Эксклюзив
Жак Ладислав
09 декабря 2025
39

Давайте, быть немного мудрыми…

Предлагаю читателям текст выступления, которое я подготовил для конференции «Человек в современной системе интересов общества» в Твери 5.-6. декабря 2025. Желаю читателям всего доброго, спокойные Рождества и успешный год 2026…

Уважаемые коллеги, дорогие друзья, дамы и господа...

Сердечно приветствую всех из предрождественской Праги. Благодарю за приглашение и возможность высказать несколько замечаний по ключевым вопросам нашей конференции, изложенным в информационном письме.

Наиболее серьезным и в то же время актуальным является вопрос о том, «каким образом Человек, его интересы и мировоззрение трансформируются в условиях глобальных изменений — технологических, экономических и цивилизационных…»

Информационное письмо содержит и другие важные тезисы. Один из них основан на идее Александра Бузгалина, что «главный критерий общественного прогресса — это прогресс Человека».

В конце информационного письма содержится цель нашей конференции, которая заключается в «реактуализации на основе историко-системного, междисциплинарного обсуждения проблемы Человека в современной системе интересов общества в условиях глобальной гегемонии капитала, глубокой трансформации геоэкономической системы и становления конфигурации новой мирохозяйственной системы».

Это большие слова высокого полёта, как говорят в России. Позвольте мне немного их приземлить. Прежде всего, мне не нравится слово «человек» с большой буквы «Ч». Спрашивать о человеке – значит спрашивать о его ближних. Современная наука, прежде всего физика и философия, приводит нас к тому, что наших ближних становится всё больше и больше.

Фундаментальные принципы и законы физики, и их экспериментальное применение все более интенсивно ведут к подтверждению справедливости так называемой «потрясающей гипотезы» Фрэнсиса Крика о нашем разуме, который «во всех аспектах является не чем иным, как поведением огромного набора нервных клеток и связанных с ними молекул».

Это приводит к тезису, что «мы, люди, как и другие живые существа, являемся отпечатками или образцами в структуре материи». Если мы сможем так себя воспринимать, это освободит нас от гетто обманчивого чувства собственной исключительности и исключительности наших желаний и наших ближних. Это самообман, обман нашего собственного сознания, который является нашей тюрьмой, как когда-то заметил Альберт Эйнштейн.

Важным контекстом восприятия нашего мира является осознание того факта, что вещи и явления очень трудно могут существовать сами по себе. Они существуют прежде всего во взаимосвязи с другими. Это не интуитивный вопрос, но его применение дает все больше хороших объяснений нашей реальности. Он занимает прочное место во многих восточных философиях, особенно в буддизме, где его основателем является Нагарджуна. Однако с реляционной интерпретацией реальности работают и некоторые древние африканские и западные философии. Существует также реляционная интерпретация квантовой механики, сторонником которой является давно очень влиятельный теоретический физик Карло Ровели, кстати, большой поклонник и пропагандист идей Александра Богданова.

Речь не идет о полном отрицании классической онтологии, но показывает, что она больше не имеет монополии на описание реальности. Не только с точки зрения науки для человека становится все более важным осознавать, что существование индивидуума без существования других является не только практически, но и теоретически очень проблематичным и спорным. Столько о притязаниях человека на большую букву «Ч».

Мы, люди, каждый из нас, с древних времен стремимся к лучшей жизни, по возможности, как можно быстрее и по пути наименьшего сопротивления. В то же время мы жаждем справедливости, которую представляет собой тот факт, что мы не кормим паразитов. И в-третьих, мы видим справедливость в том, что никто не имеет больше, чем мы.

Так было, есть и будет. Это ответ на вопрос, как трансформируются или будут трансформироваться интересы человека в вышеупомянутых меняющихся условиях. Сущность и основное направление человека остаются прежними. Речь идет о его самой сущности, которая находится в глубоком конфликте с реляционным толкованием реальности. Но такова жизнь.

Зададимся вопросом, как эта сущность и направленность людей отражается на форме человеческих сообществ. Большинство современных стандартных сообществ и обществ признают своим членам право на жизнь, свободу и стремление к личному счастью, как это выражено в американской Декларации независимости, написанной четверть тысячелетия назад. Существует бесчисленное множество вариантов, более старых и более молодых, со всех уголков мира, но их сущность остается той же. Речь идет о писаном праве, но насколько оно естественно…?!? Что составляет сущность и основное направление человеческого общества…?!?

Прежде всего, это достаточная внутренняя разнородность и способность адаптироваться к новым внешним условиям. Вечным условием является функционирование в условиях нехватки ресурсов. Нехватка ресурсов имеет двойной эффект. Она является питательной почвой для инноваций и творчества и в то же время ограничивает появление паразитов. Сегодняшнее общество слишком требовательно, люди требуют самых разных прав, но не хотят ничего знать об обязанностях и ответственности. Основные права человека имеют смысл только при условии, что мы чувствуем ответственность и обязанность защищать их для других. Мы ничто без других. В этом суть реляционной интерпретации, которую мы так легко и просто игнорируем или даже не допускаем.

Общество должно быть устойчивым и стремиться к тому, чтобы его приняли как можно больше его членов. Легко превратить общество в притон или логово избранных, полный страха перед внешним миром и внутренней изменой. Открытое общество должно заботиться о возможности тройного воспроизводства как отдельных лиц, так и общества в целом. Речь идет о биологическом, социально-экономическом и духовном воспроизводстве. Речь идет об обществе, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Именно это открытие возможностей, культивирование свободы и разнообразия является частью того, что называется «хорошим управлением». Это всегда смесь власти и мудрости. То, чего нам сегодня больше всего не хватает в нашей жизни, – это именно мудрость на всех возможных уровнях.

В заключение позвольте мне немного преувеличить, сказав, что героем нашего времени остается «лишний человек» Лермонтова, Тургенева, Пушкина и других классиков. Давайте помнить об этом, когда будем строить грандиозные научные теории и планы по созданию нового, лучшего общества. Давайте подумаем обо всех лишних людях вокруг нас и спросим себя, сколько из них действительно бесполезны, для скольких из них это жизненная позиция, а сколько из них мы сами заставили играть эту печальную роль. Давайте спросим себя, не являемся ли мы сами лишними людьми...

Давайте, будем хотя бы немного мудрыми...

Спасибо за внимание..

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован