Эксклюзив
Мошкин Игорь Валерьевич
08 июля 2015
7630

Государсвенная поддержка предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики

Аннотация Формирование новой экономической системы России сопровождается модернизационными изменениями общественного процесса воспроизводства и становлением механизмов хозяйствования. В инвестиционной сфере это связано с созданием и развитием механизма аккумулирования стоимости валового внутреннего продукта, не использованной в конечном потреблении, и превращения ее в инвестиции. В связи с этим, выделение проблемы трансформации результатов развития предпринимательства в устойчивое развитие экономики приобретает особую актуальность и значимость.

Ключевые слова: предпринимательство, инфраструктура, развитие, конкуренция, регулирование, государственная поддержка, инновации, инвестиции.

Summary

Formation of new economic system of Russia is followed by modernization changes of public process of reproduction and formation of mechanisms of managing. In the investment sphere it is connected with creation and development of the mechanism of accumulation of the cost of gross domestic product which isn't used in final consumption, and its transformations into investments. In this regard, allocation of a problem of transformation of results of development of business in a sustainable development of economy gains special relevance and the importance.

Keywords: business, infrastructure, development, competition, regulation, state support, innovations, investments.

В настоящее время, можно утверждать, что сформировались внешние необходимые условия, которые обусловили распространение отношений, в основе которых заключены принципы трансформации форм собственности, организационных структур, методов и форм управления. 

Последние десятилетия российской экономики соответствуют трансформации плановой централизованной экономики, которая позволила подойти к открытой рыночной системе хозяйствования. В ходе такой трансформации экономика потеряла большую часть своей инновационной способности, потому что старые директивные модели управления инновациями исчезли или становились малоэффективными в новых условиях. Тем не менее, постепенно формируется и открывает возможности для экономического роста новая инновационная система, адаптированная к рыночным реалиям и острым вызовам времени.

Экономики развивающихся стран стремительно теряют интерес со стороны инвесторов. Требуется новая идея развития, позволяющая не только сохранить характеристики  устойчиво развивающихся, но и показывать высокие показатели экономического роста. Вместе с тем, приоритетом большинства инвесторов является максимальное извлечение прибыли в минимально возможные сроки, что несет под собой потребность подавления конкурентов, как внутренних, так и внешних. Причем немногочисленные примеры международной кооперации сводятся к продаже развивающимся стратам устаревающих технологий.  В таких условиях представляется недостаточной действенность существующих механизмов развития конкурентных преимуществ предпринимательских организаций и обеспечения устойчивости экономики.

Переход на управление с использованием экономических методов управления в условиях рыночных отношений требует коренного совершенствования организационно-экономического механизма управления предприятием, изменения управленческой концепции. При решении этой проблемы традиционный эмпирический подход с использованием метода проб и ошибок неприемлем ввиду ограниченности времени на экономические эксперименты и возрастания риска банкротства предприятия.

Перед российскими регионами и крупными индустриальными мегаполисами стоят важнейшие задачи:

- восстановление способности экономики воспринимать и осуществлять инновации и на этой основе проведение модернизации технологическо-производственной базы территории;

- эффективное и комплексное использование научно-технического потенциала территории для качественного изменения уровня жизни населения;

- диверсификация экономики в сторону наукоемких отраслей производства товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости и уровнем конкурентоспособности.

Для реализации названных задач на уровне городского округа нужна последовательная муниципальная инновационная политика, способная объединить вместе в рамках городской инновационной системы всех заинтересованных участников, определить их роли и обязанности и мотивировать для последовательных и системных действий. Большое значение в этом процессе отводится инвестиционным стратегиям и декларациям развития.

Разнообразие, неоднородность стартовых условий и конкретных обстоятельств осуществления реформ в регионах, резкие различия в последствиях этих действий на уровне субъектов федерации не стали основанием для перехода к осмысленной государственной региональной политике. Таким образом, одна из основных причин обострения национальных и региональных проблем – отсутствие комплексного, системного подхода государства к их решению.

Парадоксально, но предпринимательство для государства, с одной стороны является фактором устойчивого социально-экономического развития, а с другой стороны – осложняет работу институциональных процессов. Данное положение приобретает высокую теоретическую и практическую значимость при характеристике предпринимательских организаций и выявлении факторов, оказывающих на них доминирующее влияние.

Все же, предпринимательство представляет собой эффективную форму организации производственной и непроизводственной деятельности и традиционно занимает существенную долю в рыночной структуре, является одним из ее определяющих элементов. Значимость малого и среднего предпринимательства в территориальном развитии определяется тем, что оно содействует развитию конкурентоспособности путем использования ценовых преимуществ, повышения качества, новизны производимой продукции.

Отсутствие адекватного современным экономическим реалиям механизма соблюдения интересов государства, частного бизнеса и граждан, снижает эффективность использования средств дефицитных бюджетов всех уровней. В силу этого актуальность экономико-теоретических разработок в области построения дорожных карт, стратегий и планов формирования эффективных механизмов хозяйственной деятельности экономических субъектов становится практически значимой задачей функционирования института государственно-частного партнерства. При этом существующий методологический подход в области применения концепции технологических дорожных карт определяет основу работы по исследованию предпринимательства в контексте реализуемых программ долгосрочного развития, принятых в Российской Федерации и общемировых тенденций и представляет обзор мирового и российского опыта применения стратегий развития предпринимательства и работы в условиях правил Всемирной торговой организации.

В настоящее время, формулируя будущее социальной и экономической динамики, все более распространенной становится концепция предпринимательства как основы для «устойчивого развития», характеристики оптимального сочетания целей, средств и результатов хозяйственной деятельности. Вместе с этим, в контексте постиндустриального оформления экономик развитых стран, включая и Россию, наряду с ускорением научно-технического прогресса, развитием технологий, усилились и неопределенности будущего. В связи с этим, требуется инструментарий для подготовки к очередной фазе нестабильности. Прогнозируемая реакция на вызовы во многом обусловлена совершенствованием существующих организационно-экономических правил управления предпринимательскими организациями, которые влияют на соответствующий уровень эффективности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики в целом.

Устойчивость социально-экономического развития является одним из важнейших направлением стратегического развития и эффективного позиционирования на мировом рынке. Данная проблема актуальна особенно в развивающихся странах, в России. На современном этапе приоритетным фактором устойчивого социально-экономического развития в условиях быстрых изменений и нарастающих нестабильностей, становятся инструменты поддержки предпринимательства. Предпринимательство выступает стабилизирующим фактором развития. Это обуславливает факт того, что все в большей степени динамика и качество экономического развития определяется характером воспроизводственных процессов.

Системное стратегическое управление и определение системы организационно-экономического взаимодействия субъектов предпринимательства имеет существенную не только теоретическую, но и практическую значимость. Это обусловлено тем, что в этом случае раскрывается потенциал отдельных хозяйственных единиц, территорий, из которых складывается потенциал отдельных регионов и страны в целом. Выход на траекторию устойчивого экономического роста при сопоставимых рисках, возможен при условии отлаженных, скоординированных действий по преобразованию экономических и социальных систем, в том числе и на основе формализованных подходов. Вместе с тем, еще предстоит разрешить сложную дилемму. Вырабатывать универсальный подход в ущерб особому пути развития или допускать отклонения в виде уникальных траекторий, в рамках общей концепции развития.

По нашему мнению, требуется формирование такой институциональной системы, при которой действующие правила обеспечивают такие параметры производства благ и услуг, при которых создается реальная основа для эффективного взаимодействия всех участников процесса.

Обоснование необходимости в разработке новых подходов к управлению формированием инновационной среды малого предпринимательства в целях повышения устойчивости экономической системы, выступает одним из направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. При этом, одной из наиболее востребованных форм для малого и среднего бизнеса в РФ является прямая финансовая поддержка из бюджета. Направления финансовой поддержки различаются в зависимости от отраслевой специфики, от продолжительности ведения предпринимательской деятельности и от возможности возмещения государством тех или иных затрат, произведенных субъектом предпринимательства.

Ограничения и препятствия для развития предпринимательства отражаются на конкурентоспособности российских компаний, как на внутреннем, так и на внешних рынках. На отдельных рынках и сегментах рынка иностранные компании, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают большими конкурентными преимуществами по сравнению с российскими. Здесь, о необходимости применения косвенных мер государственно поддержки производителей  в условиях членства России в ВТО свидетельствует факт того, что в структуре российского экспорта в настоящий момент сохраняется преобладание сырьевых отраслей.

Очевидным являет факт того, что снижение спроса на товары и услуги оказывает негативное влияние на результаты деятельности предпринимательских организаций и ведет к сокращению собственных средств, вынуждая идти на снижение издержек за счет сокращения производства, увольнения персонала, свертывания программ собственного развития и т.д. Из-за нехватки или отсутствия средств субъекты предпринимательства вынуждены использовать стратегию оптимизации (минимизации) налоговых платежей, в том числе посредством ухода в неформальный сектор экономики или  сокрытия части собственных доходов.

Для эффективной государственной экономической политики по обеспечению конкуренции необходимо использовать активные методы стимулирования конкуренции и мы видим подтверждающие это примеры. Сингапур значительно повысил свою глобальную конкурентоспособность, позиционируя ИКТ в центре национальных стратегий развития и инноваций. Создание хорошо спланированного и управляемого города с прекрасно развитой инфраструктурой, наряду с централизованной системой образования, способствовало развитию предпринимательства и привлечению инвесторов в Сингапур и, в свою очередь, положительно повлияло на развитие экономики страны.

Термины «устойчивость» и «устойчивое развитие» применяются для характеристики различных сторон жизнедеятельности человека. Однако причины широкого использования объясняются не столько универсальностью, сколько противоречивостью, слабой разработанностью концепций устойчивого развития. Таким образом, единого подхода к идентификации того, что такое устойчивое развитие не сложилось и по настоящее время. По нашему мнению, в общем широком смысле, под устойчивым развитием следует понимать некий управляемый процесс изменения показателей определенной системы при поддержании ее динамического равновесия, обеспечении расширенного воспроизводства при условии сохранения ресурсной базы и окружающей среды с целью удовлетворения потребностей и роста уровня жизни населения.

Вместе с тем, сложившиеся организационно-экономические отношения, территориальное разнообразие и нарастающие вызовы, требует историко-генетического учета их специфики при разработке и внедрении новых ориентиров и подходов в своем развитии. Эти параметрические характеристики во многом определяют возрастание роли принимаемых управленческих решений на всех уровнях государственной власти. Государству в XXI веке, посредством изменения динам ических показателей социально-экономического развития и решения стратегических задач, связанных с превращением бизнесов в устойчивые саморазвивающиеся системы, отводится ведущая организующая и объед иняющая роль.

В процессе становления отечественной рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в потенциальной возможности каждого быть собственником своего дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более обнаруживается в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных организовать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива предпринимательская деятельность.

Переход к устойчивому развитию – это, прежде всего, создание нового образа мышления, нового сознания в обществе, что наиболее трудно, и что вместе с социально-экономическими и экологическими трансформациями обеспечит переход к новой цивилизации. При этом стратегия развития должна соответствовать социальному, духовному, экологическому, экономическому и ресурсному потенциалу, базироваться на приоритете национальных интересов устойчивого развития.

Полагаем, что устойчивость как специфическое качество достигается в результате преодоления действия различных факторов, она не является постоянной на продолжительном периоде временной шкалы. Это взаимозависимая последовательность циклов изменения состояний внутри отдельного цикла со скачкообразным переходом состояний в конце цикла на новый качественный уровень, который означает новую фазу. Таким образом, что устойчивость и устойчивое развитие являются управляемыми процессами и существуют объективные и субъективные механизмы, подходы, способы, алгоритмы и технологии, позволяющие реализовывать регулирование и управление ими.

Большая часть существующих проектов, относящихся к сфере реализации устойчивого развития, являются по своей сути теоретическим. Недостаток практических мероприятий в данной сфере объясняется отсутствием явного инструментария оценки устойчивости развития и определения его условий. Поэтому диагностирование устойчивости развития возможно только при наличии определенной системы показателей.

В России имеются достаточные внутренние источники финансовых ресурсов для решения существующих проблем и достижения стабильных темпов роста. Основная задача сводится к оптимизации использования этого потенциала путём создания соответствующей институциональной системы, учитывающей траекторию предшествующего развития и способной максимально снизить трансакционные издержки этого процесса.

Список использованной литературы

  1. North, D., Wallis, J., Weingast,  B., 2009, Violence, natural states, and open access orders Journal of Democracy, № 20 (1), pp. 55–68.
  2. Оболенский В.П. Либерализация и протекционизм в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник, 2013, № 3, С. 3-18.
  3. Шаститко, А., Авдашева, А., Голованова, С. Конкурентная политика в период кризиса // Вопросы экономики, 2009, № 3, С. 58.
  4. Изрядова, О. Инвестиции в основной капитал // Экономическое развитие России, 2012, №7.
  5. Бабкин, К.А., Кузнецов, А.В. и др. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // ВТО-Информм, SBS, Москва, 2012.
  6. Global Competition: The New Reality, Report of the President's Commission on Competitivenessб Vol. 2б Washington, DC: US Government Printing Office, 1985.

УДК 332

Мошкин Игорь Валерьевич, к.э.н., доцент, ЮФУ,

Хубулова Вероника Васильевна, к.э.н., декан, РАНХиГС

Максимов Дмитрий Андреевич, магистрант, РГЭУ «РИНХ»

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован