Предлагаю читателям текст выступления, которое я подготовил для конференции «Человек в современной системе интересов общества» в Твери 5.-6. декабря 2025. Желаю читателям всего доброго, спокойные Рождества и успешный год 2026…
Уважаемые коллеги, дорогие друзья, дамы и господа...
Сердечно приветствую всех из предрождественской Праги. Благодарю за приглашение и возможность высказать несколько замечаний по ключевым вопросам нашей конференции, изложенным в информационном письме.
Наиболее серьезным и в то же время актуальным является вопрос о том, «каким образом Человек, его интересы и мировоззрение трансформируются в условиях глобальных изменений — технологических, экономических и цивилизационных…»
Информационное письмо содержит и другие важные тезисы. Один из них основан на идее Александра Бузгалина, что «главный критерий общественного прогресса — это прогресс Человека».
В конце информационного письма содержится цель нашей конференции, которая заключается в «реактуализации на основе историко-системного, междисциплинарного обсуждения проблемы Человека в современной системе интересов общества в условиях глобальной гегемонии капитала, глубокой трансформации геоэкономической системы и становления конфигурации новой мирохозяйственной системы».
Это большие слова высокого полёта, как говорят в России. Позвольте мне немного их приземлить. Прежде всего, мне не нравится слово «человек» с большой буквы «Ч». Спрашивать о человеке – значит спрашивать о его ближних. Современная наука, прежде всего физика и философия, приводит нас к тому, что наших ближних становится всё больше и больше.
Фундаментальные принципы и законы физики, и их экспериментальное применение все более интенсивно ведут к подтверждению справедливости так называемой «потрясающей гипотезы» Фрэнсиса Крика о нашем разуме, который «во всех аспектах является не чем иным, как поведением огромного набора нервных клеток и связанных с ними молекул».
Это приводит к тезису, что «мы, люди, как и другие живые существа, являемся отпечатками или образцами в структуре материи». Если мы сможем так себя воспринимать, это освободит нас от гетто обманчивого чувства собственной исключительности и исключительности наших желаний и наших ближних. Это самообман, обман нашего собственного сознания, который является нашей тюрьмой, как когда-то заметил Альберт Эйнштейн.
Важным контекстом восприятия нашего мира является осознание того факта, что вещи и явления очень трудно могут существовать сами по себе. Они существуют прежде всего во взаимосвязи с другими. Это не интуитивный вопрос, но его применение дает все больше хороших объяснений нашей реальности. Он занимает прочное место во многих восточных философиях, особенно в буддизме, где его основателем является Нагарджуна. Однако с реляционной интерпретацией реальности работают и некоторые древние африканские и западные философии. Существует также реляционная интерпретация квантовой механики, сторонником которой является давно очень влиятельный теоретический физик Карло Ровели, кстати, большой поклонник и пропагандист идей Александра Богданова.
Речь не идет о полном отрицании классической онтологии, но показывает, что она больше не имеет монополии на описание реальности. Не только с точки зрения науки для человека становится все более важным осознавать, что существование индивидуума без существования других является не только практически, но и теоретически очень проблематичным и спорным. Столько о притязаниях человека на большую букву «Ч».
Мы, люди, каждый из нас, с древних времен стремимся к лучшей жизни, по возможности, как можно быстрее и по пути наименьшего сопротивления. В то же время мы жаждем справедливости, которую представляет собой тот факт, что мы не кормим паразитов. И в-третьих, мы видим справедливость в том, что никто не имеет больше, чем мы.
Так было, есть и будет. Это ответ на вопрос, как трансформируются или будут трансформироваться интересы человека в вышеупомянутых меняющихся условиях. Сущность и основное направление человека остаются прежними. Речь идет о его самой сущности, которая находится в глубоком конфликте с реляционным толкованием реальности. Но такова жизнь.
Зададимся вопросом, как эта сущность и направленность людей отражается на форме человеческих сообществ. Большинство современных стандартных сообществ и обществ признают своим членам право на жизнь, свободу и стремление к личному счастью, как это выражено в американской Декларации независимости, написанной четверть тысячелетия назад. Существует бесчисленное множество вариантов, более старых и более молодых, со всех уголков мира, но их сущность остается той же. Речь идет о писаном праве, но насколько оно естественно…?!? Что составляет сущность и основное направление человеческого общества…?!?
Прежде всего, это достаточная внутренняя разнородность и способность адаптироваться к новым внешним условиям. Вечным условием является функционирование в условиях нехватки ресурсов. Нехватка ресурсов имеет двойной эффект. Она является питательной почвой для инноваций и творчества и в то же время ограничивает появление паразитов. Сегодняшнее общество слишком требовательно, люди требуют самых разных прав, но не хотят ничего знать об обязанностях и ответственности. Основные права человека имеют смысл только при условии, что мы чувствуем ответственность и обязанность защищать их для других. Мы ничто без других. В этом суть реляционной интерпретации, которую мы так легко и просто игнорируем или даже не допускаем.
Общество должно быть устойчивым и стремиться к тому, чтобы его приняли как можно больше его членов. Легко превратить общество в притон или логово избранных, полный страха перед внешним миром и внутренней изменой. Открытое общество должно заботиться о возможности тройного воспроизводства как отдельных лиц, так и общества в целом. Речь идет о биологическом, социально-экономическом и духовном воспроизводстве. Речь идет об обществе, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Именно это открытие возможностей, культивирование свободы и разнообразия является частью того, что называется «хорошим управлением». Это всегда смесь власти и мудрости. То, чего нам сегодня больше всего не хватает в нашей жизни, – это именно мудрость на всех возможных уровнях.
В заключение позвольте мне немного преувеличить, сказав, что героем нашего времени остается «лишний человек» Лермонтова, Тургенева, Пушкина и других классиков. Давайте помнить об этом, когда будем строить грандиозные научные теории и планы по созданию нового, лучшего общества. Давайте подумаем обо всех лишних людях вокруг нас и спросим себя, сколько из них действительно бесполезны, для скольких из них это жизненная позиция, а сколько из них мы сами заставили играть эту печальную роль. Давайте спросим себя, не являемся ли мы сами лишними людьми...
Давайте, будем хотя бы немного мудрыми...
Спасибо за внимание..