30 марта 2008
1631

`Данафлекс` ушел в глубину

"Данафлекс" в полушаге от одобрения "Роснанотехом" выделения компании $35 млн. Прибывший в Казань генеральный директор ГК "Роснанотех" Анатолий Чубайс лично убедился, что в отличие от многих других проектов строящийся "Данафлекс", завод по производству гибкой упаковки, действительно использует нанотехнологии. Участники рынка скептически оценивают преимущества новых технологий, считая их рискованными инвестициями при наличии конкурентоспособных альтернатив.

В конце прошлой недели генеральный директор ГК "Роснанотех" Анатолий Чубайс посетил строящийся под Казанью завод ЗАО "Данафлекс" по производству гибкой упаковки с использованием нанотехнологий, для того чтобы лично оценить проект, в который "Роснанотех" предполагает инвестировать порядка $35 млн. Еще столько же планирует вложить ЗАО "Данафлекс", а оставшиеся $130 млн будут покрыты денежными потоками дочерней компании. По сведениям "где Деньги", часть средств в качестве кредита может выделить "ТрансКредитБанк", который в середине марта открыл в Казани свой офис.
По словам генерального директора ЗАО "Данафлекс" Айрата Баширова, инвестиционный проект рассчитан на 7 лет, поэтому кризис никак не повлияет на сроки его реализации и окупаемости. Первая очередь предприятия уже готова к сдаче в эксплуатацию, а полностью строительство завода планируется завершить к 2012 году. Проект предусматривает создание трех производств, связанных с внедрением нанотехнологий. Первый - производство соэкструдированных полиолефиновых пленок на основе нанокомпозитов, позволяющих увеличивать срок хранения пищевых продуктов. Второй проект касается нанесения специальных высокобарьерных покрытий на основе оксидов металлов, что также позволит сохранять продукты при снижении содержания консервантов и значительном уменьшении газопроницаемости. Третий проект - специальная маркировка токопроводящими красками, аналогичная штрихкодам.
Проект "Данафлекс" вошел в число первых заявок от Татарстана в "Роснанотех" на соискание инвестирования и сегодня имеет наибольшие шансы. Как сообщили "где Деньги" в госкорпорации, проект уже получил предварительное положительное заключение инвестиционного комитета и правления госкорпорации. Окончательное решение - за наблюдательным советом ГК "Роснанотех", который обсудит заявку "Данафлекса" в середине апреля.
По словам господина Баширова, емкость российского рынка гибкой пленочной упаковки неуклонно увеличивается и на сегодняшний день по разным оценкам составляет 220-400 тыс. т, а наиболее вероятная оценка емкости рынка упаковки, запечатанной флексографской печатью, составляет 100-110 тыс. т. По данным "Данафлекса", ее доля в общем объеме российского рынка гибкой упаковки составляет 12%, при этом компания занимает 60% рынка в сегменте гибкой упаковки для масложировой промышленности и 20% - для кондитерской. В 2008 году производство упаковки составило 12,5 тыс. т в месяц. С запуском новых линий производства "Данафлекс" планирует увеличить свою долю на рынке России до 15% и намерено выйти на рынок Западной Европы. Как объяснил Айрат Баширов, было бы глупо просто ждать завершения кризиса. "Всем известно, что кризисное время - показательное время: слабые участники рынка уйдут, сильные укрепятся, завоевав новые позиции. Сильным сегодня окажется тот, кто сможет предложить потребителю нечто новое, нестандартное, такое, чего больше никто предложить не может! Поэтому нами было принято решение о внедрении нанотехнологий в процесс производства гибкой упаковки", - сказал "где Деньги" господин Баширов.
По мнению опрошенных "где Деньги" аналитиков, планы компании вполне реалистичны. В последние годы спрос на упаковку стабильно рос на 15-20% в год. Даже в условиях кризиса рынок гибкой упаковки в России имеет достаточно стабильные показатели. Так, по оценке директора Академии конъюнктуры промышленных рынков (АКПР) Константина Коблова, снижение производства в этом сегменте рынка превысит 10%. Аналитик объясняет устойчивость этого сегмента рынка в условиях кризиса его привязкой к пищевой промышленности, где сокращение спроса идет очень медленно.
Впрочем, опрошенные "где Деньги" участники рынка скептически оценивают конкурентные преимущества, которые даст "Данафлексу" использование нанотехнологий. Они считают, что новые технологии слишком дороги, и это довольно рискованно в нынешних условиях. Развитие технологий идет стремительно и вполне возможно, что через год-другой на рынке появятся более эффективные с финансовой точки зрения технологии. Кроме этого, уже сейчас некоторые российские конкуренты используют альтернативные "классические" технологии для достижения аналогичного результата, которые требуют заметно меньших первоначальных инвестиций. Так, по словам Дмитрия Ожегина, руководителя пресс-службы ООО "Биаксплен" (один из лидеров российского рынка гибкой упаковки) технология 9-слойной пленки "Барбикс", которую использует его компания, является хорошей альтернативой применения нанотехнологий в производстве, к тому же более дешевой.
Константин Коблов подтвердил, что в зарубежной практике упаковка с применением нанотехнологий может стоить на 25-45% дороже схожих по свойствам "обычных" материалов. Однако аналитик выразил уверенность, что производство высокобарьерных упаковочных материалов с нанокомпозитными покрытиями в долгосрочной перспективе позволит "Данафлексу" упрочить позиции на рынке.
Любопытно, что в компаниях, где уже используются нанотехнологии, "где Деньги" рассказали о значительной экономии ресурсов. Так, по словам Владимира Кожевникова, директора саратовского ООО "Москатель", на производство тонны продукции лако-красочных материалов использованием нанотехнологий его предприятие тратит в 3,5 раза меньше электроэнергии, что "в результате удешевляет себестоимость продукции". При этом он сообщил, что те немногие предприятия, которые уже работают с нанотехнологиями, сейчас вынуждены принимать решения об афишировании либо сокрытии этого факта, в зависимости от позиции клиента. По словам господина Кожевникова, многие вещи, которые выдаются за нанотехнологии, науке давно известны. "Сегодня мы находимся на пике повышенного интереса к нанотехнологиям, и на фоне тенденции "на нано денег жалеть не будем" многие ученые и предприятия охотно добавляют к своим разработкам приставку "нано" без всякого на то основания, - рассказал г-н Кожевников. - А это приводит к тому, что многие потенциальные потребители начали воспринимать "нано" как большой блеф".

Справка
ЗАО "Данафлекс" было создано в 2001 году. Основным направлением деятельности компании является производство гибких упаковочных материалов. По данным компании, ее доля в общем объеме российского рынка гибкой упаковки (среди российских и зарубежных компаний) составляет 12%, в том числе занимает 60% рынка в сегменте гибкой упаковки для масложировой промышленности и 20% - для кондитерской. 66% продукции "Данафлекс" реализуется в регионах РФ, 30% - в Татарстане и 4% идет на экспорт.
Средние темпы роста компании за последние 3 года составили 68%. Доход "Данафлекса" за 2007 год составил $47,5 млн, выручка в 2008 году - $67 млн. План инвестиций компании "Данафлекс" в течение 7 лет - $165 млн, а прогнозируемый годовой выпуск к 2015 году - 52 тыс. т товарной продукции. Поставщиками производственного сырья ЗАО "Данафлекс" являются "Казаньоргсинтез" и "Нижнекамскнефтехим".

30.03,2008
www.g9e.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован