в России, по нашим оценкам на их долю приходится более 60% от общего оборота малых предприятий. 

В перспективе можно ожидать, что доля малого бизнеса в интернет-торговле будет еще больше расти, так как увеличение количества продаж, в том числе с использованием новых технологий – верный путь для развития малых предприятий.

Перспективность применения инструментов электронной торговли в сфере малого бизнеса обусловлена тем, что при невысоких затратах создания и функционирования предприятий обеспечиваются равные с крупными компаниями условия ведения экономической деятельности, открывается доступ ко всему рынку потенциальных покупателей, улучшается информационная поддержка рынка. У малого торгового бизнеса есть возможности успешно конкурировать с крупными компаниями – торговыми сетями, задействовав новейшие технологии продаж и продвижения продукции,  в связи с тем, что стоимость создания сайта или портала значительно дешевле, чем аренда самой небольшой торговой площади.

Отношение к  информационным технологиям, культура и  электронная грамотность субъектов малого предпринимательства определяют ключ к  выходу  на  новый качественный   уровень   ведения бизнеса. Вместе с тем имеет место неоднозначность развития электронной торговли в России. В 2001 г. в России присутствовало 362 интеренет-магазина, причем 85% из них не поддерживали так называемые «on-line» платежи систем электронных денежных переводов. По состоянию на июнь 2010 г. в России работает порядка 5000 интернет-магазинов (табл. 2)[2].

Таблица 2 - Развитие электронной розничной торговли в России (2007-2010 гг.)[3]

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Аудитория Рунета, млн. чел.

26,5

38

55

59

Доля Интернет-покупателей среди посетителей Рунета

16

14,9

13,8

12,9

Количество Интернет-покупателей, млн. чел.

4,25

5,7

7,7

10,3

Российская розничная электронная коммерция, млн. долл.

757,2

820,3

902,4

1009,2

 

Касаясь данных о интернет-аудитории в России. Среди этих впечатляющих цифр нужно отметить опережающий рост числа активных пользователей на фоне замедления роста общего числа пользователей всемирной сети. Новой тенденцией становится рост доли россиян-пользователей Интернет старших возрастных групп.

Объем торговли посредством сети Интернет в конце 2009 г. составил 150 млрд. руб., показав положительную динамику (20% к 2008 г.). В абсолютных показателях это почти в сто раз меньше, чем оборот традиционной розничной торговли (14517 трлн. руб. в 2009 г. по данным Росстата).

По другим данным в 2009 г. объем электронной коммерции в России составил 110 млрд. руб., в 2010 г. он составил около 240 млрд. руб., показав прирост более чем 100%. Тем не менее, отмечается, что объем электронных продаж в России сегодня составляет менее 0,5% ВВП, в то время как в Европе и США этот показатель колеблется от 14% до 17%[4].

Вместе с тем, оборот традиционной розничной торговли в 2009 г. впервые с 2000 г. снизился на 5,5%, что говорит о возможностях роста электронной коммерции.

В ходе исследования рынка дистанционной интернет-торговли нами были выявлены следующие потенциальные возможности его роста.

Прежде всего, обратим внимание на ассортимент предлагаемых через Интернет товаров, который по-прежнему остается узким, а на самом рынке свободны значительные рыночные ниши, при том, что дистанционная торговля легко допускает малый и средний бизнес, а барьер входа в эти ниши при отсутствии необходимости налаживать товарный поток относительно невысок.

Значительный резерв для развития интернет-торговли представляют собой региональные рынки. Но существенной проблемой, нерешенной в регионах, является проблема с доставкой товара конечному покупателю.

В настоящий момент реализовать бизнес-процессы, максимально используя дистанционные Интернет-технологии, позволяет сфера обращения, поскольку здесь работает большое число организаций, обращается существенная доля капитала и обеспечивается реализация важнейших после производства стадий общественного воспроизводства – распределение и обмен. Например, более трети из 100 крупнейших американских сетевых торговых систем считают возможным повысить свой доход, оказывая услуги электронной коммерции. В 2012-2015 гг. сетевые торговые компании планируют получить доходы от участия в глобальном  электронном рынке в размере 375 млрд. долл., а к 2020 г. – 535 млрд. долл.[5]

Для современной российской предпринимательской практики стало характерным использование возможностей глобального рынка электронной коммерции, что говорит о вписывании национального бизнеса в общемировую тенденцию информацизации экономических отношений.

При эффективном использовании систем электронной коммерции гарантируются минимальные временные затраты и экономия живого труда. Системы электронной коммерции, безусловно, являются не только техническим инструментом, обеспечивающим покупателям мгновенный доступ к коммерческим предложениям продавцов, сокращающим время обслуживания клиентов, уменьшающим объемы оборота наличных денежных средств в экономике.

Таким образом, поиск наиболее перспективных направлений развития и диверсификации рынка электронной коммерции в России на ближайшие годы, возможности его приспособления к реалиям российского потребительского рынка является актуальной проблемой, решение которой предоставляет как государству, так и предприятиям и гражданам, ряд преимуществ. Для покупателей - это удобство, надежность, практичность, экономия времени при осуществлении покупок. Для продавцов – увеличение рынков присутствия, рост объемов продаж, повышение скорости оборота оборотных средств, снижение издержек, что в совокупности повышает конкурентоспособность и устойчивость бизнеса в динамичной среде современного бизнеса.

Дистанционные технологии сети Интернет позволяют связать в единую цепочку поставщика — производителя и производителя — потребителя товаров, работ или услуг (реальных или виртуальных). Пользователем такой электронной системы может быть как корпоративный клиент (взаимодействие B2B), так и конечный потребитель (взаимодействие B2C). Ключевыми факторами успешной реализации бизнес-модели в российском межкорпоративном секторе (В2В) являются:

1) большое количество участников и проводимых транзакций, что повышает ценность и эффективность бизнес-модели и обусловливает переход от справочной системы к торговой;

2) стандартизированные и легкоформализуемые товары и услуги;

3) невысокие цены за подключение к торговым информационным системам и модулям;

4) высокая функциональность торговых информационных систем, предоставляющая возможность торговаться по одному или сразу по нескольким направлениям;

5) наличие сервиса (логистические, финансовые, страхования и т.д.).

Применение новых информационных технологий в области межкорпоративной электронной торговли ведет к снижению прямых закупочных издержек и издержек, связанных с организацией, оформлением, учетом и доставкой товара; позволяет предприятиям иметь меньшие материально-технические запасы и с большей эффективностью реагировать на информацию об изменениях спроса, уменьшая риск затоваривания. Получаемая за счет этого экономия может составлять для компаний разных секторов от 15 до 50%[6].

По оценкам компании PricewaterhouseCoopers (PwC) дистанционные интернет-технологии ведения торгово-закупочной деятельности позволяют участникам торговых площадок сэкономить более 20% от своих общих затрат на снабжение и сервис. По оценкам, приведенным в отчете инвестиционной компании Goldman Sachs, закупки через электронные биржи и аукционы могут сэкономить предприятиям от 2% в угольной промышленности до 40% в сфере электронных компонентов. По оценкам компании Boston Consulting Group, объем межкорпоративных продаж через Интернет к 2011 г. достигнет 40% от общего объема продаж в корпоративном секторе — как онлайновых, так и офлайновых.

Использование электронных торговых систем предоставляют возможность снижения издержек как у производителей товаров и услуг, так и потребителей. Факторы снижения издержек, существующих в традиционной и в электронной коммерции, при использовании Интернет-технологий представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Факторы снижения издержек при использовании дистанционных интернет-технологий

Название фактора

Содержание

Снижение затрат на получение маркетинговой информации

Интернет — наиболее дешевый источник информации. Для использования таких методов маркетинговых исследований, как опросы, эксперименты, анкетирование и т. п., нет необходимости лично встречаться с респондентами

Снижение расходов на рекламу

В Интернете себестоимость создания и обслуживания рекламы ниже, а аудитория рекламного воздействия обычно ближе к целевой аудитории, чем при использовании традиционной рекламы

Снижение расходов на внутренние коммуникации

Экономия рабочего времени и соответственно снижение расходов на оплату труда за счет уменьшения числа и продолжительности совещаний, командировок, телефонных переговоров, сокращения времени на поиск нужной информации

Снижение расходов на внешние коммуникации

Автоматизированные сбор и обработка заказов, доступ через вебсайт к информации о состоянии заказа, сроках его исполнения существенно снижают нагрузку менеджеров. Разместив ответы на стандартные вопросы на сайте, а также, предложив задавать вопросы по e-mail, компании уменьшают потребность в телефонных линиях и обслуживающем персонале. При наличии региональных офисов или представителей, партнеров в других городах (странах) осуществляется экономия на междугородних (международных) звонках и поездках

Снижение расходов на аренду офисных помещений, организацию рабочих мест и т. д.

Многие сотрудники могут работать в удаленном режиме, находясь дома (телеработа)

Использование более дешевой рабочей силы

Снижение расходов за счет использования труда работников, проживающих в регионах с более низким уровнем оплаты труда

Снижение затрат на закупки товаров и услуг

Использование электронной коммерции делает возможным проведение закупок в автоматическом или полуавтоматическом режиме

Вся эта статистика свидетельствует о том, что с каждым днем все активнее становится роль электронной коммерции в экономике России. Следовательно, просто необходимо проведение глубокого исследования статистики данной отрасли, что в настоящее время не осуществляется. Зайдя на официальный сайт Федеральной Службы Государственной статистики в раздел Предпринимательство в подразделе IT-технологии мы не находим информации о секторах электронной коммерции: B2B, B2C и прочих.

Выведение статистики электронной коммерции на высокий профессиональный уровень позволит законодательной власти опереться на статистические материалы и разработать эффективную нормативно-правовую базу, которая бы регулировала правоотношения в этой сфере. Без организации адекватного статического наблюдения в этом направлении это будет проблематичным. Собрать, сгруппировать и проанализировать эти цифры – это главная задача, которая требует неотлагательного решения Федеральной службой государственной статистики России.

[1] Скорев М.М. Образование как институциональный фактор воспроизводства знания и человеческого капитала в условиях неоэкономики: Дис. … докт. эконом. наук. Ростов-н/Д. 2004. – С. 12-13.

[2] http://www.forbes.ru/svoi-biznes/49308-tsifry [Электронный ресурс]. Дата обращения 25.06.2010 г.

[3] www.e-commrerce.ru

[4] По данным аналитического центрa Review Intellecom  / [Электронный ресурс] http://intellicon.ru/2011/1/tendencii-razvitiya-rynka-elektronnoy-kommercii Дата обращения 03.04.2010 г.

[5] По данным исследовательского центра Nielsen Media Research /[Электронный ресурс] http://www.nielsen.com/us/en/measurement/global-consumer-confidence.html. Дата обращения 30.06.2010 г.

[6] По данным аналитического агентства Morgan Dean Witter Research / [Электронный ресурс] http://www.techrepublic.com/article/morgan-stanley-dean-witter-gives-cisco-strong-buy-rating/5033147 Дата обращения 28.07.2010 г.

Мошкин И.В. к.э.н.,

Южный федеральный университет

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован