В последнее время Законодательное собрание Ленинградской области, когда-то очень тихое и едва заметное, регулярно становится эпицентром нешуточных политических страстей. Не успела забыться история с чудесным избранием и скоропостижной отставкой областного "сенатора" Альфреда Коха, как неожиданно (правда, ненадолго) сгустились тучи над бессменным спикером Собрания В. Климовым.
И это в тот момент, когда, по словам губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, в России становится "все больше желающих посмотреть на работу ЗакСа и перенять опыт законодательной работы депутатов Ленобласти". Но для развития этой, без сомнения, отрадной тенденции, по мнению губернатора, депутатам "необходимо сохранять стабильность работы".
Однако выполнять доброе напутствие В. Сердюкова в последнее время становится все сложнее. Стабильности угрожает... молодость, а точнее - молодые областные парламентарии, действующие под старым проверенным лозунгом "молодым везде у нас дорога".
Возмутителей депутатской безмятежности их более солидные коллеги награждают разными эпитетами - от "активных" и "перспективных", до "резвых" и "хватких". Председатель Законодательного собрания Виталий Климов, предложение об отставке которого также поступило именно от этой энергичной группы, считает, что "молодые депутаты занимаются не политикой, а политиканством", и собираются превратить областной парламент в некий "инструмент исполнения своих интересов".
Коллеги по работе - не единственные, кого затронула деятельность инициативной группы депутатов. Речь зашла уже о некоем противостоянии правительству области. Хотя "противостояние" - не совсем верный термин для характеристики тех отношений, которые сложились между депутатами и представителями администрации. Скорее, это полемика по распределению полномочий, или, как называют такие отношения сами участники процесса, - "перетягивание одеяла".
Чтобы продемонстрировать сей увлекательный процесс на практике и не быть голословными, приведем один любопытный пример. Дело касается спора вокруг полномочий, связанных с утверждением программ территориального экологического фонда.
Территориальный экологический фонд (ТЭФ) Ленинградской области образуется в целях компенсации причиненного ущерба и вреда окружающей природной среде Ленинградской области. Средства ТЭФ входят в состав областного бюджета Ленинградской области на правах целевого бюджетного фонда и используются на реализацию природоохранных мероприятий региональной целевой программы по охране окружающей природной среды, утвержденной Законодательным собранием Ленинградской области.
Один из главных инициаторов активной группы депутатов, председатель комиссии Законодательного Собрания по экологической безопасности Дамир Шадаев считает, что утверждение правительством Ленобласти программы в части расходования средств ТЭФ является "нарушением существующего законодательства". По его словам, согласно закону о создании ТЭФ, утверждение программ, представленных областным правительством в части расходования средств фонда, входит в компетенцию Законодательного собрания.
В интервью корреспонденту ИА "Росбалт" он также сообщил, что депутатов "поставили перед фактом": в связи с тем, что предыдущим созывом собрания были определены только направления и объемы средств на природоохранные мероприятия в 2002 г., а адресной программы принято не было, она утверждается постановлением губернатора.
Именно этот факт г-н Шадаев и расценивает, как нарушение законодательства, так как функции, которые относятся к компетенции Законодательного собрания, были исполнены органами власти исполнительной. "Это не вполне соответствует ни существующим законам, ни той идеологии, которую мы закладываем в наши взаимоотношения", - подчеркнул депутат.
Возникает правомерный вопрос - а что написано в законе? Смотрим областной закон "О порядке образования и использования средств территориального экологического фонда Ленинградской области". Статья 3, пункт 2: "Правительство Ленинградской области вносит на утверждение Законодательного собрания Ленинградской области одновременно с проектом областного закона об областном бюджете Ленинградской области на очередной год перечень природоохранных мероприятий областного и местного значений и смету доходов и расходов территориального экологического фонда". Вот так - четко и ясно, черным по белому. Заметим сразу: не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Сначала - о разнице принципиальной. Д. Шадаев говорит о "программе" территориального экологического фонда, хотя речь идет всего лишь о "перечне" природоохранных мероприятий, который может быть создан на основании решения правительства Ленинградской области. В данном случае - это смешение разных по содержанию понятий. Перечни мероприятий иногда (неверно) называют программами, хотя последние имеют другой правовой статус.
Интересными в данном вопросе являются комментарии начальника отдела охраны окружающей среды и экологического мониторинга Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Дмитрия Деларова, который лично наблюдал процесс принятия "программы-перечня".
По словам Д. Деларова, в строгом соответствии с требованиями упомянутой выше статьи закона о ТЭФ, все перечисленные в ней документы после соответствующего заседания областного правительства были направлены на рассмотрение Законодательного собрания.
Представитель администрации области также заметил, что, по сути, Законодательное собрание должно было иметь только один документ - смету доходов и расходов. Однако с целью обеспечения максимальной прозрачности, по инициативе областного правительства было предложено утвердить одновременно со сметой приложение с адресным распределением средств. При рассмотрении бюджета в третьем чтении это приложение, уже по инициативе депутатов собрания, было исключено, - заметил г-н Деларов.
В интервью корреспонденту ИА "Росбалт" он также сделал важную ремарку - адресный перечень рассматривался профильными комиссиями собрания. В частности, по словам г-на Деларова, он не раз обсуждался на совместном заседании профильной комиссии по экологической безопасности и представителей Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды. "Работа с депутатами велась, и мы ничего не пытались скрыть", - подчеркнул он. В итоге, решением правительства Ленинградской области, на основании утвержденной депутатами Законодательного собрания сметы доходов и расходов, перечень работ был утвержден.
Этот пример - лишь небольшая иллюстрация деятельности группы наиболее активных областных депутатов. Д. Шадаев свои позиции сдавать без боя не намерен. Соглашаясь с тем, что полномочия парламента могут быть делегированы исполнительной власти, он считает, что "делегированием увлекаться не нужно", так как это "негативно влияет на роль и статус работы народных избранников".
В свою очередь, представители администрации Ленобласти, и, в частности, Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды, работают над формализацией процесса принятия всех документов, чтобы подобных ситуаций не возникало в принципе. По словам заместителя председателя данного комитета Бориса Прохорова, подобные проблемы возникают из-за заинтересованности депутатов в решении проблем именно своего округа, с одной стороны, и объективности правительства области - с другой.
В связи с этим комитет, по его словам, поставил перед собой задачу "нормализовать нормативно-правовую базу, которая позволит объективно и гласно принимать важные решения, а также решить проблему неизбежного субъективизма народных избранников".
Посмотрим, удастся ли областной исполнительной власти это сделать и чем на это ответят местные законодатели.
07/06/2002
www.rosbalt.ru